сижу в общем я дома и посетила меня ностальгия невозможная, по детству, проведенному в Закарпатье, по школе, в общем.... ближе к теме меня вдруг осенила мысль, почему в Закарпатье такое количество этносов нормально уживается ну не то чтобы почему да зачем, ну просто эссе, если позволите. Мысли вслух. Чтобы всем было проще, изложу в художественной форме, дабы передать свои ощущения по этому поводу...
Село наше было большим и продвинутым. В 95 году здесь установили на горе даже спутниковую антенну, и мы могли смотреть 305 каналов на любом примитивном телевизоре Деловое замыкало оазис счастья и благополучия, тянувшийся от границ с Румынией, Словакией и Венгрией. Дальше начинался Раховский район нищеты и классической бендеровской гопоты. Как говаривали старожилы, по окончанию войны пьяные от счастья генералы проводили красной ручкой по карте, обозначая границы нового Союза, и чья-то нетвердая рука скользнула вниз. В результате чего и образовались советские села Белая Церковь, Виноградово, и много подобных им, где никогда и ни при ком не жило этнических славян. В Виноградово венгры, в Белой Церкви румыны. Последняя даже отвоевала себе право именоваться при въезде на дорожном знаке «Biserica Alba». На родном типа языке. Как сказали бы в Крыму, топонимика. Венгры и румыны жили жирно. У каждого были родственники за условной границей, обозначенной разве что рекой Тисой, и пытливый ум торговца, не обозначенный никаким дипломом, кроме максимум 10 классов сельской школы. Граница кормила их всех. У белоцерковских ходил анекдот, как парень, торгующий оптом сигаретами в Венгрию, раз в неделю менял загранпаспорт, потому что в нем не оставалось страниц для таможенных штампов. И венгры, и румыны понимали, что оказались этническим меньшинством в чужой стране, хоть и на родной территории. Их как будто депортировали из привычной родины в какой-то новый, странный антирелигиозный режим. Костел ли, церковь ли, униатский ли храм все стало одним большим лицом комсомола. Учителям выносили выговоры за ношение крестиков, пограничникам за посещение воскресной службы Но ничего не менялось. Архаичность и космическая монолитность веками намоленного места равнодушно посылала систему в игнор. По-прежнему обязательным атрибутом свадьбы являлось венчание, а родов крестины. Обычной практикой считалось, когда православная жена в воскресный день шла и ставила свечу за здоровье семьи сначала в церковь, затем в костел, а потом и к униатам заглядывала. За бабушку. Царство ей небесное. Традиции и дух людской были столь сильны, что никакой царь в далеком Киеве не смог бы переубедить их в законности этого порядка. Они жили, работали.. и так каждый день. Областные центры большого региона конечно пестрели и русскими. Погранотряд, дислоцирующийся в Мукачево, предполагал по системе распределения множество иногородних офицеров, с семьями, ежегодно сотнями распределяющихся по погранзаставам в поселках. Область говорила по-русски, по-румынски, по-украински, по-венгерски Неважно, все понимали друг друга. Дети в школах не дразнились за смешные фамилии, потому что никакое языковое звучание не было непривычным. Даже фамилия моего соседа Кастрицкий, или трудновыговариваемое итальянское Врбота не вызывало улыбки. Среди девочек престижным было встречаться с румыном. У румына считалось низостью в 20 лет не иметь собственного дома. Именно поэтому он был самым престижным женихом. Обычный румынский гопник имел минимум машину и коробку дома под крышей. Максимум он еще и примерно мог описать, чем он занимается. Потому что лет с 10 родители ему внушали, что стыдно что-то просить, вымогать или унижаться. Вот если ты заработал то ты герой. И женщину надо покупать. Но покупать выгодно. С приданым, без гонора, но за большой дом и перспективу роста. Большим считался дом выше двух этажей и площадью после 300 квадратных метров. Приданым считалась всякая домашняяутварь, красота и здоровье. Мистический такой почти патриархат. За румына было счастье. Венгры были красивыми как боги. Синие глаза, ровная смуглая кожа, иссиня-черные волосы и смесь демонизма с глубокой порядочностью и жаждой жизни. Венгр был тайной мечтой каждой не столь прагматичной барышни, но жаждущей настоящей любви. Украинцы, в местности гордо именующие себя гуцулами, имели свои несомненные плюсы. Выносливые и работящие, не особо начитанные, но надежные, они могли сделать счастливой любую нормальную женщину, построить дом, пусть не такой большой, прокормить семью, родить здоровых детей и дать им достойное воспитание. Гуцульский мальчик с рождения знал, что девочке надо подавать руку при выходе из машины, даже если эта машина совсем не твоя. И что если ты на людях потанцевал с ней, а потом проводил до дома, или не дай бог поцеловал, и это кто-то видел Хотя бы пару месяцев провстречаться с ней ты обязан, иначе у девочки случится коллапс с репутацией, и только ты будешь виновен в этом. Русские пограничники пили, матерились как сапожники и не хотели думать ни о чем. Коренные народы примером для них не были. Взять в жены покорную гуцулку, умеющую готовить, стирать, убирать, красивую, и страстную это они могли. Но заботиться о ней потом не хватало запала. Семьи эти плохо кончили. Почти все. Справлялись с этим «офицерством» только привозные жены, взятые из такой же среды. Страшной закарпатской бедой были цыгане. Им принадлежали рынки, и местный криминалитет. Основной базой не кочующих цыган был город Мукачево. Они были там повсюду. Вокзал, рынок, улицы все было переполнено ими. Они галдели, толпились и торговались за каждую копейку. Слава богу, они массово не требовали защиты прав, иначе терпеть их было бы совсем невыносимо. Цыгане воровали кошельки, плевали тебе в лицо, проклинали от нечего делать Апогеем всего стало назначение директором городского кладбища цыганского авторитета. Отныне похороны стали дорогим удовольствием. И шумным. Никакой цыган не хотел работать, а только получать. Чтобы получать, в ход шли любые лозунги культурные традиции, идентичность народа, ущемленность в правах, великая цыганская история Села, свободные от цыганского ига, молили бога, чтобы эта нечисть не пришла на их землю, прощая засилие румынских баптистских церквей и венгерских костелов. Эти хоть были адекватные и работящие. Вменяемые. От них рождались нормальные дети. Лет пять подряд в Деловом рассказывали историю о дочери местной акушерки, славной женщины Марии Петровны, Марьяне, которая долго не имела кавалеров, и получила наконец такое счастье в лице цыгана Николая, местного временами работающего пекаря, который стал ходить к ней домой и проводить с ней вечера, типа со свиданием. Отец Марьяны, сильно пьющий венгр-электрик Иоганн, не замечал цыгана в упор. Мать заламывала руки и просила бога, чтоб тот послал Марьяне знамение, что не ее это вариант. Бог послал через полгода платонических похождений Николая знамение в виде его пьяной комы у Марьянки прямо под дверью. Надо ли говорить, что кома сопровождалась нелицеприятными физиологическими последствиями отравленного организма? Родители, несмотря на внушительный как для села и клейма старой девы возраст Марианны, Николая из дому изгнали. И несмотря на то, что у самих отец был не лучше, вынесли вердикт цыгану членом нашей семьи не бывать. Их гневная позиция, обоснованная ситуацией, пылала откровенной ксенофобией к несчастному придурку Николаю. И когда им сказали, что мол, ну не при чем его цыганистое нутро, с каждым может случиться, старый марьянкин дед сказал: «Я не люблю бездарей от рождения. От них никакой пользы, только смута и морока нормальным людям. А когда целая нация от природы бездарна горе всему народу, которому эта опухоль села на шею, потому что бездарь и неуч всегда ищет крепкую спину для паразитизма. Сущность у него такая» [\more]
Lara Kroft мелко г-жа Хоботова неуживаемость с соседями этих этносов доказана реакцией дружелюбных и терпеливых единоверцев узбеков на турок-месхетинцев на закате СССР
эта, начальника, мы это я, ты, и исчо кто-то... (с) Пэтро
Цитата
В чем параллели между кр.татарами и турками-месхетинцами?
и тех и других граждане узбеки насмотрелись, наелись, очень любят и не хотели отпускать на историческую родину. некоторые так и остались удобрять собой узбекские чернозёмы
И не надо. Умение сохранять непосредственность восприятия на уровне детского и передавать свою ностальгию со светлой тоской гораздо важнее интеллектуальных конструкций. Наверное именно этим мне нравятся книги Валентина Катаева "Алмазный мой венец" и др.
Группа: Banned
Сообщений: 8777
Регистрация: 22.03.07
Вне форума
Предупреждения: (40%)
Знакомые только приехали из Осетии.Вот там тоже ждут когда русские прийдут и востановят им там всё после войны их руины и тд.Народ (очень)любит работать,даже свои кватиры починить не хочет,так и стоят без окон и дверей целые дома и районы,ждут русских говорят "зачем нам делать?Прийдут русские всё зделают".
Умение сохранять непосредственность восприятия на уровне детского и передавать свою ностальгию со светлой тоской гораздо важнее интеллектуальных конструкций
и тех и других граждане узбеки насмотрелись, наелись, очень любят и не хотели отпускать на историческую родину.
Но это не значит что они одинаковы. Все это собственно можно отнести и к кавказцам в Москве. Местные жители там их тоже очень "любят". Но это не говорит об их одинаковости. Чеченцы там сильно выделяются среди остальных. И кстати по сравнению с кавказцами в Москве, крымские татары это очень спокойный, законопослушный и работящий народ.
Группа: Старожил
Сообщений: 2256
Регистрация: 31.07.07
Вне форума
Предупреждения: (0%)
sstar
Цитата(sstar @ 11 Октября, 2008, 0:15)
что такое "мы"? ответ: мы - это не татары.
В рамках эссе - убедительный ответ.
ratibor В середине восьмидесятых брат съездил за автомобилем с Среднюю Азию (тогда подобные туры к передовикам сбора хлопка были популярны). Оттуда он привез выражение "там где прошел крымский татарин нечего делать бухарскому еврею". Можно фразу интерпретировать по-разному, но связать с заключительной фразой топикстартера сложно.
Pilot
Цитата(Pilot @ 13 Октября, 2008, 21:21)
как то я не заметил кавказских самозахватов ни на окраине, а тем более в центре москвы и лозунгов о создании в москве кавказской автономии...
Недавно вспоминали о рейдерской деятельности батальона "Восток"...
Я имел в виду, в частности, поговорку "где хохол прошел, там еврею делать нечего". Путем сравнения легко заключить, что соотношение личных и деловых качеств украинского и крымскотатарского этносов равно соотношению упомянутых качеств украинских и бухарских евреев.