В 1960году в г. Запорожье впервые съехал с конвейера ЗАЗ-965. на днях «горбатый» - первый украинский легковой автомобиль - отпраздновал очередную, 47-ю годовщину со дня выпуска.
Симпатий к этой машине изначально было гораздо больше, чем отрицания. "Запорожца" любили, и поэтому ему многое прощали. А между тем, нюансов машина имела с избытком. Например, двери, открывающиеся в непривычную сторону, которые норовили распахнуться вместе с владельцем. Распахивались двери на очень большой угол, а стопором служил ремешок, который иногда отрывался. Посадка в Запорожце была на дне, где-то глубоко в недрах автомобиля. Обычно в боковом окне виднелась только голова водителя.
Приборы и органы управления "горбатого" были простейшими с легким оттенком примитива. Самым невиданным в своей простоте был указатель поворота. Стоял он под правой рукой на панели и был обычным тумблером, правда, очень крупным. Щелчок влево - включен левый поворотник, щелчок вправо - включен правый.
Из приборов - спидометр, указатель уровня топлива и датчик температуры масла. Мотор-то воздушный, поэтому температура масла была очень важным параметром. Подсос жил на центральном тоннеле, рядом с ручником. Заводился "Запорожец" из-за этого довольно затейливо: водитель лез куда-то между сиденьями, вытягивал ручку подсоса вверх, после чего заводил ключом. Работал мотор непривычно. На холостом ходу он даже мог показаться тихим. Но как только машина трогалась с места, кузов наполнялся таким грохотом и тарарамом, что у большинства водителей даже не возникала мысль о радиоприемнике.
Ездить "Запорожец" умел, иногда даже быстро. Но на скорости под 100 км/ч масло у него кончалось километров через 150. Передняя торсионная подвеска была жесткой, а задняя наоборот довольно мягкая. Из-за этого "Запорожец" вел себя как-то вихляво и неуверенно. Если на большой скорости на ухабе зад подпрыгивал с отрывом от дороги, задние колеса складывались, и машина заваливалась на бок.
Зато машине не было равных на русском проселке. Он ползал даже по серьезной грязи. Самая сложная деталь любого "Запорожца" - печка. Как эта штука работает, почти никто толком не знал. Но в народе были умельцы, разгадавшие ее сущность, поэтому встречались машины, внутри которых было тепло. "Горбатый" был первым в нашей стране автомобилем, вокруг которого появился клуб любителей этой марки, передает "День Запорожья".
Недавно по телеку в каком-то конкурсе слышал вопрос "первый украинский космонавт" (Гагарин), ну и много сейчас "первых украинских". Может лучше первый УССР?
Ну опечатался, бывает . Первый в УССР, в Советской Украине и т.д. Ну не было тогда Украины как отдельной страны. Неделю или две назад был какой-то юбилей Рентгена или открытия Рентгеном Х-лучей, так на Интере в новостях на полном серьезе рассказали, что Рентген укралоткрытие у какого-то украинца у которого он был учеником. Вобщем украинцы всегда и везде "впереди планеты всей". Сначала было забавно, а сейчас уже начинает утомлять.
А у меня есть можно сказать раритет - из нержавейки надпись "Запорожець", которая была на капоте машины. Интересное было время - кляти москали вовсю боролись с мовою, а была легковушка ЗАПОРОЖЕЦЬ, был автобус ЛЬВИВ. А теперь мову насильно насаждают, а вот лучше бы знаток мовы Андреич объяснил, что на мове означает ЛАНОС или СЕНС, завод ведь вроде ЗАЗ-ДЭО, а не ДЭО-заз. Вон Шкода немцам принадлежит, но выпускают под мпаркой ШКОДА, а не Фольскваген.
Русский это не происхождение, а состояние души и принадлежность к цивилизации. « мы ведь не дети и отлично понимаем, что сила современной философии не в силлогизмах, а в авиационной поддержке»(с)
да я не в том смысле... Просто звучание [у-эс-эс-эр] как-то ностальгически душу согрело... А Запорожец, конечно, советская машина. Просто собирали её на территории УССР, поэтому и идентифицируют как украинскую.
Поворотники тумблером в центре панели - схема ещё с Победы. Первая наша машина с рычажком привычным - ЗиМ. "Усреднённая" конструкция на 402 и 407 Москвичах - рычажок на колонке, но сверху и маааааленький.
Подсос на тоннеле кузова - внужденная мера, если мотор сзади. А поначалу там же был и рычажок стартера, т.е. опять же как на Победе - ключом включаем зажигание, а рукой за рычажок (на Победе ногой на педаль) включаем стартер.
Грохот и тарарам - только в убитых машинах. В нормальных шум слушать радио не мешает, если космических скоростей не развивать.
Ну и всё остальное написано "неумными умниками" с жаждой "обосрать" машинку.
А чё ЛАНОС или СЕНС очень прекрасно по украински объясняется. СЕНС - "смысл", ЛАНОС - в народе слышал название "лайно".
Дэо-СЕНС... Дэо-СМЫСЛ? Бессмысленная страна дает бессмысленные названия своим автомобилям.
Цитата(ratibor @ 23 Ноября, 2007, 20:25)
ну г-на Васадзе не замайте 8) нормальный такой депутат, работали, знаем
Да я Андреича имел ввиду нашего главнокомандующего в борьбе за чистоту мовы (за вступление в Нато, за крещение мусульман и много еще чего главнокомандующего).
____________________
Русский это не происхождение, а состояние души и принадлежность к цивилизации. « мы ведь не дети и отлично понимаем, что сила современной философии не в силлогизмах, а в авиационной поддержке»(с)