опубликовано
Dalida - Forever
1997
20 песен, одни только названия которых давно ассоциируются с именем Далида. "Я подожду" ("J'attendrai"), "Слова, слова" ("Paroles, paroles"), "Salma ya salama"... Незабываемые маленькие шедевры. Слушаешь диск и погружаешься в ностальгический мир 50-х - 70-х годов прошлого века, когда родители были молоды, трава - зеленее, небо - синее, люди - добрее. Вот от такого мира и ушла добровольно 20 с лишним лет назад Далида. Ушла, а ее песни остались с нами. Далида - навсегда... ДАЛИДА
Во французской эстраде эта певица стоит несколько особняком. Со времени ее дебюта прошла уже четверть века, а Далида по-прежнему популярна, по-прежнему на премьеры ее новых концертных программ собирается «весь музыкальный Париж», и по-прежнему не умолкают споры о причинах ее успеха.
Далида родилась в 1932 году в Каире. Впрочем, Далидой она стала позже, а тогда ее звали Иоланда Джильотти. Ее родители, эмигранты из итальянской провинции Калабрия, переселились в Египет в поисках работы. Сменив несколько профессий, отец будущей певицы поступил в оркестр Каирской оперы и в конце концов сумел занять место за пультом концертмейстера.
«Я выросла среди музыки, но никогда не думала, что она станет моей профессией. С детства у меня была только одна мечта стать киноактрисой. Правда, родители были настроены более трезво и заставили меня обучиться профессии секретаря, но и на работе, целыми днями заполняя накладные, я в мыслях представляла себя на экране. Особенно я воспряла духом после победы на конкурсе красоты сначала каирском, а потом общеегипетском, мне казалось, что теперь на меня должны посыпаться предложения сниматься в кино. Когда таких предложений не оказалось, я решила бросить все и уехать в Париж. Там-то я наверняка стану кинозвездой. В те годы я была очень в себе уверена».
В Париже Иоланда Джильотти оказалась в 1955 году, но пробиться в кино здесь оказалось ничуть не проще. В конце концов она устроилась работать в одном из второразрядных ночных клубов в неожиданном для себя самой качестве певицы, научилась играть на гитаре и придумала псевдоним Далида. «Пусть я не сумела стать кинозвездой, но зато в жизни у меня получилось так, как бывает только в кино. Вскоре после того, как я начала петь, меня услышал Люсьен Морисс, и на следующий вечер он привел с собой Бруно Кокатрикса, директора мюзик-холла «Олимпия», и Эдди Барклая, владельца фирмы грамзаписи». И хотя первая пластинка Далиды провалилась, вторая, с популярной в те годы песней итальянского певца Марино Марини «Бамбино», имела большой успех, за ней последовали другие «Фламенко», «Цыгане», песня Жильбера Беко «День, когда пойдет дождь», «Дети Пирея» Маноса Хаджидакиса. Через год ее низкий, пластичный, выразительный голос был известен всей Франции.
Далида много гастролирует, чаще других певиц появляется на телеэкране, начиная с 1959 года восемь раз подряд получает приз французского радио (он ежегодно вручается исполнителю, чьи песни чаще всего звучат в эфире). В 1964 году Далида первой из французских эстрадных певиц получает платиновую пластинку к этому времени общий тираж ее пластинок составил десять миллионов. Многих критиков и музыковедов этот стремительный взлет популярности застал врасплох, и уже с середины 60-х годов начинается дискуссия о том, что пресса назвала «феноменом Далиды». Социологи склонны были искать причины успеха певицы вне музыки а привлекательной внешности артистки, а ее обаянии, наконец, в умело организованной рекламе. Спорили друг с другом и музыковеды. Одни утверждали, что Далида не имеет собственного стиля, другие возражали, что приметы стиля налицо и перечисляли их экзотичность манеры исполнения, подчеркнутая легким итальянским акцентом, склонность певицы к «романтическим» текстам и так далее. И те и другие удивлялись, как Далиде удалось добиться успеха, не имея «своего» репертуара (певица исполняла, в основном, песни, уже прославленные другими артистами) случай действительно редчайший на французской эстраде...
Однако все спорящие стороны сходились в одном главная причина успеха Далиды в ее профессионализме. С этим трудно не согласиться. Знаменитый французский дирижер и композитор Поль Мориа, работавший в конце 50-х годов продюсером и аранжировщиком Далиды, не так давно вспоминал: «Тогда она, как и я, делала свои первые шаги на большой эстраде. Она не очень много знала тогда, и почти ничего не умела делать ни в студии звукозаписи, ни на концертах, где я иногда ей аккомпанировал. Но что поражало в ней уже тогда это огромная работоспособность, стремление перепробовать все возможные варианты аранжировки, вокальной трактовки, желание вникнуть даже в те стороны «музыкальной кухни», которые ее, певицы, непосредственно не касались. Главная черта ее характера это упорство. Упорство и фанатичная преданность песне. И сегодня она в этом смысле ничуть не изменилась».
Только этим можно объяснить, например, то: что в 1974 году Далида на полгода уходит от активной концертной деятельности, отменяет намеченные уже сеансы звукозаписи и становится скромной ученицей певца парижской «Гранд опера» Жака Потье, изучает приемы оперного вокала. И на вопрос журналистов: «Зачем?» отвечает: «Это моя профессия, я обязана знать о ней все, что будет в моих силах узнать».
Именно это упорство и преданность делу и являются фундаментом пресловутого «феномена Далиды», именно они позволяют ей всегда идти в ногу со временем и приноровить всякую новую музыкальную моду к своей индивидуальной манере исполнения. В том, что такая манера у Далиды есть, сегодня уже никто не сомневается.
Г. Либергал
(c пластинки фирмы МЕЛОДИЯ, 1980 г. 33 с 60-13515-16)
25 декабря 1954 года из Международного аэропорта города Каира поднялся в воздух и взял курс на Париж пассажирский самолет, на борту которого находилась тогда еще не никому известная 22 летняя темноволосая девушка по именм Иоланда Джиглиотти. Оставив свой родной город 1001 ночи, она летела навстречу своей судьбе, славе, триумфу! Но это будет потом, а пока она сладостно придавалась своим мечтам: сумашедшим, наивным, детским, мечтам о счастье и победе, пытаясь найти ответ в ризоне своего путешествия...
Чужой, доселе незнакомый Париж встретил ее как отец он дал ей все: славу, признание, успех и счастье! Здесь она записала свои первые песни под совместным руководством Люсьена Мориса и Эди Барклая, здесь же она провела свои "звездные годы" вместе со своим братом и продюсером Орландо.
Она выступала на самых престижных площадках Парижа, но все они меркли по сравнению с грандиозным триумфом в концертном зале "Олимп", где в 1965 году по-настоящему началась ее ослепительная карьера певицы.
После такого успеха она была приглашена на радиостанцию Europe 1.
Далида стала первой певицей, которая получила награду "Золотой диск", была первой певицей в Европе, у которой появились поклонники - "фэны", она стала первой женщиной-певицей, которая держала французский "Палас" три недели полным!
красоте, таланту, голосу, хрупкости и трогательности, она смогла покорить сердца многих миллионов человек и достигла пика музыкального Олимпа, став легендой всего Земного шара. Она исполняла песни на 7 языках мира. Трудно счесть все ее песни: около 500 на французском, 200 на итальянском и 200 на других языках: японском, немецком, испанском и т. д.. Ее альбомы разошлись много миллионными тиражами. Она была награждена Оскаром за неоценимый вклад в мировую музыкальную культуру. В 1986 году Далида была приглашена продюсором Езефом Шахин на ведущую роль в фильме "На шестой день", где она потрясающе сыграла роль "бабушки". После выхода ленты на экран, фильм получил высокую оценку критиков. Но...
Но на вершине своего триумфа Далиду все чаще стали мучить меланхолия и депрессия, она устала. Слава, признание, гастроли, города, страны были уже не для нее. И 3-го мая 1987 занавес закрылся. Навсегда. Она умерла одна, в своей квартире в Париже на улице Монмартр. Когда ее нашли, она лежала на полу, в руке была маленькая предсмертная записка:
"Жизнь невыносима. Простите меня!"...
Ее похоронили на кладбище Собора Парижской Богоматери в Париже. Толпы людей пришли прощаться с ней. Париж плакал, плакал и скорбил весь мир!..
Далида - ушла. Ушла навсегда. Но ее голос, ее песни, которые заставляли смеяться и плакать миллионы людей на земле - живы! Далида рядом, она с нами, как частичка счастья, любви и тепла.
Исполнитель: Dalida
Album: Forever
Страна: France
Жанр: Vocal, Chanson
Количество треков: 20
Format: mp3, 320 kbps
Size Mb: 163
Tracklist:1. Il venait d'avoir dix huit ans [2:55]
2. Dalida & Alain Delon - Paroles... paroles [4:04]
3. Rio do Brasil [4:24]
4. Parle plus bas (Le parrain) [2:59]
5. Mourir sur sce'ne [3:29]
6. Fini, la come'die [3:25]
7. J'attendrai [4:10]
8. Comme disait Mistinguett [3:03]
9. Monday Tuesday... Laissez-moi danser [3:46]
10. Be'same mucho [2:49]
11. Le Lambeth Walk... [2:40]
12. Gigi l'amoroso (Gigi l'amour) [7:27]
13. Salma ya salama [4:36]
14. A' ma manie're [4:58]
15. Bambino [3:31]
16. Gondolier [2:54]
17. Ciao ciao bambina [2:55]
18. Come prima [2:38]
19. Histoire d'un amour [3:04]
20. Les enfants du pire'e [2:33]