Крымский форум (Crimea-Board) Поиск Участники Помощь Текстовая версия Crimea-Board.Net
Здравствуйте Гость .:: Вход :: Регистрация ::. .:: Выслать повторно письмо для активации  
 
> Рекламный блок.
 
 
 
 
 
> Ваша реклама, здесь
 
 
 

  Start new topic Start Poll 

> Еще о разуме животных
probegallo | Профиль
Дата 19 Сентября, 2013, 13:39
Quote Post




Group Icon

Группа: Абориген
Сообщений: 8067
Регистрация: 05.02.04

Вне форума

Предупреждения:
(0%) -----


Ученые в поисках разума

З. А. Зорина
http://elementy.ru/lib/432013

23 мая 2013 года в Государственном Дарвиновском музее в рамках выставки «Братья по разуму? Экспериментальное изучение интеллекта животных»
состоялась публичная лекция доктора биологических наук, профессора, заведующей лабораторией физиологии и генетики поведения биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Зои Александровны Зориной «Ученые в поисках разума».

Из-за ограниченного времени Зоя Александровна смогла остановиться только на одном аспекте проблемы мышления — способности животных экстренно решать новые задачи с помощью орудий. Ниже мы предлагаем краткое изложение этой интереснейшей лекции. Подготовила Наталья Резник.


Что ищут ученые?

Мы постоянно наблюдаем за поведением животных, которое поражает нас своей целесообразностью и сложностью. Неспециалисты приписывают животным человеческие качества и чувства: хитрость, ревность, удивительную сообразительность. В результате рождаются мифы о птицах, которые притворяются ранеными, уводя хищника от гнезда, или о крысах, ворующих птичьи яйца: одна особь служит корзинкой, а другая — тягловой силой. Антропоморфный подход к животным господствовал до конца XIX века и не изжит и до сих пор.

Начало научному подходу к проблеме разумности животных положил Чарльз Дарвин, утверждавший, что поведение животных состоит из трех основных компонентов: инстинкта, способности к обучению и способности к «рассуждению», т. е. мышления.

Инстинкты — врожденные, характерные для всего вида, стереотипные по исполнению поведенческие акты, которые приспосабливают животное к типичным для вида условиям среды. Обучение обеспечивает способность постепенно приспосабливаться к условиям среды, которые регулярно действуют на данную особь на протяжении некоторого времени. Мышление — обобщенное и опосредованное отражение действительности, позволяющее адекватно действовать в новой, неожиданно возникшей ситуации без предварительных проб и ошибок. Если животное действует именно так, можно говорить о его разумности.

user posted image
Мифы о животных. Похищение яйца

Каждый поведенческий акт включает все три компонента, смешанные в разных пропорциях. Иногда преобладают инстинкты, иногда разум, и подчас неспециалисту трудно понять, с чем он имеет дело, поскольку внешне сходные формы поведения могут иметь разную основу. Например, Дарвинов вьюрок, который палочкой добывает насекомых из-под коры, ведет себя инстинктивно. А голубая сойка, которая, сидя в клетке, не может дотянуться клювом до корма и скрученным в жгут клочком газеты подгребает его к себе, демонстрирует индивидуальную сообразительность. Птицу перед опытом несколько часов не кормили, она была голодна, вокруг клетки валялись крошки вчерашнего корма, а дно было выстлано чистой газетой. Сойка оторвала кусочек газеты и согнула клювом и лапами. В естественных условиях сойки никаких орудий не используют.

Эксперименты и наблюдения

Ответить на вопрос, есть ли у животных разум, и отличить инстинктивное и приобретенное поведение от разумного, позволяют эксперименты и регулярные наблюдения специалистов-этологов в природных или приближенных к ним условиях.

Естественно, первые кандидаты в разумные животные — человекообразные обезьяны. Экспериментальное изучение их мышления началось в 20-е годы ХХ века. Вольфганг Кёлер (Wolfgang Köhler) предлагал шимпанзе видимую, но недосягаемую приманку. Палки и ящики, с помощью которых можно было достать лакомство, лежали тут же, и шимпанзе сооружали пирамиду из ящиков, забирались на нее и сшибали приманку палкой. Они добивались цели с первого раза, не совершая ошибок. Это явление Кёлер назвал инсайтом, от английского «озарение». Опыты Кёлера неоднократно повторяли другие исследователи, в том числе Иван Петрович Павлов и советский и российский физиолог высшей нервной деятельности Леонид Александрович Фирсов. Результаты всегда были одинаковы.

Под влиянием множества фактов И. П. Павлов изменил свои взгляды на условный рефлекс как единственный способ приспособления животных к среде обитания. В 1935 году он писал: «...А когда обезьяна строит вышку, чтобы достать плод, это условным рефлексом не назовешь. Это есть случай образования знания, улавливания нормальной связи вещей, зачатки того конкретного мышления, которым мы орудуем».

user posted image

Самка новокаледонский вороны Corvus MoneduloIdes сгибает проволоку в попытке достать из цилиндра ведерко с приманкой. Внизу — различные формы, которые птица придает проволоке в попытке достать приманку. Иллюстрация из статьи: Alex A. S. Weir et al. Shaping of Hooks in New Caledonian Crows, Science 9 August 2002: vol. 297 no. 5583 p. 981. DOI: 10.1126/science.1073433

Мышление — важный компонент поведения человекообразных обезьян не только в лаборатории, перед лицом поставленной экспериментатором задачи, но и в естественных условиях. Британская исследовательница Джейн Гудолл (Jane Goodall) несколько десятилетий наблюдала за шимпанзе в джунглях Танзании. Она обнаружила, что обезьяны широко пользуются различными предметами не только для добывания пищи, но и в других целях. Так, молодой самец Майк добился лидерства в группе, гремя двумя пустыми канистрами из-под керосина. После нескольких таких демонстраций он добился статуса, не положенного ему по возрасту. Положение лидера Майк утратил только в глубокой старости, за год до смерти.

user posted image
Пражский зоопарк. Горилла Мойя в «галошах» из стружки

Наблюдения за животными в джунглях плодотворны, но трудны. Этологи часто работают с модельными популяциями, которые живут в условиях, приближенных к естественным, но достаточно комфортных для ученых. Прекрасные условия для горилл созданы в Пражском зоопарке. Обезьяны живут группой, состав которой близок к природной: главный самец, два самца помоложе, несколько самок, дети и подростки. Более 10 лет назад поведение обезьян стали фиксировать с помощью четырех видеокамер. Руководит исследованиями ученица Л. А. Фирсова Марина Алексеевна Вончатова, ведущий приматолог Чехии.

Видеонаблюдения оказались кладезем информации. Как и в лаборатории, гориллы в вольере складывают пирамиды из подручных средств и достают приманку палками. Исследователи увидели, что обезьяны без подсказки используют один и тот же предмет для решения разных задач. Так, пластиковые ящики служат им ступеньками, гнездом, подносом, оружием. Для достижения одной цели можно использовать разные предметы: роль ступеней играли ящики, корзина, мяч, куски дерева, другое животное. Стружка послужила наполнителем корзины (горилла в ней спала) и подушкой для сидения. Молодая самка Мойя несколько раз зацепляла комки стружки ногами и передвигалась по заснеженному полу вольера, как в галошах. Самая удивительная новация — использование стружки для блокировки фотоэлемента на фонтанчике для питья. В результате фонтанчик не отключался, и горилла плескалась в свое удовольствие. За годы наблюдений исследователи зарегистрировали сотни эпизодов употребления разных орудий, но умом и сообразительностью отличались только три гориллы. Остальные ничему у них не учились. Разница в способностях между представителями одного вида огромна. Когда специалисты говорят, что для высших обезьян характерны мышление и орудийная деятельность как проявление мышления, речь идет не о виде в целом, а об отдельных особях. Это справедливо и для других видов.
Фукидид и птицы

Орудийная деятельность свойственна не только человекообразным обезьянам, но и некоторым птицам. Их мозг не имеет ни борозд, ни извилин, ни шестислойной коры, которая считается самым высшим отделом мозга. Передних конечностей, которыми можно ухватить предмет, у них тоже нет. Но, несмотря на это, птицы часто используют орудия и даже их изготовляют.

Первое описание птичьего мышления (и мышления животных вообще) принадлежит греческому историку Фукидиду, жившему в IV веке до н.э.

Он писал о том, как ворон бросал камешки в дупло, на дне которого скопилась вода. Уровень воды поднялся, и ворон смог напиться.

Уже в наши дни эти наблюдения проверили в лаборатории на других врановых птицах — грачах. В узкий прозрачный цилиндр наливали немного воды, на поверхности которой плавал червяк. Грач осмотрел цилиндр и сразу понял, что до лакомства он не дотянется, даже пробовать не стал. Тогда экспериментатор выложил рядом с цилиндром кучку камней, грач немедленно стал опускать их в цилиндр по одному, пока вода не поднялась до нужного уровня. Птицы, уже решавшие эту задачу, оптимизировали процесс, выбирая более крупные камни.

Попугай какаду делал палочки, чтобы доставать орех, засунутый экспериментатором в неудобное место. Места каждый раз были разные, палочки, соответственно, тоже.

Новокаледонские вороны в лаборатории Оксфордского университета додумались сгибать проволочку, чтобы получившимся крючком подцеплять приманку — ее клали в маленькое ведерко, помещенное в узкий цилиндр. В природе новокаледонские вороны выковыривают добычу из-под коры разными палочками и крючками, которые выкусывают из веток деревьев, в лаборатории им приходилось работать с другими материалами. Если птице давали заготовку для крючка, она неизменно совершенствовала ее форму. Похоже, ворона заранее представляла, какое орудие у нее должно получиться.

Грачи в естественных условиях никакими орудиями не пользуются, но, когда в лаборатории им предложили ведерко с приманкой в цилиндре, быстро справились с задачей, согнув крючок.
Проблемы орудийной деятельности

Орудийная деятельность присуща далеко не всем животным. Низшие обезьяны по своей инициативе никогда не станут использовать палку, чтобы достать лакомство, хотя их можно этому научить.

Хищным млекопитающим такое поведение тоже, в общем, не свойственно. Их мозг по структуре гораздо проще мозга низших обезьян, в нем меньше борозд и извилин. Пока из этого правила известно единственное исключение. В 2012 году специалисты Центра изучения динго (Австралия) предложили группе животных лакомство, подвесив его вне досягаемости. Динго находились в вольере. Одна из собак зубами подтащила легкий столик, другая тут же на него вскочила, но сразу и спрыгнула. Увы, стол подвинули неудачно, с него до приманки было не дотянуться, но собаки поправлять ничего не стали. Изобретательница в конце концов дотянулась до корма, балансируя на краю стола.

Интересно сравнить деятельность динго с поведением некоторых слушателей на лекции З. А. Зориной. Ближе к концу лекции несколько человек почему-то решили уйти. Аудитория была забита до предела; чтобы пробраться к выходу, людям пришлось лавировать между стульями, и попалась им на пути табуретка. Кто-то ее перешагивал, кто-то обходил, но ни один не убрал с дороги, задвинув под стол, хотя сделать это было совсем нетрудно.

Орудийные задачи не всем доступны, не всякое животное физически способно сгибать проволочки и строить пирамиды, однако это не значит, что оно лишено разума. Чтобы исследовать мышление у любого вида позвоночных, советский биолог Леонид Викторович Крушинский разработал задачу на экстраполяцию. Животному показывают приманку, которая затем исчезает из поля зрения. Если животное мысленно представит, как движется ставшая невидимой кормушка, и пойдет в нужную сторону, то сможет полакомиться. Оказалось, что рыбы и амфибии эту задачу не решают, а рептилии, птицы и млекопитающие в той или иной степени с ней справляются.

При этом животные, очевидно, не перебирают варианты, а мысленно анализируют условия задачи, представляют причинно-следственные связи между ее элементами, составляют план решения.

Таким образом, ученые отыскали разум у широкого круга позвоночных. Пусть во многих случаях он присутствует в зачаточной форме, но он, безусловно, есть. Степень его развития зависит от уровня морфофизиологической организации мозга. Способность к разумной деятельности зависит от личностных особенностей животного и проявляется много позже, чем способность к обучению.


____________________
— Двойка, пойдем со мной. Приступим к геноциду.
Брат Кэвилл
PM
1/14964   
Бобер | Бездомный
Реклама двигатель прогресса       
Quote Post



А кому сча лехко?
Group Icon


















_________________
Желающим разместить рекламу смотреть сюдой
/   
probegallo | Профиль
Дата 19 Сентября, 2013, 13:46
Quote Post




Group Icon

Группа: Абориген
Сообщений: 8067
Регистрация: 05.02.04

Вне форума

Предупреждения:
(0%) -----


там еще комментарии хорошие

http://elementy.ru/lib/432013?context=4681...&discuss=432013
Цитата
...то есть можно говорить о "разумных эпизодах", и о появлении полноценного разума в результате сращивания этих эпизодов в непрерывную (ну, не совсем biggrin.gif последовательность.
Сращивание эпизодов в непрерывную разумную деятельность, по-видимости, происходит из-за роста их числа (очевидно) и сложности (больше возможностей, больше "точек контакта" для перехода от одного эпизода к другому).

Наблюдений над изолированными с рождения человеками, конечно, мало (мягко говоря), но, похоже, в этом случае человек не намного более разумен, чем прочие животные. То есть разумные эпизоды в наличии, но сращивания их в процесс не происходит.
На роль связующего элемента, объединяющего разумные эпизоды (в рамках сообщества!) - лучше всего подходит язык. Полноценный разум, соответственно, невозможен без сообщества и существования языка общения. В каком-то смысле разум и язык - даже синонимы.


____________________
— Двойка, пойдем со мной. Приступим к геноциду.
Брат Кэвилл
PM
1/14964   
probegallo | Профиль
Дата 11 Октября, 2013, 0:51
Quote Post




Group Icon

Группа: Абориген
Сообщений: 8067
Регистрация: 05.02.04

Вне форума

Предупреждения:
(0%) -----


Новокаледонские вороны оценивают качество орудий труда
http://compulenta.computerra.ru/chelovek/b...ogiya/10009403/

Кирилл Стасевич — 09 октября 2013 года, 11:23

Перед тем как использовать орудия труда, новокаледонские вóроны сначала прикидывают, насколько они подходят для выполнения стоящей перед ними задачи, и выбирают в итоге тот инструмент, что, по их мнению, подходит лучше всего.

Новокаледонские вóроны широко известны своим умением не только использовать, но и создавать орудия труда. Эта птица, когда ей нужно достать, например, насекомое из какой-нибудь щели, выбирает на кусте кривую веточку, отламывает её клювом, обдирает с неё лишнюю кору и неровности, оставляя лишь сучок на одном из концов, и получившимся крючком орудует в щелях и тайниках, где может прятаться что-то вкусное.

Но такой инструмент, сколь бы прост он ни был, требует внимательности — ведь далеко не всё равно, каким концом такого прутика тыкать в щель.

До сих пор считалось, что вóроны в этом случае используют метод проб и ошибок, то есть не думают над тем, как сразу взять орудие труда, а просто перебирают варианты, пока не наткнутся на единственно верный.

Новокаледонский ворон за работой (фото GrrlScientist).

Как бы не так! По мнению зоологов из Сент-Эндрюсского университета (Великобритания), новокаледонские умники всё же заранее прикидывают, как они будут пользоваться своим орудием, чтобы избежать ненужных проб и ошибок.

Кристиан Рутц (Christian Rutz) и Джеймс Сент-Клер (James St Clair) предлагали вниманию воронов набор инструментов, требовавших от птиц, так сказать, пораскинуть мозгами: например, среди орудий труда были палочки с крючком на одном конце и простым изгибом — на другом. Затем зоологи наблюдали, как часто вóроны используют тот или иной конец для конкретной задачи. По тому, как птицы применяли предмет, можно было понять, какую особенность инструмента они считают более важной.

Вóроны, как пишут авторы работы в Philosophical Transactions of the Royal Society B, предпочитали пользоваться как раз крючковатыми концами, небезосновательно полагая, что именно таким образом лучше удастся выполнить задание, заключавшееся в вытаскивании корма из щели.

То есть птицы всё же представляют, какой инструмент больше подходит для того, что им предстоит сделать. Это, впрочем, не означает, что вóроны понимают, как именно действует инструмент, однако, чего уж там, многие люди в этом смысле не слишком отличаются от птиц.

Подготовлено по материалам Сент-Эндрюсского университета. Фото на заставке принадлежит Shutterstock.

user posted image


____________________
— Двойка, пойдем со мной. Приступим к геноциду.
Брат Кэвилл
PM
1/14964   
КрымскийКот | Профиль
Дата 11 Октября, 2013, 1:04
Quote Post




Group Icon

Группа: Старожил
Сообщений: 5621
Регистрация: 03.03.12

Вне форума

Предупреждения:
(0%) -----


В этих исследованиях сделан упор на орудия труда...
У хищников (собаки и кошачьи) основной ум проявляется во взаимодействии в процессе деятельности.
И подобие языка (это для нас-лай одинаков) они различают много оттенков, и главное-действуют сообща не видя друг друга, только по лаю.
PMEmail Poster
probegallo | Профиль
Дата 11 Октября, 2013, 1:28
Quote Post




Group Icon

Группа: Абориген
Сообщений: 8067
Регистрация: 05.02.04

Вне форума

Предупреждения:
(0%) -----


Кстати, о кошках и взаимодействии.
Я когда кота в Москву летом перевез, немного грубо с ним обращался пару месяцев (сбрасывал с кровати ночью, когда с женой спали, а он вознамеривался было залезть, и т.п.). Он начал мстить (ему 8 лет, до того никаких проблем ни разу не было), и мстя его была ужасна smile.gif - начал ссать в мои кросcовки ночью, причем даже если ставить их на вторую обувную полку, выше его роста. Выбирал именно мою обувь причем. В общем, на днях после долгой и упорной войны я решил закончить дело мирным договором, ласково с ним поговорил, извинился, долго гладил. И даже на кровать пускаю (она большая, ему тоже места хватает далеко в углу). Уже третью ночь не гадит куда не нужно.


____________________
— Двойка, пойдем со мной. Приступим к геноциду.
Брат Кэвилл
PM
КрымскийКот | Профиль
Дата 11 Октября, 2013, 12:36
Quote Post




Group Icon

Группа: Старожил
Сообщений: 5621
Регистрация: 03.03.12

Вне форума

Предупреждения:
(0%) -----


Немного про коллективный разум в моем питомнике smile.gif
Собаки по лаю другой собаки очень точно определяют, зачем она их зовет.
Четко различают варианты, и ведут себя соответственно.
1)Еда
2)гулять
3) чужой\кошка
Как бы самому научиться различать...smile.gif
PMEmail Poster
probegallo | Профиль
Дата 7 Ноября, 2013, 12:07
Quote Post




Group Icon

Группа: Абориген
Сообщений: 8067
Регистрация: 05.02.04

Вне форума

Предупреждения:
(0%) -----


Цитата
«Способность планировать будущее за пределами немедленных потребностей», говорят авторы, — черта, которую раньше зоологи считали исключительно человеческой. Я бы поспорил: я давно подозреваю, что мои собаки начинают собираться на дачу примерно за неделю до дня «икс» — но тут речь не о моих догадках, а о твердо установленных научных фактах. И вот теперь твердо установлено, что планы на будущее, надежды на лучшее, вера в светлое «завтра» и т. п. — вся цепочка концепций, ведущая к расцвету потребительского кредитования в постиндустриальных экономиках, — свойственны также и животным.

Впрочем, ученые формулируют выводы осторожно: нужны, говорят, дальнейшие исследования, например, сканирование коры мозга, чтобы подтвердить: когда вы покупаете билеты в Южный Вьетнам на новогодние праздники, у вас в голове происходит ровно такая же ерунда, как у орангутана, рассказывающего своим дамам, как славно они проведут завтрашний день в болотистых лесах Суматры.

http://www.snob.ru/selected/entry/67491


____________________
— Двойка, пойдем со мной. Приступим к геноциду.
Брат Кэвилл
PM
probegallo | Профиль
Дата 15 Января, 2014, 21:12
Quote Post




Group Icon

Группа: Абориген
Сообщений: 8067
Регистрация: 05.02.04

Вне форума

Предупреждения:
(0%) -----


Есть ли у животных культура? Гипотеза распределенного социального обучения

http://theoryandpractice.ru/videos/612-est...nogo-obucheniya

Каково это — быть инноватором, если ты — шимпанзе, дельфин или синица?
Как появляются и закрепляются устойчивые традиции в сообществах животных? Являются ли лохматые и пернатые изготовители орудий носителями культуры? Среди многочисленных исследователей социального обучения животных в мировом сообществе кипят такие противоречия, что невольно вспоминается ставшая знаменитой фраза из пьесы Йоста «Когда я слышу слово «культура»… я снимаю с предохранителя свой браунинг!». Есть увлекательные свидетельства того, как шимпанзе и новокаледонские вороны усваивают навыки производства орудий труда в семейных коллективах. Но вот вороненок, одиноко выращенный в лаборатории, ловко достает личинку насекомого с помощью крючка, изготовленного им из растительного материала.

Несмотря на возрастающее число публикаций, посвященных социальному обучению у животных, до сих пор неясно, какие факторы способствуют, а какие препятствуют распространению новых форм поведения. Эксперименты с муравьями привели нас к гипотезе распределенного социального обучения. Неужели генетическая предрасположенность — лучший «учитель»?
В лекции обсуждались возможные механизмы становления культуры у животных.

http://www.youtube.com/watch?v=5G49KJFsv0c



____________________
— Двойка, пойдем со мной. Приступим к геноциду.
Брат Кэвилл
PM
1/14964   
adin | Профиль
Дата 19 Января, 2014, 0:24
Quote Post




Group Icon

Группа: Banned
Сообщений: 9
Регистрация: 19.01.14

Вне форума

Предупреждения:
(0%) -----


ого. не знал что животные настолько разумные. Спасибо.
PMEmail Poster

Topic Options Start new topic Start Poll 

 



[ Script Execution time: 0.0757 ]   [ 12 queries used ]   [ GZIP включён ]


Создание и продвижение сайтов в Крыму



Top