Давно существует довольно жесткое и инерционное мнение: «В Украине никогда не было своего зрительского кинематографа, который бы с успехом демонстрировался в кинотеатрах. Да, некоторые ленты получали престижные премии международных фестивалей, форумов профессионалов. Но массовым (развлекательным, кассовым) украинское кино не было никогда!» Тем не менее Если украинского массового кино нет сегодня это не значит, что никогда ничего не было.
Замечу, что в период с 1940 по 1991 год украинские киностудии выдали 91 хит кинотеатрального проката. Каждый из этих фильмов собирал более 20 миллионов зрителей. Еще было 29 лент, в которых так или иначе речь шла об Украине или которые были экранизацией украинской классики. Создали их за пределами страны наши режиссеры, сценаристы, операторы. Вместе 120 названий. То есть в среднем в год выходило два-три популярных украинских массовых фильма.
Такое точное измерение количеством зрителей, которое не подвержено инфляции, колебаниям курсов etc. («привет» №0 современным «профессиональным» кинопрокатчикам, которые по-прежнему ведут статистику в грн./долл.) делает эти 120 лент настоящими хитами кинопроката. Это не фантазии. Существуют солидные источники. Среди которых, например, «Свое кино» Сергея Кудрявцева (Москва. «Дубль-Д», 1998.) Или же «Домашняя синематека. Отечественное кино. 19181996» С.Землянухина и М.Сегида (Москва. «Дубль-Д». 1996 г.). Есть и мои исследования на эту тему.
Сегодня 20 млн. зрителей на один фильм розовая мечта кинопроката любой страны. Например, самый кассовый российский фильм 2006 года «Дневной дозор» просмотрело лишь около 7,5 млн. зрителей СНГ, а самый популярный иностранный фильм 2006 года «Ледниковый период-2» чуть больше четырех миллионов.
Что же это были за украинские блокбастеры?
« ВЫ ИЗ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ? НЕТ, Я ИЗ УГРОЗЫСКА»
(«Инспектор уголовного розыска» 40,9 млн.)
Это монстры-суперхиты, сделанные на украинских студиях. Каждый из них в течение первого года кинотеатрального проката просмотрело более 40(!!!) млн. зрителей. Характерно, что все они героического, военно-милицейского, приключенческого содержания. В каждом из шести суперхитов есть детективно-шпионско-разведывательные элементы. Даже капитан Титаренко Леонида Быкова в эпизоде «В бой идут одни «старики» выполняет разведку на трофейном немецком «мессере».
В течение года каждую из этих картин просмотрело более 20 млн. зрителей. Больше всего среди них лент: героически-приключенческих (54), военных (44), мелодрам (43), о женщине (около 30) и лент с открытым финалом (56). Всегда актуальны намеки на будущее в образах настоящего мужчины и настоящей женщины.
«НЕ ПОТЕРПЛЮ ТАКОЙ ШКАНДАЛЬ. Я ИХ В СУД! Я ИХ В ГАЗЕТУ!»
(«За двумя зайцами» 24,7 млн.)
Абсолютным чемпионом и украинского, и российского кинотеатрального проката является... чрезвычайное происшествие. Украинскую ленту «ЧП чрезвычайное происшествие» и ее российский ремейк «Пираты ХХ века» (1980 г.) просмотрело 47,5 и 87,6 млн. зрителей соответственно. Фильмы, в которых с нашими соотечественниками происходят зарубежные приключения, ситуации, испытания, которые они мужественно и находчиво преодолевают. Вот он, идеальный сюжет для реального украинского блокбастера! Кино по реальным событиям. Сейчас таких событий еще больше разве мало ЧП?.. Скнилов, Буск, Керчь, шахта им.Засядько и т.д. Да и за рубежом: пожары в Греции, Хорватии лето 2007-го, тайфун в Таиланде 2005 года, взрывы и землетрясения в Турции там везде были наши. Многие украинцы работали за границей и сталкивались с определенными трудностями, событиями, испытаниями. Вот сюжет снимите. («Привет» №01 украинским кинопродюсерам.) Вместо этого получаем какие-то неоправданные политически-ужасные «кина» или триллеры-ужастики.
«ВЕСЕЛО ВСЕМ. БУДУ ЖИТЬ Я, БУДЕШЬ ЖИТЬ ТЫ, ОКНАМИ К СОЛНЦУ...»
(«Артист из Кохановки» 26,8 млн.)
Среди чемпионов кинопроката 19401991 гг. был лишь
один (!) фильм ужасов «Вий» по Гоголю. И все. Все. Большинство фильмов были социально оптимистическими 70. («Привет» №13, «Штольня»!) Что, кстати, совпадает с мировыми тенденциями. Например, Американский киноинститут регулярно обнародует список 100 самых оптимистических фильмов Голливуда (по результатам опроса), в котором всегда есть фильмы Чаплина, Уайлдера, Спилберга. Последнюю версию стопроцентного оптимизма возглавила лента 1946 года (!) «Эта прекрасная жизнь» режиссера Ф.Капры.
«ПИЛОТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ ОБЯЗАН!»
(«В бой идут одни старики» 44,3 млн.)
Но больше всего среди украинских хитов фильмов с музыкальной составляющей 74. В виде целостного жанра или отдельного номера, или главной темы песни-хита для всех. В украинских лентах поют все: военные («В мирные дни» В.Брауна 23,5 млн., 1951 г., «Аты-баты, шли солдаты...» Л.Быкова 35,8 млн., 1977 г.); студенты («Годы молодые» А.Мишурина, 36, млн.,
1959 г.); альпинисты («Вертикаль» С.Говорухина 32,8 млн.,
1967 г.), рабочие заводов («Весна на Заречной улице» М.Хуциева 30,1 млн., 1956 г.), рабочие бензозаправок («Королева бензоколонки» А.Мишурина 34,3 млн.,
1963 г.) Поют везде: в селе («Анничка» Б.Ивченко 25,1 млн., 1969 г., «Трембита» А.Николаевского 51,2 млн., 1969 г., Свердловская киностудия); в городе («Ар-хи-ме-ды» А.Павловского 26,4 млн.,
1976 г.); даже на мопеде («Артист из Кохановки» Г.Липшица 26,8 млн., 1962 г.) и в троллейбусе («Первый троллейбус» И.Анненского 24,6 млн.,
1963 г.) Наверное, сказывается украинская традиционная певучесть. («Привет» №... «послушным» кинопредпринимателям.)
«БОНЖУР ВАМ У ВАШЕЙ ХАТЕ»
(«За двумя зайцами» 24,7 млн.)
Существует еще один украинский псевдомиф: «режиссерами всех более или менее популярных лент были «командировочные» из России и других республик бывшего СССР, но не украинцы». Что тоже не соответствует действительности. Ведь так называемые командировочные: Марлен Хуциев («Весна на Заречной улице», «Два Федора» 20,4 млн., 1959 г.), Александр Алов и Владимир Наумов («Тревожная молодость»
24,4 млн., 1955 г., «Павка Корчагин» 25,3 млн., 1957 г.), Сергей Параджанов («Первый парень» 21,7 млн., 1959 г. единственный кинохит знаменитого режиссера «Теней забытых предков») все учились во ВГИКе именно в мастерской украинского классика Игоря Савченко. Во ВГИКе преподавал и Александр Довженко. Среди 24-х режиссеров рекордсменов кинопроката, выдавших более одного кинохита, 19 снимали в Украине постоянно.
«А-НО-НИМ ВОТ ДАЛ ЖЕ БОГ ХВАМИЛИЮ»
(«Королева бензоколонки» 34,3 млн.)
Режиссер Виктор Илларионович Ивченко, о котором сегодня не часто вспоминают, самый кассовый режиссер украинских студий, создатель шести(!) суперкассовых фильмов. Все его хиты собрали 196,6(!!!) миллиона.
«Судьба Марины» социальная мелодраматическая повесть о женщине, 37,9 млн. зрителей,
1954 г. «Есть такой парень» социальная молодежная повесть с элементами мелодрамы, 22,3 млн., 1956 г. «ЧП Чрезвычайное происшествие», 2 серии, героико-приключенческая социально-патриотическая драма по реальным событиям, по 47,4 млн. на серию, 1959 г. «Иванна» антирелигиозная военная драма о женщине, 30,2 млн., 1960 г. «Серебряный тренер» социальная идеологическая драма о спорте, 24,8 млн., 1963 г. «Гадюка» постреволюционная социальная драма о женщине, 34 млн., 1966 г.. Разные ленты, но «станок для печати денег» один так бы сейчас, вероятно, называли режиссера. Все ленты объединяют драматизм и социальность. («Привет» №02 режиссерам беглецам от социума.)
ЧУЕТ МОЕ СЕРДЦЕ, ШО МЫ НАКАНУНЕ ГРАНДИОЗНОГО ШУХЕРА»
( Попандопуло из Одессы, «Свадьба в Малиновке» 74,6 млн.)
Сегодня киносоциологи оперируют такими категориями: «потерянная аудитория», «нейтральная аудитория», «своя аудитория». Потерянная аудитория зрители, которые больше склонны к иностранной продукции. Своя зрители, которым больше нравятся отечественные свои ленты. При выходе любого товара-фильма на рынок предприниматели рассчитывают как раз на свою аудиторию. В Украине такой «своей аудитории» почти нет. Кроме фильмов Л.Быкова и еще двух-трех, случайно показанных ночью, остальные из 120 украинских кинохитов всех времен никогда не демонстрировали наши телеканалы. («Привет» №03 отделам формирования кинопрограмм телекомпаний.)
Значит, «в Украине никогда не было своего зрительского кинематографа»?...