Валентин Васильевич Сильвестров Сильвестров Валентин Васильевич (30 сентября 1937, Киев) украинский композитор.
Закончил Киевскую музыкальную академию, учился у Б. Лятошинского (1964).
Сильвестрову принадлежат семь симфоний, два струнных квартета, вокальный цикл на стихи русских поэтов «Тихие песни» (19741977), «Кантата» (1977) и «Диптих» (1995) для хора на слова Т.Шевченко, хоровой «Реквием для Ларисы» (19971999) и др. сочинения. Работал в кино (среди прочего, им написана музыка к фильмам К.Муратовой "Чеховские мотивы", 2002; "Настройщик", 2004).
Тесно и сложно связанное с музыкальной традицией, особенно немецким романтизмом (Р.Шуман), со звучащим поэтическим словом, творчество Сильвестрова один из наиболее глубоких образцов современного, пост-авангардного мелодического языка.
О композиторе снят документальный фильм Анатолия Сириха «Валентин Сильвестров. Тихие песни» (1992). Он удостоен Международной премии С. Кусевицкого (США, 1967), премии Международного конкурса композиторов «Gaudeamus» (Нидерланды, 1970), Государственной премии им. Т.Шевченко (Украина, 1995), ордена «За заслуги» (1997).
Цитата
...Валентин Сильвестров остался загадочен и неприкаян, хотя контуры его биографии иногда сходны с биографиями «статусных» авангардистов. Родился в 1937 году в Киеве. Как и Арво Пярт, так и не переселился в Москву. Избегнув центра, он оставил публике шанс воспринимать его музыку через призму «украинского песенного лиризма». Получил высшее немузыкальное образование если Денисов был изначально математик, у Сильвестрова в арсенале специальность инженера-строителя. Возможно, отсюда любовь к пространственным решениям, немыслимая точность в построении сложнейших акустических объемов. Он не уехал на Запад, его отнесло на льдине прочь от центров.
До 70-х он слыл одним из самых «левых». В начале 70-х очаровался полистилистикой (в гораздо более сложном, нежели у Шнитке, варианте). В середине 70-х при активном участии Сильвестрова в музыкальной стране приключилась антиавангардистская революция. «Тихие песни» (197477) и «Китч-музыка» (1976), по свидетельству очевидцев, были шоком. Очень тихая музыка вызвала очень громкий скандал. Соратники-авангардисты обвиняли украинского друга в предательстве. Если Владимир Мартынов, сочинивший в 1976 году поставангардистский «Листок из альбома», был моложе, а Пярт, тогда же создавший неотрадиционалистский стиль «тинтиннабули», вообще не от мира сего (соответственно что с них взять), то Сильвестров временно обзавелся статусом ренегата. «Тихие песни» манифестировали наступление нового времени. Если бы они вовремя попали на Запад, их создатель сделался бы знаменит. Но они не попали. К тому же новая эстетика быстро оформилась в новый канон. Рутина авангарда сжилась с рутиной поставангарда. Сильвестров обосновался на ничейной земле (со всеми ее достоинствами и недостатками неустроенностью, непредсказуемостью и простором). Обосновался там же, где примиряются в его поставангардной музыке «слабые стили» (не конкретные стилизации или цитаты, языки классики или резвого авангарда, но намеки на них, случайные оговорки), в пространстве метафоры. В наследство от модернизма ему достались прихотливость авторских амбиций («музыка сочиняется мгновенно, потом долго записывается», «зачем вы спрашиваете, когда я написал эту музыку? Спросите лучше, когда я испортил эту музыку!») и крайний индивидуализм. Эпоха постмодерна ценит в его музыке многослойную ассоциативность, интеллектуальную тонкость обращения с культурой, построение изощренных структур, в которых ценны случайность, оговорка, след. Странная комбинация индивидуализма и увлеченности прошлым, приватности и космизма, теплой искренности и бескомпромиссного эстетства делает сильвестровский стиль уникальным...
Юлия Бедерова, «Был ты всех ярче, а стал всех тише». «Русский Телеграф», 15 октября 1997 г.Еще интересная статья Елены Зинькевич о Сильвестрове
на ссылке.
1. Metamusik, symphony for piano & orchestraComposed by Valentin Vasil'yevich Silvestrov
Performed by Vienna Radio Symphony Orchestra
with Aleksei Lubimov
Conducted by Dennis Russell Davies
2. Postludium for piano & orchestraComposed by Valentin Vasil'yevich Silvestrov
Performed by Vienna Radio Symphony Orchestra
with Aleksei Lubimov
Conducted by Dennis Russell Davies