Крысы усваивают правила поведения
30.03.08 | Этология, Психология, Елена Наймарк | Комментарии (5)
Крысы
разумная элита среди млекопитающих. Экспериментально показано, что эти животные способны к абстрактному мышлению. Фото с сайта www.lilratscal.com
Английские психологи
провели серию экспериментов и доказали, что
крысы способны обобщить собственный жизненный опыт и вести себя в соответствии с выведенными из опыта правилами. Обычно модели поведения и обучения у животных предполагают непосредственные реакции на тот или иной стимул и вы
работку условных рефлексов. И только для человека и высших приматов свойственно выведение из опыта правил поведения для гипотетических обобщенных ситуаций. Оказывается,
крысы тоже вырабатывают схемы поведения наряду с условными
рефлексами.
Психологи Робин Мёрфи (Robin Murphy) и Эстер Мондрагон (Esther Mondragón) из Университетского колледжа в Лондоне, а также Виктория Мёрфи (Victoria Murphy) из Оксфордского университета исследовали
способность крыс к вы
работке общих схем поведения. Сама по себе эта задача родилась из более конкретных вопросов лингвистического свойства.
Известно, что человек обучается языку, усваивая не только и не столько конкретные слова, сколько грамматические правила построения предложения. И уж потом нанизывает на усвоенные конструкции предложений слова и словосочетания. Такой принцип обучения с помощью выведения правил из предшествующего опыта свойственен человеку. Животным же (не считая высших приматов) и птицам не удается выучить человеческие грамматические правила. Потому ли, что животные не могут запоминать длинную череду звуковых сигналов, каковой с формальной точки зрения является речь? Или потому, что речь, по сути, является сводом общих правил, вывести которые животное не может?
На первый из этих вопросов авторы исследования ответили еще четыре года назад. Они
показали, что
крысы вырабатывают условные рефлексы на триады разночастотных звуков или на триады световых мпульсов, так что дело тут не в неспособности животных реагировать на череду сигналов. Так что ученые занялись поиском ответа на второй вопрос. Но сформулировали они этот вопрос несколько шире: могут ли вообще млекопитающие выводить общие правила и схемы поведения вместо закрепленных нервной системой безусловных и условных рефлексов?
Очевидно, что знать правило для решения однотипных задач предпочтительнее, чем выучить все задачи на данное правило. Человек и другие высшие приматы выводят правила поведения, ориентируясь на свой жизненный опыт: выведение общих правил это необходимая составная часть их обучения. Считалось, что другие животные просто не способны к построению подобных абстрактных поведенческих схем. Но это мнение удалось о
провергнуть несложными экспериментами на
крысах.
Крыс обучили реагировать на триады звуков ABA и BAB, составленные из двух тонов разной частоты: A = 3,2 кГц, B = 9 кГц (то есть 3,293,2 кГц и 93,29 кГц). Эти звуковые серии со
провождались пищевым подкреплением, а другие серии AAB, или BBA, или ABB, или BAA не подкреплялись. Крыса, у которой условный сигнал сформировался, услышав нужную триаду, бежала к кормушке, не дожидаясь, пока кормушку наполнят. Крыса, которая не реагировала на сигнал, к кормушке не бежала, пока корм там не появится. Поэтому мерилом реакции
крыс на сигнал служило то время, которое
крыса проводила, засунув нос в кормушку до появления там пищи.
Ученые отметили, что две
крысы так и не научились различать
звуки и заранее бежать к кормушке, и этих двух исключили из экспериментальной группы (видно, и среди умных
крыс встречаются олухи). Таким образом, экспериментальная группа обучилась различать две конкретные звуковые серии. Но что это запоминание конкретных звуковых последовательностей или вы
работка правила «беги к кормушке, если средний звук отличается от крайних»? Чтобы понять это, экспериментальной группе
крыс предъявили серии из звуков двух других частот: C = 12,5 кГц и D = 17,5 кГц всего 6 триад. Из этих триад две 12,517,512,5 кГц и 17,512,517,5кГц соответствуют «правилу»: средний звук отличается от крайних (то есть CDC или DCD, что соответствует правилу точно так же, как ABA или BA
и четыре триады не соответствуют.
Крысы реагировали на новые
звуки весьма осмысленно: правильные триады отличали от неправильных и бежали за пищей. Когда
крысам снова включили звук с первоначальными частотами, то они снова оказались у кормушек, демонстрируя, что они эти частоты помнят и схема их поведения осталась в рабочем состоянии. Это означает, что
крысы способны вывести обобщенную поведенческую схему и применять ее при встрече с незнакомыми стимулами.
Из экспериментов, подобных этому, всё
больше становится понятно, что абстрактное мышление это не специфически человеческая черта: к абстрактному мышлению в той или иной мере способны и другие млекопитающие.
Источник: Robin A. Murphy, Esther Mondragón, Victoria A. Murphy. Rule Learning by Rats // Science. 28 March 2008. V. 319. P. 18491851.
Елена Наймарк
<!--MORE DIV-->
<!--MORE DIV-->
Добавлено в [mergetime]1207076248[/mergetime] Главная / Новости науки
Мыши чувствуют чужую
боль3.07.06 | Психология, Биология, Александр Марков | Комментарии (12)
Чтобы научиться сочувствовать ближнему, мыши должны сначала с этим ближним хорошенько познакомиться (фото с сайта www.aaronlogan.com)
Способность к сопереживанию (эмпатии), ранее считавшаяся свойственной только человеку, есть и у животных. Оказалось, что зрелище чужих страданий повышает чувствительность
мышей к собственным болевым ощущениям. Однако этот эффект проявляется лишь в том случае, если «страдающая» мышь перед этим жила вместе с подопытной не менее двух недель. К боли, испытываемой незнакомцами, мыши равнодушны.
В последнее время среди этологов и зоопсихологов необыкновенную популярность приобрели исследования, направленные на выявление у животных поведенческих, эмоциональных и интеллектуальных качеств, традиционно считавшихся свойственными только человеку (см. подборку ссылок в конце статьи). В итоге
грань между животными и человеком всё более размывается. Постепенно становится ясно, что многие (если не все)
«уникальные» свойства человека имеют глубокие биологические корни, а наши отличия от животных скорее количественные, чем качественные.
Вслед за использованием и изготовлением орудий труда, планированием будущего, бескорыстным альтруизмом, межплеменными войнами,
способностью выявлять причинно-следственные связи и прогнозировать мысли и поступки соплеменников на ту же «свалку истории» отправляется еще одно «чисто человеческое» качество
способность к эмпатии, или сопереживанию.
У высших приматов существование эмпатии уже признано
большинством исследователей, тогда как в отношении других млекопитающих ясности до сих пор не было. Например, было показано, что если
крыса, наблюдающая страдания сородича, имеет возможность облегчить его участь, то она это делает. Однако ее мотивация при этом остается неизвестной: может быть, она и не понимает, что товарищу
больно, а просто стремится избавиться от раздражающего лично ее фактора в виде визжащего и дергающегося соплеменника.
Является ли
способность к сочувствию, сопереживанию чисто человеческим свойством? Опыты канадских ученых позволяют ответить на этот вопрос отрицательно (фото с сайта static.flickr.com)
Сотрудники Психологического факультета и Центра исследований боли Университета Макгилла (Монреаль, Канада)
провели серию экспериментов с целью выявления способности к эмпатии у
мышей. Они исходили из предположения, что если такая
способность у
мышей есть, то вид страдающего сородича должен влиять на восприятие мышами собственных болевых ощущений.
Мышей мучили тремя разными способами, причем в зависимости от вида истязания различной была и реакция на
боль. Сразу оговоримся, что во всех опытах страдания подопытных животных были относительно умеренными и не представляли угрозы для жизни и здоровья. Хотя, если честно, при чтении методики экспериментов ассоциации с подвалами гестапо и доктором Менгеле на ум все-таки приходят. Мышам делали инъекции уксусной кислоты (реакция на
боль подергивания, "writhing behavior"), формалина (реакция вылизывание
больного места) и направляли на лапки обжигающий тепловой луч (сила реакции на
боль в данном случае оценивалась по скорости отдергивания лапок).
В первой серии опытов
мышей сажали попарно в контейнеры из оргстекла и делали болезненные инъекции либо одной из них, либо обеим. Оказалось, что мыши гораздо сильнее
реагируют на собственную
боль, если видят, что их сосед по камере тоже страдает. Однако этот эффект наблюдался не всегда, а лишь в том случае, если подопытные мыши были знакомы друг с другом, то есть до начала эксперимента содержались в одной клетке не менее двух недель. Страдания незнакомцев не находили отклика в мышиной душе и никак не влияли на их «болевое поведение».
Было также замечено, что болезненные подергивания, с
провоцированные инъекцией уксуса, у подопытных
мышей в значительной степени синхронизируются. Одновременные судороги наблюдались гораздо чаще, чем диктуется простой вероятностью. Эта синхронизация была сильнее выражена у знакомых
мышей по сравнению с незнакомыми.
Ученые попытались выяснить, при помощи каких органов чувств мыши получают информацию о страданиях соседа. Для этого использовались глухие мыши; мыши, у
которых обонятельный эпителий был разрушен при помощи сульфата цинка; применялись также различные прозрачные и непрозрачные перегородки. Оказалось, что мыши, лишенные возможности слышать, обонять или прикасаться к товарищу по несчастью, всё равно понимали, что он страдает. Они переставали это понимать, только если их разделяла непрозрачная перегородка, то есть одновременно были отключены тактильный и зрительный каналы, при сохранении возможности обмена информацией посредством звуков и запахов. Из этого исследователи сделали вывод, что мыши судят о страданиях соседа преимущественно на основе зрительной информации.
Было также обнаружено, что реакция на собственную
боль значительно уменьшается у самцов, находящихся в одной камере с не испытывающим боли незнакомцем. Вероятно, присутствие потенциального врага и соперника мобилизует силы зверька и отвлекает его от собственных болезненных ощущений.
В
другой серии опытов мышам кололи формалин: одним маленькую дозу, другим
большую. Оказалось, что мыши, получившие маленькую дозу, облизывались чаще в том случае, если вместе с ними находился знакомый зверек, получивший
большую дозу. Напротив, мышь, получившая
большую дозу, облизывалась реже, если ее товарищ по камере получил маленькую дозу. Страдания незнакомцев, как и в опытах с уксусом, не оказывали влияния на болевое поведение
мышей.
В последней серии экспериментов ученые пытались доказать, что наблюдаемые эффекты не связаны с подражанием. Ведь можно было бы предположить, что мыши облизываются или дергаются вовсе не потому, что осознают
боль соседа и из-за этого острее воспринимают свою. Может быть, они просто зачем-то подражают его
действиям. Мышам кололи уксус и
проверяли силу реакции на обжигающий луч. Оказалось, что мыши быстрее отдергивают лапки от луча, если их сосед корчится из-за введенного уксуса; точно такое же повышение чувствительности к высокой температуре наблюдалось и при введении уксуса самой подопытной мыши. Таким образом, ощущение как своей, так и чужой боли обостряет восприятие болевых стимулов совершенно иной природы. Значит, дело тут не в подражании. Опять же, как и в остальных опытах, на поведение
мышей влияли только страдания знакомых животных.
Авторы отмечают, что физиологические механизмы эмпатии сейчас активно изучаются в основном на людях (см. Женщины добрее мужчин, «Элементы», 02.02.2006). Однако возможности экспериментов на людях сильно ограничены (к счастью), поэтому открытие хорошей «животной модели», не защищенной международными конвенциями о правах, выводит исследователей на широкий оперативный простор.
Источник: Dale J. Langford, Sara E. Crager, Zarrar Shehzad, Shad B. Smith, Susana G. Sotocinal, Jeremy S. Levenstadt, Mona Lisa Chanda, Daniel J. Levitin, Jeffrey S. Mogil. Social Modulation of Pain as Evidence for Empathy in Mice // Science. Vol. 312. № 5782, pp. 1967-1970 (30 June 2006).
См. также:
Качественной разницы между мышлением человека и животных нет (радио «Свобода», 24.04.2006).
Использование орудий животными не всегда говорит о
большом уме («Элементы», 29.03.2006).
О других аспектах интеллектуальной деятельности и сложного поведения, ранее считавшихся «чисто человеческими»:
Обезьяны думают о будущем («Элементы», 29.05.2006) планирование.
Мартышки произносят фразы из двух слов («Элементы», 21.05.2006).
Скворцы понимают грамматику (радио «Свобода», 28.04.2006) синтаксис.
Война естественное проявление коллективизма? («Элементы», 17.05.2006) межплеменные войны.
Шимпанзе способны к бескорыстной взаимопомощи («Элементы», 13.03.2006) бескорыстная взаимопомощь.
Животные способны логически мыслить («Элементы», 26.02.2006) логика и
способность отличать причинно-следственную связь от случайного совпадения.
Александр Марков
http://elementy.ru/news/430272 Отредактировал probegallo - 1 Апреля, 2008, 23:00