Zeuhl (примерное произношение: "цойль") направление прогрессивного рока, зародившеесе в начале 70-х во Франции, основателями которого была группа Magma, а продолжателями прочие, в основном, французские команды, в число которых входили также и бывшие участники Magma. Некоторое количество групп из других европейских стран, игравших в этом стиле, также имело место быть. Начиная с 90-х направление было широко подхвачено в Японии.
Общие приметы: некоторый крен в сторону фри-джаза, выпяченный на передний план пульсирующий бас, большая роль клавишных, репитативность, как правило "академический" вокал, нетрадиционные гармонии и ритмы.
Представьтесебемир,удаленный от нашихреалий на много веков в будущее. Мир, где общество ввергнуто в пучину хаоса, деградации и бездуховности, а космические путешествия становятся обычным делом. В этих обстоятельствах горстка просвещенных людей в поисках лучшего пути существования финансирует строительство частного космического корабля и покидает Землю с целью найти место, где можно будет построить новый гармоничный мир. После долгого и многотрудного путешествия они находят его на планете Кобайя.
Magma концептуальная группа, чьи альбомы рассказывают историю новой цивилизации на Кобайе и её отношений с Землей и другими планетами. Все тексты спеты на кобайском языке. Музыка Кобайи весьма отличается от того, к чему мы привыкли к двадцатому столетию у себя на Земле. Музыка Magma очень странная, красивая и мощная, но требует от слушателя открытого разума. Она должна восприниматься телом, сердцем и душой: это не просто заумно-механическая космическая опера от виртуозных музыкантов, но полностью переворачивающий сознание духовный посыл, где музыка действует как связующее звено между исполнителем и слушателем.
Руководимая ударником Кристианом Вандером, Magma начала свою историю в конце шестидесятых во Франции, но была чрезвычайно далека от андерграудной музыкальной сцены того времени. Многие из её участников играли в других рок- или джаз-командах, но без особого успеха. С тех в группе шло постоянное изменение состава, и список бывших питомцев выглядит как статья "Лучшие музыканты Франции": Клаус Бласквиц, Гай Калифа, Клод Энгел, Яник Топ, Бернард Паганотти, Патрик Готье, Франсис Моз, Рене Гарбер, Жан-Люк Мандерлье, Бенуа Видерманн, Дидье Локвуд, Тедди Ласри, Йошко Сеффер, Мишель Эрве, Флоранс Берто, Даниэль Дэни, Клемент Бейли можно продолжать и продолжать. Hо как бы то ни было, постоянной величиной в группе был и является Вандер.
И его видение музыки, несмотря на вклад других музыкантов в его воплощение, не могло измениться. Создание и развитие оригинальной концепции и кобайского языка было, без сомнения, делом всей группы. Hекоторые участники оказывали больше влияния, некоторые - меньше, но каждое изменение в составе приводило к легкому изменению звучания группы. Первый альбом вышел на двух LP и получил название Magma. История началась. Первый диск содержит описание старта и путешествия на Кобайю, прибытия на место назначения, долгого и кропотливого процесса построения нового общества согласно представлениям переселенцев. Кобайцы достигли гармонии с средой обитания, сохраняя при этом высокие темпы развития технологии. Второй диск рассказывает о спасении космического корабля, попавшего в трудные обстоятельства на орбите Кобайи и, как оказалось, управляемого землянами. Команда корабля была весьма впечатлена философией, социальной организацией и научным прогрессом кобайцев, их мирным сосуществованием с окружающим миром. Пришельцы, поведав о деградации и бедствиях на родной планете, просят кобайцев посетить Землю для пропаганды своей философии, - только это может спасти мир предков от грядущего разрушения. После некоторого обсуждения и обдумывания небольшая группа кобайцев решает сопроводить странников на их пути домой.
1001° Centigrades, второй альбом Magma, вышедший в 1971 году, начинается с прибытия кобайской делегации на Землю и дружеской встречи их землянами. Hарод Земли внимал истории становления и развития кобайской цивилизации, её философии, способам улучшения жизни путем очищения и духовного просветления. Hо после того, как кобайцы встретились с земным правительством, они были пленены, а их корабль - конфискован. Благодаря тому, что они успели послать сообщение на Кобайю, была начата спасательная операция. Земному руководству был предложен выбор: отпустить пленных или подвергнуться полному уничтожению кобайским сверхоружием. Операция завершилась успешно, пленные были отпущены, и кобайцы отправились на родную планету чтобы никогда не возвращаться на Землю впредь. Hо это посещение было запомнено и осмыслено небольшой группой людей, которые сохранили идеи гармонии для будущих поколений.
Одним из тех,ктопонялзначениекобайскихидей,былдуховнопросвещенныйчеловек по имениNebehrGudahtt.Именно он сталтемойтретьегоальбома Magma,MekanikDestruktiwKommandoh,записанного в 1973году. Его послание народам Земли заключалось в том, что спасение от неизбежного апокалипсиса лежит в самоочищении и приобщении к божественному духу высшего существа Kreuhn Kohrmahn. В этом альбоме нас посвящают в легенду о Theusz Hamtaahk (Времени Hенависти). Так назывался период между визитом кобайцев и священным движением за духовное очищение под руководством Nebehr Gudahht'а. Сначала проповедь Gudahht'а была отвергнута людьми, они даже выступили против него, но в процессе борьбы они начали задаваться вопросом цели собственного существования. Один за другим люди Земли начинали прозревать, медленно достигая просветления; присоединяясь к Gudahht'у вместо того, чтобы идти против него.
MekanikDestruktiw Kommandoh - третья часть истории Theusz Hamtaahk, что приводит к вопросу - где же первая и вторая? Изначально Theusz Hamtaahk была задумана как три цикла по три части/альбома каждый (всего девять), но идея была оставлена после MekanikDestruktiw Kommandoh. По крайней мере, альбомы уже не имели идентификации как части Theusz Hamtaahk. Вторая часть появилась в следующем году в качестве саундтрека к фильму Ивэна Лагранжа "Тристан и Изольда". Записанный сокращенным составом Magma (4 человека), альбом WurdahItah (Мертвая Земля) вышел как сольная запись Вандера. Первая часть Theusz Hamtaahk, тридцатипятиминутный одноименный опус, регулярно исполнялась на концертах, но не выходил в официальном релизе до 1980 года (Retrospektiw I-II).
Со своим четвертым альбомом Kohntarkosz, Magma начала второй цикл Theusz Hamtaahk, историю Ementeht-Re. Здесь повествовование становится неясным, и чтобы обозначить это, вокалы сделаны больше похожими на элемент самой музыки, чем на средство доставки текста. Kohntarkosz - это человек, нашедший гробницу древнего египетского ученого, убитого на пороге достижения своей цели, которой было бессмертие. Когда Kohntarkosz вошёл в гробницу, его посетило видение Ementeht-Re и все древние тайны открылись перед ним.
История продолжается. Вторая часть Ementeht-Re не записана единым диском, но была разбросана случайным образом по следующим двум альбомам: MAGMA LIVE (треки Hhai и Ementeht-Re) и UDU WUDU (треки Zombies, Soleil D'Ork и De Futura). С этого момента история становится всё более и более неясной. Другие треки, такие как Om Zanka и Gamma Anteria (с живого альбома INEDITS) и Ptah (с живого бутлега MEKANIKZEUHL WORTZ), похоже, также следуют главной концепции. Вандер дал несколько намеков относительно того, куда пойдет линия повествования после Kohntarkosz. Альбом Magma 1977 года, Attahk, по-видимому тоже является концептуальным, но он замкнут в себе и не связан с предыдущими записями. Этот альбом является последним студийным, где поют исключительно на кобайском языке.
Итак, история Кобайи закончена. Тексты следующего студийного альбома Magma под названием Merci (1984 год) практически все спеты на французском и английском языках. Музыка весьма далека от всей деятельности группы в семидесятых. Похоже, музыканты специально старались отмежеваться от периода Theusz Hamtaahk. Этот альбом - последний студийный релиз Magma. Через несколько месяцев возникла новая команда Кристиана Вандера - Offering, играющая вдохновленный творчеством Джона Колтрейна акустический джаз. Освобождение от довольно жестких рамок стиля Magma семидесятых позволило Вандеру исследовать новые муызкальные пространства. В этот период времени было также создано Cristian Vander's Jazz Trio, плюс множество сольных проектов, каждый из которых заслуживает пристального внимания.
Творчество Magma периода семидесятых годов оказало огромное влияние на все французские команды; по этому параметру только Gong и Ange могут сравниться с группой Кристиана Вандера. Magma оставила музыкальное наследие, которое переворачивает все стандарты и современные классификации рок-музыки. Оно может рассматриваться только в специально созданной реальности их собственного творчества, которое ждёт новых поклонников и по-прежнему радует старых фанатов. Kobaiaiss de hundin!
Материал для этой статьи взят из Issue Number 8 (Fall 1995) of EXPOSÉ
Eskaton's 4 Visions is one of the easiest album to get into when talking about the Zeuhl genre. If you didn't like the repetitiveness of Magma, the darkness of Shub-Niggurath or just think that the Zeuhl sound is too weird for your taste then this is the band for you.
Let's start with their sound. This band is one of the grooviest (if not the grooviest) band I've heard from the genre and its all thanks to the excellent bass player, André Bernardi. His furious, pompous and groovy playing will keep you hooked from start to finish and it's virtually impossible not to move or dance while listening to this album. The vocals are very typical from the genre with two female vocals singing and chanting in French, they don't get as harsh as the vocals in Magma's MDK though. The rest of the band are pretty much in the same caliber without anyone showing off. Their sound reminds me a lot to that of their fellow English men from the 70's era. Even though they have three players on the keys, but they aren't a keyboard driven band. As typical from Zeuhl bands, the leading force is the drum and bass players so expect excellent rhythm sections through the whole album. Their songs are fairly long all between the 8 to 13 minutes, but they don't drag along or try to bore you. Every song is full of energy and life with catchy yet complex melodies and skillful playing. Also, their sound isn't really "out there" or adventurous at all so it's very melodic, bombastic and accessible even for new comers into the prog genre.
I can't recall any bad moments in the album or any drawbacks at all and it's consistent all the way through. I highly recommend this album for every single prog fan out there specially for fans of the bombastic and pompous side of prog and for those who don't enjoy the Zeuhl genre, this album might possibly change your minds about the genre. I'm too picky with my 5 star albums so I'm going to give it 4.5.
Среди всего многообразия современной сцены как прогрессивного, так и авангардного рока значительная доля самых интересных и разнообразных коллективов выпадает на страну восходящего солнца, а уж там среди мэтров, монстров и волнорезов главной фигурой, безусловно, явлеятся фигура великого барабанщика, экспериментатора, импровизатора и завсегдатая самых разнообразных по сути проектов - Йосиды Тацуи (Yoshida Tatsuya). Впрочем, он уже стал явлением масштаба всей планеты. От Samla Mammas Manna до Ruins и наоборот. Впрочем, сегодня речь о его zeuhl-овой ипостаси - одной из самых главных и значимых представителей этого стиля в последнее время - проекте KoenjiHyakkei. Сразу стоит упомянуть о том, что Йосида чуть ли не откровенно скрывает практически все, что связано с этим коллективом, дабы нагнать определенной мистики и таинственности вокруг этой своей группы. Так что даже с трактовкой названия нет точных данных. Известно только то, что переводится оно как "Тысяча обликов Коэндзи", а Коэндзи - это район Токио, где, собственно и проживает Тацуя, да и Аки Кубота - вокалистка и клавишница группы Bondage Fruit, о которой речь чуть позже. Ну а начиналось все с урезонивания индустриально-шумовую мощи импровизации коллектива Ruins в угоду более структурированным формам европейского прогрессив-рока, а если точнее, то стиля zeuhl и его главного представителя коллектива Magma. Вообще, между KoenjiHyakkei и коллективами Magma и Ruins много общего. С первыми, кроме основы своей стилистики, их роднит также использование выдуманного языка и общая эксцентричность исполняемой музыки. Близость к Ruins выражается в первую очередь яростью, настоящим бураном и мощью граничащим с хард-кором ритмов, ну и, конечно же, составом: в первом созыве коллектива KoenjiHyakkei, кроме самого Тацуи, присутствовали еще два музыканта, чья жизнь была неразрывно связана с Ruins Рюичи Масуда (Ryuichi Masuda) и Сигекацу Кувахара (Shigekazu Kuwahara). Последний, кстати, также поучаствовал в еще одном прекрасном проекте Йосиды группе Pochakaite Malko. Так вот и можно локализовать положение KoenjiHyakkei в среде мировой современной музыке где-то между авангардной музыкой и прогрессивным роком. (продолжение...)