Кентербери, Кентерберийская сцена или Кентерберийское звучание термины описывающие общность музыкантов прогрессивного рока, музыкантов-авангардистов, джазменов, многие из которых работали в городе Кентербери (Англия, графство Кент) и его окресностях в конце 1960-х начале 1970-х годов. Многие известные британские авангардные и фьюжн-музыканты начинали свою карьеру в кентерберийских коллективах, в частности Фред Фрит, Алан Холдсуорт и Питер Блегвад. С годами, по мере того, как участники коллективов менялись и возникали новые группы, термин стал чаще использоваться для обозначения музыкального стиля, поджанра, нежели территориальной общности музыкантов.
Кентерберийская сцена в общих чертах определяется набором музыкантов и коллективов со сложными переплетениями связей через общих участников. При этом большой музыкальной схожести нет, но тем не менее просматривается общие черты психоделии, абстрактных текстов, использования импровизации, унаследованной от джаза. «Истинная суть кентерберийского звучания это противоречие между сложными гармониями, расширенными импровизациями с одной стороны и искренним желанием писать цепляющие популярные песни с другой.» «В лучшей кентерберийской музыке музыкально глупое и музыкально серьёзное очаровтельным образом слито воедино.»
Внутри самой сцены наблюдалось резнообразие, например, от подобных поп-року ранних Soft Machine и большей части Caravan, до пьес авангардной композиции ранних National Health и далее до импровизационного джаза поздних Soft Machine и In Cahoots. Дидье Малерб (из группы Gong) определял кентерберийскую сцену как имеющую «определённые смены аккордов, в частности с использованием аккордов с малой секундой, определённые гармонические сочетания, великую ясность эстетики и способ импровизации весьма далёкий от джазовых традиций.»
Не утихает полемика вокруг самого факта существования сцены и её определения. Так гитарист, скрипач и композитор группы Henry Cow Фред Фрит утверждает, что нет никакой «кентерберийской сцены». Дейв Стюарт объясняет такой терминологический аспект: то, что он и многие другие музыканты называли «кентерберийской сценой» никогда не имело отношение к одноимённой местности. Бывший бас-гитарист Soft Machine Хью Хоппер, живущий в Уитстейбле близ Кентербери, сказал: «Я думаю, что это скорее искусственный ярлык, журналистская штучка Я не против, но такие люди как Роберт (Уайетт), а он на самом деле ненавидит эту идею, потому что он родился где-то ещё и просто так получилось, что он пошёл в школу здесь. В то время как начинали Wilde Flowers, мы в Кентербери вряд ли уже работали. Ничего бы и не началось до тех пор, пока Роберт и Дэвид не поехали в Лондон, чтобы организовать Soft Machine. На самом деле они не были кентерберийской группой [] если это помогает людям понимать или слышать больше музыки, то это здорово»
Сцена имела один основной корень, это была группа Wilde Flowers, образованная в 1964 году. В разное время в её состав входили почти все основатели Soft Machine и Caravan, групп, которые воспитали музыкантов многих других более поздних коллективов. Зарождение кентерберийской сцены можно частично проследить с 1960 года, когда австралийский битник Дэвид Аллен снимал гостевой домик у родителей Роберта Уайетта в Лиддене, в десяти милях на юг от Кентербери. Аллен привёз с собой большую коллекцию джазовых записей, другой стиль жизни и джазового барабанщика Джорджа Нидорфа, который научил Уайетта играть на барабанах. В 1963 году Уайетт, Аллен и Хью Хоппер организовали коллектив Daevid Allen Trio (Трио Дэвида Аллена) в Лондоне, который переформировался в Wilde Flowers, когда Аллен уехал во Францию. Уайетт, Аллен, Кевин Эйерс (из Wilde Flowers) и Майк Рэтледж (который периодически играл с Daevid Allen Trio) сформировали Soft Machine в 1966 году.
Другими ключевыми ранними коллективами были Delivery и Egg, участники которых влились в кентерберийскую сцену в начале 1970-х. Например Фил Миллер после участия в Delivery создал Matching Mole и Hatfield and the North, последнюю совместно и Дейвом Стюартом из Egg. Оба позже участвовали в National Health. Стив Хилледж, работавший с участниками Egg в предыдущем составе, Uriel, позже сотрудничал с Алленом в группе Gong.
Кентерберийская сцена известна тем, что её музыканты часто переходили из одной кентерберийской группы в другую. Ричард Синклер, например, в разные моменты своей карьеры побывал в Wilde Flowers, Camel, Caravan, Hatfield and the North и, недолго, в Gilgamesh. Кроме того он сотрудничал с National Health. Его двоюродный брат Дейв Синклер играл с Caravan, Camel, Matching Mole и, недолго, с Hatfield and the North. Роберт Уайетт был участником Wilde Flowers, Soft Machine, Matching Mole а также работал сольно. Пип Пайл играл в Delivery, Gong, Hatfield and the North, National Health, Soft Heap и In Cahoots. Хью Хоппер участвовал в Soft Machine, Isotope, Soft Heap, In Cahoots, а также совместно с Пайлом и Алленом в группе Brainville.
Среди других музыкантов, не относящихся непосредственно к кентерберийской сцене, но имевших с ней связи, Майк Олдфилд (игравший в группе Кевина Эйерса) и Билл Бруфорд (недолго игравший на барабанах в Gong и National Health и взявший Дейва Стюарта в его собственную группу в конце 1970-х).
Могучий, брутальный, дикий, "лохматый и нечесаный" альбом. Семьдесят пять минут зверской смеси джаза, психоделии, арт-рока, курящейся анашовым дымом. Кстати, с традиционным кентерберийским арт-роком - ироничным, мягким и камерным, этот альбом роднит лишь джазовость и характерное звучание электрооргана, а во всем остальном - это немного другая, более тяжелая и мрачная музыка с колоссальным психоделическим зарядом. Во всяком случае, после прослушивания всего альбома чувствуешь себя так, будто выкурил какого-то веселого снадобья или попросту хватил лишнего.
Facelift - девятнадцатиминутный опус Хью Хоппера, записанный "живьем", начинающийся с шокирующего, дико искаженного органного соло (Именно Майк Ратледж первым начал пропускать звук электрооргана через разные электронные "примочки"!), постепенно тема развивается, вступает саксофон и флейта, и все переходит в сумасшедший по тем временам...да и по нынешним - тоже, психоделически-арт-роково-джаз-роковый забой, немного напоминающий композицию Death Warmed Up "первобытных арт-рокеров" High Tide, но без ревущей гитары, зато с вопящими саксофонами и сумасшедшей флейтой. Менее тяжелой и мрачной композиция от этого, правда, не становится. Увы, единственное, к чему можно всерьез придраться - это качество записи, но Soft Machine просто хронически не везло с этим. Звук и вправду оставляет желать лучшего, но зато какова музыка! Slightly At The Time - длинная джаз-роковая пьеса, немного в духе Майлза Дэвиса конца шестидесятых-начала семидесятых. Вещь тоже довольно тяжелая, но местами в ней пробивается традиционная кентерберийская расслабленность и безмятежность... сменяющаяся, опять-таки, диким забоем. Много великолепных органных партий и просто-таки горячих, раскаленных саксофонных соло. Хью Хоппер самозабвенно терзает бас, а Роберт Ваятт сногсшибательно играет на барабанах. И записано это все лучше, чем первая композиция. Moon In June - единственная композиция с вокальной партией, более того - это вообще последняя вещь с вокалом у Soft Machine. Роберт Ваятт поет, на удивление, довольно неплохо, его голос порой напоминает голос Джона Андерсона из Yes - хотя, конечно, менее яркий. Но... все же играет на барабанах он намного лучше, чем поет. Группа играет втроем - только орган, бас и барабаны, лишь в конце появляется причудливая скрипичная партия, добавляющая жути и в без того довольно мрачный опус. Out-Bloody-Rageous - просто замечательная джаз-роковая сюита с мурлыкающим электроорганом, электропиано и двумя саксофонами. Порой все это бывает сдобрено электронными эффектами вроде "закольцованных" партий электропиано, как в самом начале композиции - да-да, уже в 1970 году группа использовала ленточные петли! Звучит все это крайне необычно и "крышесносительно" - а иногда уже угадываются намеки на ту музыку, которую позднее стали называть RIO, - отдельные моменты напоминают Henry Cow, или даже Univers Zero!
Убедительная просьба выдержать первые пять минут; дальше пойдёт "человеческая" музыка. Кстати, мне кажется, что эти "пять минут ада" камертоном настраивают сознание к более правильному восприятию последующей музыки.
Hatfield and the North Hatfield and the North (1973)
Первый альбом оригинально-кентерберийской группы Hatfield and the North. "Золотая середина" кентерберийской музыки, воплотившая все полюса жанра, и в то же время, равноудалённая от них.