Еврейская ксенофобия Еврейские галахические источники об отношении к неевреям
Рассказы о злобном Талмуде попадались мне в юные годы, но я, юноша по имени Исраэль, студент физматшколы в Академгородке, отворачивался от них с презрением, как от антисемитской выдумки. Я не мог поверить, что иудаизм, например, запрещает спасать гибнущего "гоя", нееврея, впрочем, как и многие мои сверстники, обрусевшие потомки евреев, я не знал, что такое "гой". Иудаизм был для меня чем-то бесконечно далеким, как, впрочем, и христианская вера. Прошли годы, я столкнулся с практикой дискриминацией палестинцев израильскими евреями, но считал это обыкновенным колониальным отношением завоевателей к покоренным народам.
Кроме обычного еврейского рефлекса защиты всего еврейского мне мешал разобраться и вульгарный марксизм, который (в отличие от самого Маркса) отрицал значимость религии, считал ее лишь украшением, надстройкой на производственных отношениях. Действительно, стоит ли интересоваться тем, чему учит иудаизм, важно ли это для понимания сегодняшнего поведения евреев и еврейского государства? Ведь реальные, живые евреи, с которыми я и вы сталкиваемся, обычно не соблюдают предписаний веры своих предков.
Но со временем я пришел к пониманию, что религия и, более того, метафизика религии являются нулевым циклом, прочным фундаментом здания цивилизации, и определяют поведение больших групп людей и их стремления. На индивидуальном уровне иудей и христианин могут вести себя совершенно одинаково, но на уровне религиозных общин начинают сказываться установки. Эта мысль сегодня стала таким же общим местом, как и ее отрицание двадцать лет назад. Сегодня только ленивый не критикует исламский мир, находя корень всех бед от Чечни до Манхэттена в установках ислама. Если поведение арабов, татар, чеченцев, малайцев обусловлено их верой, то не следует ли применить этот тезис, столь любимый еврейскими публицистами и ориенталистами, к самим евреям?
Этот шаг сделал покойный профессор Исраэль Шахак из Иерусалимского университета, автор книги "Еврейская история, еврейская религия", где убедительно доказывалось, что основой дискриминации палестинцев, ставшей к этому времени апартеидом, а то и геноцидом, служат определенные основные идеи иудаизма, а именно мощное ядро ненависти и презрения к неиудею. Более того, в этом же комплексе превосходства можно найти объяснение и прочим сложностям во взаимоотношениях евреев с их соседями по планете в прошлом, в частности в России и в Польше.
Но прежде чем перейти к выводам, следует проверить и убедиться, что эти нормы ненависти и презрения к "гою" действительно есть в наличии. Казалось бы, что спорить! Иерусалимский писатель Сергей Баландин, изучавший проблему антисемитизма, сделал такую подборку:
"О ненависти евреев ко всем нееврейским народам свидетельствуют почти все антисемиты, что-либо, когда-либо писавшие о евреях. Приведем некоторые высказывания.
Древнегреческий историк Диодор Сицилийский Филострат (ок. 90-21 г. до н. а. У оставил такое свидетельство о евреях: "Они исповедуют законы ненависти против человечества. Ибо изо всех народов им одним запрещено общение с другими. Моисей дал им эти человеконенавистнические законы".
Римский историк Корнелий Тацит (ок. 58-117 г. н. э.) свидетельствует: " евреи... испытывают друг к другу чрезмерную привязанность и деятельное соучастие, что резко контрастирует с неутолимой ненавистью ко всему остальному человечеству. Никогда они не едят и не спят с посторонними, и, несмотря на свою сильную склонность к разврату, они воздерживаются от сношений с посторонними женщинами...".
Вольтер в своем "Философском словаре" в статье "Еврей" писал: "... вы обнаружите в них лишь невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают".
Впрочем, то же самое признают не только гои-антисемиты, но и сами евреи. Вот что, например, пишет раввин Макс Даймонт в своей книге "Евреи, Бог, история": "Неевреи презирали евреев, но евреи презирали тех еще больше. Они не сомневались в превосходстве своей культуры, духовных ценностей, этики".
Казалось бы, все признают но нет. Евреи готовы сказать, что презирают гоев, но не согласны, чтобы это сказали гои. Надо сказать, что спор на эту тему идет века, и еврейские схоласты приводят другие цитаты, дают другие комментарии, оспаривают ссылки и особенно используют естественные неточности цитирования источников. Подвергся их критике и Шахак за неточности в ссылках. Конечно, критиковали и другие критические книги об иудаизме, как это описывает Баландин:
"Известный писатель Григорий Свирский, бывший коммунист, затем диссидент, затем диссидент Израиля, теперь правдоискатель в Канаде, в своей книге "Ветка Палестины", ч. 1 "Заложники" описывает свою борьбу против антисемитизма в советском истеблишменте. В частности, он описывает процесс Парижского трибунала против советского посольства, издававшего во Франции бюллетень "СССР" (" URSS ", Paris , 22.9.1972), где разоблачалось мракобесие ортодоксального иудаизма. Казалось бы, коммунист, атеист, светский еврей, сам не принимающий Галаху, зачем ему-то ее критику принимать в свой адрес и называть это "антисемитизмом"? А в чем грех того злополучного бюллетеня? Там, оказывается, были приведены цитаты из Шульхан Арух, Орах-Хаим, Хошен а-мишпат и т. п., где, в частности, говорится: "Акумы не должны считаться за людей". Свирский доказывает, что цитаты были взяты с некоторыми изменениями из книги 1906 года "Еврейский вопрос" некоего Россова, что, мол, и там, и там цитируются "не сами древние тексты, а их перевод на русский, сделанный известным в России Шмаковым".
Поэтому особенно важен тот труд, который вам предлагается ниже он написан группой израильских религиозных евреев, молодых раввинов и "семинаристов" ешиботников, решивших сказать всю правду на эту тему. Они не первые кроме Шахака можно упомянуть труд Сафира "Отношение к нееврею во времена Талмуда", который был его диссертацией в еврейском университете Филадельфии, и др. Они не ограничиваются Талмудом, но обсуждают всю Галаху еврейский шариат, кодекс поведения правоверного еврея. Они не афишируют свои имена и адреса, что вполне понятно в атмосфере интеллектуального террора. Авторами труда объявлены Леон Зильберштейн и прочие, но можно предположить, что среди них и другие авторы, пишущие на сайте " Talk Reason ".
Я встретился с некоторыми из авторов, не поленился проверить ряд ссылок, могу рекомендовать этот труд к прочтению. Хотелось бы, чтобы его прочли молодые граждане России еврейского происхождения; чтобы они прочли, поняли, почему несколько десятилетий назад их отцы и деды бежали от иудаизма, как от чумы, в новую советскую идеологию и почему сейчас, когда советская идеология рухнула, им все же не следует возвращаться назад, в здание еврейской цивилизации, построенное на фундаменте ненависти и презрения. Чтобы они извлекли урок из прочитанного и поняли, что их будущее в России, в рядах народа России.
Хотелось бы, чтобы его прочли и русские читатели и увидели красную нить, соединяющую эти нормы иудаизма и сегодняшний сионизм и прочие, основанные на иудаизме учения и политические движения такие как Союз правых сил Чубайса в России и нео-консервативное движение в Америке.
Один из авторов труда написал мне:
"Иудаизм это, прежде всего, и едва ли не исключительно аккуратно оформленная система племенных отношений. Именно поэтому в нем практически нет места Богу и вовсе нет метафизики, зато сколько угодно первобытной мистики, прямолинейного шаманизма, совершенно необходимого для жизни племени. Все остальное это разнообразная, тщательно упорядоченная социальная практика. То есть, собственно, Галаха, природу упорядоченности которой мы и обсуждаем.
Вернемся к проблеме отношения иудаизма к неевреям. Прежде всего, изучая галахическую подноготную этой проблемы, мы рассматриваем ее сугубо снаружи. Интересуясь Галахой, все мы не связаны ею, напротив, позволяем себе анализировать ее и даже судить. Однако судить не значит упрощать или искажать. Мы просто обязаны рассматривать галахический предикат, формулирующий практическое и идеологическое отношение иудаизма к неевреям, во всей его сложности. Уж наверняка мы не имеем права забывать о том, что этот предикат содержит ниши, предназначенные для множества "мнений" симпатичных и не очень, без которых он не имеет смысла".
Авторы эссе, приведя многочисленные (далеко не все, но за ограниченностью места важнейшие, тщательно отобранные) галахические "мнения", оказали огромную услугу вдумчивому читателю. Лишь располагая сколько-то полной картиной релевантных "мнений" и обстоятельств, можно попытаться просуммировать столь важное явление, как еврейская ксенофобия. Совершенно бессмысленно ориентироваться исключительно на "ортодоксальную практику" хотя бы потому, что она составляет лишь ничтожную часть галахической картины, не позволяет проанализировать собственный идеологический фундамент, наконец, потому, что она неоднозначна в куда большей степени, чем стоящая за ней идеология. В конце концов, если мы сведем Галаху к поступкам ортодоксального еврея, к его действиям в непосредственной близости от нееврея, сразу окажется, что она, в сущности, не так уж плоха. Какое нам дело до того, что еврей полагает нееврея более низким существом, чем собака, если из страха как бы чего не вышло многочисленные постановления разрешают лечить нееврея, принимать его на работу и даже честно возвращать ему сдачу! Настоящий характер еврейской ксенофобии вскрывается лишь при обращении к теоретической Галахе, к ее нетерминальным элементам но в таком случае было бы просто нелепо отказаться от рассмотрения отношения еврейско-нееврейских отношений в их кажущейся пестроте, находящей свое выражение, в первую очередь, в различных высказанных на эту тему галахических и агадических "мнениях".
По-настоящему интересным, просто потрясающим, является то обстоятельство, что именно сумма множества "мнений", непременно включая "мнения" человеколюбивые, и демонстрирует во всей красе и во всей полноте истинный характер еврейской ортодоксальной ксенофобии. Иудаизм действительно малоприятное учение с расистской подоплёкой, отвергающее универсальные ценности и классический гуманизм, не считающее неевреев полноценными людьми и готовящее им малоприятное будущее. Однако данное заключение может быть аккуратно выведено лишь с учетом того обстоятельства, что, к примеру, Маймонид, строго запрещая возвращать нееврею потерянный им предмет и грозя ему геноцидом в мессианские времена, одновременно требует аккуратно отсчитывать ему сдачу. Ксенофобия не может считаться понятой, пока не вскрыты ее механизм и мотивы. Поэтому невозможно любоваться нынешним хасидским людоедством иначе, как сравнивая его с нежным МО-расизмом, а без забавного "либерализма" Меири мракобесие автора "Тании" или Магараля представляется одновременно неполным и непонятным. Сам факт, что современные западные еврейские ортодоксы вынуждены изобретать диковинные причины и способы, оправдывающие цивилизованное социальное поведение, но не в состоянии отказаться от классического еврейского дискурса, взвешивающего, до какой степени нееврей недочеловек, куда содержательнее нетерпимых пассажей Маймонида или Каро. В конце концов, кто был таким уж терпимым в их времена? Так ли уж они плохи на фоне своих, современников? С другой стороны, кто кроме ортодоксальных евреев открыто и без экивоков держится за средневековую нетерпимость? Сама неспособность от нее оторваться на фоне неуклюжей попытки перекраситься выдает еврейскую ортодоксию с головой. Ее презрение к нееврею столь сильно, что она всерьез полагает последнего неспособным уловить истинные мотивы и едва скрытую природу еврейского отношения к нему. Это и есть Галаха, на место которой не стоит подставлять набор вечных запрещающих формул: не лечить гоя, не спасать его, если он тонет, не участвовать в его радости, не прекращать ненавидеть его, не возвращать ему утерянные им предметы, не говорить ему комплименты. Этим формулам можно без труда противопоставить другие, "либеральные". Стоящей за ними ксенофобной Галахе противопоставить нечего.
Только весь спектр еврейских ортодоксальных мнений в его пестрой полноте и позволяет осознать неслучайность и глубину еврейской ксенофобии. Только на фоне неуклюжих либеральных потуг внутри ортодоксии становится ясным племенной характер еврейских предрассудков. Соотнесение ксенофобных "мнений" с "либеральными мнениями" не только не смягчает итоговую оценку иудаизма, но и усугубляет ее ведь если таковы "либералы", чего следует ждать от консерваторов?
Исраэль Шамир
Еврейские галахические источники об отношении к неевреям
В этой работе кратко сформулированы (вернее сказать, просуммированы) основные религиозные законы, определяющие отношение евреев и иудаизма к неевреям; эти "суммы" подкреплены набором (никоим образом не претендующим на полноту, напротив, существенно неполным) важнейших, непосредственно относящихся к делу фрагментов из классических еврейских галахических источников, являющихся фундаментом соответстт вующих установлений. В рамках этой небольшой работы мы не имели возможности произвести детальный анализ всех содержащихся в еврейской литературе галахических концепций, связанных с поднятыми нами разнообразными проблемами. Мы постарались, тем не менее, подобрать и представить читателю более или менее полный набор авторитетных мнений (в их оригинальной текстуальной форме) по каждой отдельной проблеме. Необходимо подчеркнуть, что речь идет исключительно о мнениях, письменно высказанных виднейшими еврейскими законодателями в их важнейших трудах или непосредственно содержащихся в основных (коллективных) еврейских религиозных источниках, прежде всего в Талмуде. В некоторых случаях мы приводим и относящиеся к делу мнения, высказанные современными авторитетами. Мы кратко просуммировали все эти утверждения и сформулировали наши "суммы" в простой, но, тем не менее, обязывающей форме. Разумеется, эти "суммы" не отражают всех нюансов сложнейших проблем, затронутых в первоисточниках; однако они однозначно очерчивают существующий диапазон мнений и практических императивов, созданных классическим ортодоксальным иудаизмом.
Мы посвятили отдельное примечание непростой проблеме, связанной с многообразием терминов, при посредстве которых еврейская литература определяет и классифицирует неевреев. Ни в коем случае не пытаясь его подменить, сделаем все же одно важное замечание. Еврейский закон выделяет из всех неевреев группу людей, которых обозначает термином гер тошав; согласно большинству мнений, в эту группу входят неевреи, исполняющие так называемые 7 заповедей потомков Ноя (ниже это определение будет рассмотрено чуть подробнее). В принципе, согласно еврейскому закону, только такие неевреи имеют бесспорное право на жизнь, только им закон оказывает определенное снисхождение в том, что касается их имущественных прав, только их еврей имеет право (или даже обязан) спасать, к примеру, когда они тонут в реке. С другой стороны, еврейский закон выделяет из всех остальных неевреев открытых идолопоклонников, отношение к которым является особенно отрицательным согласно еврейскому закону, по крайней мере теоретически, их следовало бы казнить. Хотя различия между законами, относящимися исключительно к неевреям, получившим статус гер тошав, законами, относящимися лишь к идолопоклонникам, и законами, относящимися ко всем неевреям (включая имеющих статус гер тошав), являются весьма существенными и отражают немалый разброс в правовом статусе подпадающих под их действие субъектов, мы считаем необходимым отметить и довести до сведения читателя два немаловажных обстоятельства.
Во-первых, согласно подавляющему большинству авторитетных мнений, основная часть нынешних неевреев не имеет статуса гер тошав, а христиане вообще рассматриваются как идолопоклонники и как таковые (во всяком случае, в теории) подлежат смертной казни. Более того, судя по всему, даже в рамках самого "снисходительного" подхода к проблеме миллиарды ныне живущих неевреев, являющихся, в принципе, вполне достойными и порядочными людьми, квалифицируются еврейским законом как заведомые идолопоклонники и ни в коем случае не могут получить спасительный статус гер тошав. Речь идет обо всех индуистах, буддистах, атеистах и т. д. Во-вторых, даже гер тошав (мало того даже нееврей, перешедший в иудаизм), как мы увидим ниже, открыто и откровенно дискриминируется еврейским законом.
Примечание. О терминологической проблеме классификации неевреев в еврейских источниках В рамках этого примечания мы считаем себя обязанными хотя бы вкратце коснуться важнейшего терминологического вопроса. Дело в том, что галахическая литература использует для обозначения понятия "нееврей" целый ряд совершенно различных терминов. До некоторой степени эта множественность имеет исторический характер и совершенно неизбежна ввиду того, что еврейская религиозная литература создавалась на протяжении длительного периода времени. Однако основной причиной упомянутой терминологической неоднозначности стала естественная семантическая потребность классифицировать неевреев (по тому или иному принципу) в контексте обсуждавшихся тем и установлений. Так, например, слово гой обычно понимается просто как "нееврей", бен Hoax как потомок Ноя, то есть "представитель человечества", кнаани как "ханаанеянин", то есть представитель народов, населявших Ханаан до прихода евреев, кути чаще всего как "самаритянин", представитель самаритянского еретического меньшинства или вообще как "еретик" Совед авода зара) или акум (аббревиатура слов, входящих в выражение овед кохавим умазалот, то есть "поклоняющийся звездам и созвездиям") как "идолопоклонник", нохри как "чужак", "чужестранец", гер тошав как "чужестранец, постоянно живущий среди евреев". Некоторые из этих терминов иногда употребляются в случайном порядке и подменяют друг друга, однако в основном они сохраняют присвоенные им специальные, имеющие галахический смысл значения, и используются в соответствии с ними в различных контекстах.
Проблема терминологии оказывается вдвойне сложной из-за того, что цензура (внешняя, нееврейская, или внутренняя, еврейская) часто корректировала еврейские тексты, заменяя термины, использованные в свое время их авторами или редакторами, на другие, рассматриваемые в соответствующую эпоху или в соответствующей стране как менее оскорбительные.
В большинстве случаев контекст позволяет однозначно определить, какое слово стояло в каждом месте оригинального произведения. Тем не менее, довольно часто мы не можем решить с необходимой уверенностью, какой термин перед нами оригинальный или избранный цензором. В такой ситуации не вполне ясно, к какой категории неевреев относится данный закон то ли лишь к непосредственно названной в отцензурированном тексте, то ли к иной (чаще всего более широкой), обозначенной в оригинальном тексте другим термином. Ввиду этого исследователям еврейского религиозного права приходится обращаться за справками к оригинальным, нецензури-рованным источникам (изданиям). К счастью, сегодня это в основном не слишком обременительно большинство классических еврейских трудов восстановлены и опубликованы в оригинальной, нецензурированной форме, базирующейся на старинных рукописях и ранних печатных изданиях.
Большая часть текстов, с которыми мы работали, взяты из подготовленной Бар-иланским университетом 9-й компьютерной версии еврейских классических текстов ( Bar - llan Responsa CD version 9 или DBS CD version 9). К сожалению (и отчасти к нашему удивлению), обращение к этим версиям не решило проблему полностью. Оказалось, что тексты Мишны, Талмуда, Мишне-Тора Маймонида, Тура и Шульхан-Аруха, воспроизведенные на этих дисках, во многих местах все еще сохраняют следы цензуры. Поэтому нам пришлось произвести тщательное сравнение этих текстов с существующими нецензурированными вариантами и во многих случаях откорректировать их. Наши поправки были произведены на базе следующих изданий (за исключением мест, где мы непосредственно в самой цитате указали на иной источник):
Мишне-Тора по изданию Шабтая Франкля;
Вавилонский Талмуд (вкл. комментарии Раши и Тосафот) в основном по изданию А. Штейнзальца; неизданные Штейнзальцем трактаты по первопечатному изданию Талмуда (Венеция, 1520-1523 гг.);
Мишна по изданию Мишны с комментарием Маймонида, выпущенному в 1963 году в Иерусалиме р. Йосефом Капахом;
Тур и Бейт-Йосеф (комментарий р. Йосефа Каро к Туру) по иерусалимскому изданию "Все четыре раздела полного Тура" 1998 года;
Шульхан-Арух по краковскому изданию 1578 года (первое издание Шульхан-Аруха с комментариями Рама).
Всюду, где мы изменили имевшийся в нашем распоряжении стандартный текст, сняв цензурные исправления, были использованы следующие обозначения: оригинальный нецензурированный текст заключался в квадратные скобки ([оригинальный текст]), а цензурные поправки (которые следует опустить при чтении) между значками "больше-меньше" («(цензурные поправки>).
Однако установление верного (оригинального) термина это первая, самая простая часть стоявшей перед нами интерпретационной задачи. Гораздо сложнее было определить, в каком значении появляется этот термин в каждой книге, в каждом частном случае, в каждом новом контексте. Дело в том, что одни и те же термины используются в разных текстах (а иногда и в одном и том же тексте по различным мнениям) в разных смыслах. Прежде всего, это относится к слову гой, которое иногда обозначает всех неевреев, а иногда лишь неевреев-идолопоклонников.
В некоторых случаях смысловые различия оказываются более тонкими; так, даже если базисное значение термина вполне понятно, часто возникает вопрос о том, в каком случае, при выполнении каких условий нееврей подпадает под действие закона, относящегося к определенному этим термином людскому коллективу. Так, к примеру, обычно гер тошав (то есть человек, находящийся на наивысшей, ближайшей к еврею статусной ступени, доступной нееврею, не перешедшему в иудаизм) это нееврей, исполняющий 7 заповедей, предписанных потомкам Ноя. Однако в еврейской литературе ведутся бесконечные дискуссии о том, что это определение, собственно, означает. Например, не существует единого мнения по следующему вопросу: обязан ли нееврей, желающий приобрести статус гер тошав, формально объявить о намерении исполнять упомянутые 7 заповедей, сделав соответствующее заявление в суде (отдельный вопрос еврейском или любом), или же достаточно только исполнять их практически? Должен ли он исполнять эти заповеди, непременно уверовав в справедливость утверждений иудаизма, или же ему разрешается воспринимать их (заповеди) просто как этические нормы?
Галахические источники существенно расходятся во мнениях по этим вопросам. С одной стороны, некоторые авторитеты полагают, что ни один нееврей даже теоретически не может стать сегодня гер тошав, поскольку этот статус имеет практический смысл только во времена, когда действуют законы и заповеди, связанные с понятием ювель, "пятидесятый год", когда, к примеру, проданные евреями земельные угодья возвращаются к своим бывшим хозяевам; в таком случае этот статус не может получить в наше время даже нееврей, исполняющий 7 заповедей потомков Ноя, уверовав в истинность иудаизма. С другой стороны, существует и противоположное (крайнее) мнение, согласно которому всякий нееврей, придерживающийся монотеистической религии, в том числе и практикующий христианин, должен рассматриваться как гер тошав даже сегодня.
Разумеется, нет недостатка и в многочисленных промежуточных мнениях. Например, ряд авторитетов считают, что почетного статуса гер тошав могут удостоиться только подлинные монотеисты, например мусульмане, но никак не христиане. Но и это еще не всё. Некоторые из придерживающихся этого последнего мнения утверждают, что, по крайней мере, мусульманин как настоящий монотеист может приобрести статус гер тошав в полном смысле слова и воспользоваться всеми преимуществами, которые этот статус предоставляет, в то время как другие полагают, что мусульманину доступен лишь частичный, неполный статус гер тошав, облегчающий его положение только в отношении некоторых галахических регуляций, но далеко не всех и не во всех случаях.
Таким образом, необходимо констатировать, что поднятые выше терминологические вопросы весьма сложны и их невозможно разобрать подробно, во всех деталях, в рамках нашей работы.
Формулируя наши "суммы", мы последовательно переводили термины как "нееврей" ( gentile ) если было очевидно, что эти "специфические" определения были использованы вместо более общих лишь по цензурным соображениям. Только в случаях, когда сами источники ясно указывают, что данный закон относится только к идолопоклонникам в реальном смысле слова, или к этому выводу можно прийти по весомым косвенным соображениям, или же аналогично если источники подчеркивают, что закон относится и к неевреям, имеющим статус гер тошав, мы соотносились с этими терминологическими тонкостями в нашем переводе.
Сумма еврейских галахических источников об отношении к неевреям
1. Убийство нееврея и спасение его жизни
1.1. Вообще говоря, согласно еврейскому закону, всякий идолопоклонник (как еврей, так и нееврей) должен быть приговорен к смертной казни соответствующим судом. В том, что касается этого закона, идолопоклонством следует считать объявление божественным любого предмета или явления, безразлично материального или духовного, за исключением единого и единственного Бога, причем как в случае, если это объявление реализуется посредством культового действия (например, молитвы, жертвоприношения, воскурения и т. д.), так и если идолопоклонник просто публично декларирует свою веру в обожествленный объект.
Некоторые из современных религий, например индуизм, буддизм и зороастризм, являются, по мнению всех без исключения еврейских авторитетов, абсолютным идолопоклонством. Относительно христианства существуют разногласия между авторитетами, однако подавляющее большинство их также считает христианство идолопоклонством. С другой стороны, ислам идолопоклонством не считается.
В нынешних условиях ни один еврейский религиозный суд не уполномочен выносить смертные приговоры, приговаривать людей к телесным наказаниям и даже к установленным Торой штрафам. Поэтому еврейские суды не могут рассматривать и дела об идолопоклонстве.
Ввиду этого было установлено, что во времена, когда не существует Соответствующего полномочного суда, всякий еврей имеет право и даже обязан убить еврея, бесспорно являющегося идолопоклонником (равно как и еврея, подвергающего сомнению божественный авторитет Галахи, в том числе атеиста и агностика), его жизнь объявлена утратившей святость. Правда, авторитеты позднейших времен постановили, что этот закон в наши дни уже не действует.
В том, что касается идолопоклонников-неевреев (и всех остальных неевреев, не выполняющих 7 заповедей потомков Ноя), для нашего времени установлен следующий закон: еврей не обязан убивать их, однако, с другой стороны, ему запрещается спасать их в случае опасности.
Отдельного рассмотрения заслуживает статус нееврея, не являющегося идолопоклонником в определенном выше смысле (а также практически выполняющего остальные заповеди потомков Ноя), однако объявляющего себя атеистом или агностиком. Его статус не вполне ясен, однако многие авторитеты считают, что такого нееврея следует приравнять к идолопоклоннику,
1.2. Убийство нееврея (в том числе идолопоклонника, не иначе как по решению суда) в мирное время запрещено (однако, согласно большинству авторитетов, во время войны всякий нееврей, принадлежащий к враждебным нациям, может или даже должен быть убит). Тем не менее еврей, убивший нееврея (даже в мирное время и даже преднамеренно), не может быть приговорен к смертной казни человеческим судом при обычных обстоятельствах. По некоторым мнениям он вообще не может быть наказан человеческим судом, во всяком случае при обычных обстоятельствах. Однако нееврей, убивший еврея, должен быть приговорен к смерти в любом случае, даже если он сделал это непреднамеренно или случайно. Все это относится и к нееврею, имеющему статус гер тошав.
1.3. Еврею запрещается спасать нееврея, находящегося в смертельной опасности, или лечить его, даже если он смертельно болен, безразлично бесплатно или за плату, если только отказ в помощи нееврею не повлечет за собой роста враждебности по отношению к евреям. Согласно мнению одного из авторитетов, всеобщего запрета на спасение нееврея не существует, так что еврей, если хочет, может спасти нееврея, хотя и не обязан это делать. Этот закон не относится к нееврею, имеющему статус гер тошав, поскольку специальная заповедь обязывает евреев способствовать его выживанию.
1.4. Еврею запрещается нарушать субботние запреты для спасения жизни нееврея не иначе как в случае, когда неоказаниепомощи последнему может вызвать враждебность к евреям со стороны неевреев. По-видимому, это относится и к спасению жизни нееврея, имеющего статус гер тошав, однако некоторые авторитеты считают иначе.
1.5. Если еврей гонится за неевреем, чтобы убить его, запрещается .спасать нееврея ценой жизни преследователя-еврея, даже если невозможно спасти его иным образом. Тот, кто убьет еврея, чтобы спасти жизнь преследуемого им нееврея, должен быть казнен. Однако если нееврей (или еврей) преследует еврея, чтобы убить его, преследуемый должен быть спасен даже ценой жизни преследователя (если нет другого способа его спасти). Этот закон относится ко всем неевреям, в том числе и к неевреям, имеющим статус гер тошав.
1.6. Рассмотрим ситуацию, в которой шантажист требует от захваченного им заложника убить ни в чем не повинного человека, угрожая в противном случае убить его самого. Если человек, которого требуют убить еврей, еврейский закон запрещает исполнить требование шантажиста, даже если это будет стоить заложнику жизни. Если же тот, кого требуют убить нееврей, еврею-заложнику разрешается убить его (в такой ситуации), чтобы спасти свою жизнь. Этот закон распространяется, по-видимому, и на нееврея, имеющего статус гер тошав.
1.7. Еврейке запрещается принимать роды у неевреек. Если еврейка Официально зарабатывает на жизнь акушерством, ей разрешается принимать роды у неевреек, чтобы не возбуждать враждебность неевреев, но только в будние дни недели (не в субботу) и только за вознаграждение. Еврейке запрещается кормить грудью нееврейского ребенка, если только это не необходимо для ее здоровья. Однако еврейке разрешается принимать роды у нееврейки, имеющей статус гер тошав (хотя только в будние дни), равно как и кормить грудью ее ребенка.
1.8. Еврейке запрещается принимать роды у нееврейки в субботу, даже если это не требует нарушения субботних запретов. Однако ей разрешается принимать роды у нееврейки, имеющей статус гер тошав, даже в субботу, если это не связано с нарушением самых серьезных субботних запретов.
1.9. Некоторые из современных авторитетов полагают, что опасность вызвать враждебность неевреев по отношению к евреям (в связи с отказом еврея спасти жизнь находящегося в опасности нееврея) сегодня столь велика, что следует полагать ее неизбежной во всех случаях, когда такой отказ имеет место при свидетелях (по некоторым мнениям даже если свидетелей нет). Поэтому упомянутые авторитеты обязывают еврея, столкнувшегося с находящимся в смертельной опасности неевреем, которому не оказывает помощь никто другой, в случае, если это происходит на глазах у свидетелей (по некоторым мнениям и когда свидетелей нет), спасти жизнь находящегося в опасности нееврея, даже если это действие связано с нарушением субботних запретов.
Тем не менее врач-еврей должен стараться избегать ситуаций, в которых ему придется оказывать неевреям помощь, связанную с нарушением субботы. Так, ему запрещается поступать на работу в больницы, оказывающие помощь исключительно неевреям, если при этом он вынужден будет работать в субботу. Врач-еврей, работающий в "смешанной" больнице, большая часть пациентов которой неевреи, обязан всеми юридически допустимыми способами уклоняться от выхода на работу в субботу. В "смешанной" больнице, большая часть пациентов которой евреи, нет необходимости уклоняться от выхода на работу в субботу. Тем не менее и таким, по существу еврейским больницам рекомендуется принимать на работу врачей-неевреев, которые и должны оказывать помощь нееврейским пациентам в субботу.
2. Ограбление, обкрадывание и обман нееврея, а также вопрос о возвращении нееврею утерянных им предметов
2.1. Некоторые из галахических авторитетов полагают, что еврею, в принципе, разрешается грабить и обкрадывать нееврея и что все это запрещено лишь в тех случаях, когда существует угроза, что такие действия приведут к осквернению имени Всевышнего или станут причиной реальной опасности для евреев. Другие авторитеты расходятся с ними во мнениях и считают, что ограбление и обкрадывание нееврея запрещены во всех случаях. В то же время, видимо, следует заключить, что, по мнению всех еврейских авторитетов, ограбление и обкрадывание нееврея, имеющего статус гер тошав, запрещены непосредственно Торой.
Если выяснилось, что в рамках коммерческой операции еврей-продавец взыскал с нееврея-покупателя непомерную цену за свой товар или же скрыл от него низкое качество или иные недостатки этого товара, еврей не обязан нееврею выплачивать какую бы то ни было компенсацию (хотя если бы покупатель был евреем, ему полагалась бы полная компенсация). По мнению некоторых авторитетов, этот закон, скорее всего, не распространяется на случай с неевреем, имеющим статус гер тошав. Согласно этой точке зрения, такого нееврея запрещено обманывать и ущемлять; в случае, если это произошло, ему полагается компенсация. Очевидно, что в обратной ситуации (то есть если недобросовестный продавец нееврей, а обманутый покупатель еврей) результат также обратный в таком случае нееврей обязан выплатить еврею компенсацию, полностью покрывающую нанесенный ему убыток.
Если кредитор-нееврей, которому еврей должен деньги, скончался, еврей не обязан выплачивать долг его наследникам при условии, что те ничего не знают о существовании долга. Если наследники напрямую спросят еврея, не должен ли он деньги покойному, еврею разрешается солгать и отрицать существование долга опять же если он убежден, что наследники не знают о долге ничего конкретного и не смогут уличить-его во лжи ибо в таком случае имя Всевышнего было бы осквернено.
2.4. Если в рамках коммерческой операции нееврей допустит ошибку (в расчетах или иную) в пользу еврея, например даст тому слишком большую сумму в качестве сдачи, еврей не обязан вернуть нееврею полученные по ошибке деньги (хотя если бы ошибку допустил еврей, деньги в любом случае были бы ему возвращены). Некоторые авторитеты даже полагают, что еврею разрешается сознательно обманывать и вводить в заблуждение нееврея, если еврей убежден, что тот ничего не заметит (ибо в противном случае имя Всевышнего будет осквернено). Другие авторитеты считают иначе; они утверждают, что еврею дозволено лишь воспользоваться (пассивно) ошибко
ООН: Израильские войска собрали более сотни мирных палестинцев в одном здании, а спустя сутки разбомбили его.
10.01.2009, Иерусалим 05:38:15 Израильские войска собрали более сотни мирных палестинцев в одном из зданий в секторе Газа, а спустя сутки разбомбили его, сообщили представители ООН. Согласно обнародованным данным, пока базирующимся лишь на свидетельствах очевидцев, инцидент произошел 4 января, когда Израиль приступил к наземной части своей операции.
Израильские войска эвакуировали десятки жителей сектора Газа в одно из зданий. Спустя сутки по этому зданию начал вестись массированный обстрел. В этот момент в доме находились около 110 человек, 30 из них были убиты. При этом представителей Красного Креста израильские военные в течение трех дней не допускали на место происшествия. Когда же представители Красного Креста получили разрешение прибыть на место происшествия, то им запретили подъезжать на машинах и заставили идти пешком.
Израильская сторона пока эту информацию не комментирует.
Напомним, 27 декабря 2008г. Израиль начал военную операцию, направленную против радикального движения "Хамас" в секторе Газа. После недельной авиаоперации в сектор были введены сухопутные войска армии Израиля. По последним данным, в результате этой операции погибли около 800 палестинцев, более 3,5 тыс. получили ранения, причем большинство из пострадавших - мирные жители. Израиль потерял 13 человек убитыми, из них 10 - военнослужащие.
Кондолиза Райс: "В Газе трудно не задеть мирное население"
Госсекретарь США Кондолиза Райс выступила в защиту Израиля. Она заявила, что воюя в таком густонаселенном городе, как Газа, крайне трудно не задеть мирное население. "Это трудно, так как боевики ХАМАСа прикрывается мирными жителями как щитом и прячутся в зданиях, которые нельзя назвать военными объектами", - сказала Кондолиза Райс.
Израиль предьявил ультиматум Хамасу Как сообщает агентство Debka, в ночь на субботу командование ЦАХАЛа дало возможность делегации из трех руководителей Хамаса проехать из Газы в Египет, чтобы продолжить там переговоры об условиях капитуляции.
147.37 КБ
Израиль дал добро на переправку хамасовцев в Эль-Ариш после того как через египетских посредников Хамас из Газы сообщил о готовности к переговорам без предварительных условий, без требований отвести силы ЦАХАЛа из сектора и открытия пограничные КПП.
Разведданные свидетельствуют: Если перед операцией "Литой свинец" силы Хамаса насчитывали около 15 тысяч бойцов, и около 18 тысяч подконтрольных Хамасу полицейских, то после двух недель боев большая их часть сбросила форму и разбежалась по домам.
У ХАМАСа осталось около 3000 из 3500 наиболее подготовленных боевиков, коммандос, прошедших подготовку "Хизбаллы" и офицеров иранского КСИРа.
До 600 боевиков были уничтожены ЦАХАЛом, сотни взяты в плен, остальные в значительной степени деморализованы. Оборонительные позиции вокруг города Газы, как и ранее пограничная оборонительная полоса, сданы почти без боя.
ЦАХАЛ продолжает наращивать давление. Самолеты ВВС Израиля в эти часы расбрасывают в секторе Газы тысячи листовок с предупреждением о готовящемся начале нового этапа операции "Литой свинец".
Как сообщила радиостанции "Коль Исраэль", в листовках сказано, что "ЦАХАЛ в ближайшее время расширит масштабы операций проводимых в секторе Газы". Подчеркивается, что речь идет о предупреждении всем жителям Газы, а не жителям какого-то конкретного района.
В рамках третьего этапа, в Газу будут введены резервные мотопехотные и танковые дивизии, проходившие до последних дней учения на военных базах в пустыне Негев. Конкретные цели третьего этапа не называются, однако речь идет о значительном расширении боевых действий, включая прорыв в центры густонаселенных массивов, с целью нанесения максимально сильного удара по террористам и инфраструктуре Хамаса.
Если вожаки Хамаса окажутся неспособны принять условия капитуляции, тогда израильский "паровой каток" покатится по Газе, уничтожая все на своем пути. И тогда промедление Хамаса будет стоить "палестинцам" десятки тысяч жизней
10.01.2009 Израильская армия приступает к третьей стадии операции против движения ХАМАС
Задача израильской армии - окончательный разгром инфраструктуры боевиков. Об этом сообщил со ссылкой на собственные источники телеканал "Скай Ньюз".
В самое ближайшее время израильские танки и пехота могут войти в центральные кварталы Газы. Между тем, сегодня объявленное ранее ежедневное прекращение огня сроком на 3 часа не соблюдалось.
Авиация и артиллерия продолжала бомбить городские кварталы. К северу от Газы выстрелом из танка были убиты 8 человек. Всего за две недели с начала операции погибли более 800 палестинцев. Половина из них, по данным местных медиков, мирные жители.
С сегодняшнего дня возобновила свою работу гуманитарная миссия ООН в секторе Газа. Все ее отделения были закрыты два дня назад после целой серии обстрелов со стороны израильских войск.
[06-01-2009] ... британская газета «The Times» пишет, что «Израиль» сбросил на Газу белыйфосфор, запрещенный к применению международными соглашениями, поскольку этот химикат может привести к тяжелым ожогам и мучительной гибели мирного населения. В статье, опубликованной в понедельник, издание отмечает, что американские и британские силы применяли это химическое оружие против гражданского населения в Ираке, но использование его для создания «задымления» не запрещено.
Газета добавляет, что применение белого фосфора в Газе - в одном из самых густонаселенных районов мира - это все равно, что разжечь еще больше споров вокруг израильской войны, которая уже унесла жизни более 700 человек и изувечила более 3 100 палестинцев. Женевская Конвенция запрещает использовать белыйфосфор как оружие в районах, где имеется гражданское население.
Очевидцы сообщили в понедельник, что во время последних артобстрелов юго-востока г. Газы и севера анклава израильская армия использовала новый тип воспламеняющихся бомб, которые никогда ранее не применялись на палестинских территориях. Они также подтвердили, что оккупационные войска сбросили фосфорныебомбы на жилые районы, что привело к тяжелейшим ожогам среди мирных жителей".
Израиль применил в Газе оружие из обедненного урана" 06.01.2009 18:22 Иван Сидоров Геополитика - Политика
Иранский Press-TV телеканал утверждает, что Израиль применяет в секторе Газы оружие, запрещенное международной конвенцией.Репортер Акрам аль-Саттари со ссылкой на норвежских медиков в Газе сообщил, что на телах жертв израильских бомбардировок от 27 декабря присутствуют следы обедненного урана.
Израиль не комментирует это заявление, сообщает MIGnews.com.
В самое ближайшее время израильские танки и пехота могут войти в центральные кварталы Газы. Между тем, сегодня объявленное ранее ежедневное прекращение огня сроком на 3 часа не соблюдалось.
только с одной стороны
Цитата(Notsaint @ 10 Января, 2009, 18:21)
Цитата С 13:00 до 16:00 израильская армия воздержится от боевых действий, если не возникнет непосредственной угрозы для солдат ЦАХАЛа.
Одностороннее прекращение огня даст возможность населению Газы позаботиться о бытовых нуждах и пополнить запасы провизии.
Аналогичное прекращение огня в гуманитарных целях объявлялось все последние дни. ХАМАС при этом продолжал запускать ракеты по израильской территории.
здесь
и в то же время
Цитата 12:31 Третий сигнал воздушной тревоги в Ашкелоне
12:13 Новый сигнал воздушной тревоги в Ашкелоне
11:52Сигнал воздушной тревоги в Ашкелоне
11:13 Новый сигнал воздушной тревоги в Сдероте
11:04 Сигнал воздушной тревоги в Сдероте
что и можно обнаружить выше. А также
Цитата
"Литой свинец": ЦАХАЛ предупредил жителей Газы о начале третьей стадии операции
Антитеррористическая операция "Литой свинец" вступает в третью и, видимо, завершающую стадию с участием воинов-резервистов Армии обороны Израиля.
Сегодня в послеобеденные часы боевые вертолеты ЦАХАЛа сбросили на город Газа десятки тысяч составленных на арабском языке листовок. Согласно сообщениям палестинских источников, в них сказано, что "ЦАХАЛ приступает к новой стадии борьбы с террором".
В утренние часы - до вступившей в силу в 13 часов трехчасовой "гуманитарной передышки" - подразделениям ЦАХАЛа удалось ликвидировать 15 боевиков ХАМАСа, сообщает информационный портал газеты "Гаарец".
Израильская авиация нанесла удары по 40 объектам инфраструктуры террористов, включая несколько пусковых ракетных установок и 14 центров по производству боеприпасов и взрывчатки.
12:31 Третий сигнал воздушной тревоги в Ашкелоне 12:13 Новый сигнал воздушной тревоги в Ашкелоне 11:52 Сигнал воздушной тревоги в Ашкелоне 11:13 Новый сигнал воздушной тревоги в Сдероте 11:04 Сигнал воздушной тревоги в Сдероте
Цитата
С 13:00 до 16:00 израильская армия воздержится от боевых действий, если не возникнет непосредственной угрозы для солдат ЦАХАЛа.
Цитата(sstar @ 10 Января, 2009, 18:23)
Между тем, сегодня объявленное ранее ежедневное прекращение огня сроком на 3 часа не соблюдалось. Авиация и артиллерия продолжала бомбить городские кварталы.
06 января 2009. В понедельник вечером Отдел международных расследований (ЯХБАЛ) арестовал журналиста из Восточного Иерусалима, работавшего корреспондентом иранского частного телеканала. Задержанный подозревается в нарушении запрета военной цензуры: в субботу журналист уже в 18:00 передал иранскому телевидению репортаж о входе частей ЦАХАЛа в Сектор Газа.
Журналист не только сообщил о начале наземной операции ЦАХАЛа за два часа до того, как эту информацию разрешила опубликовать цензура, но и передал в эфир кадры входящих в Сектор Газа частей. Телеканал немедленно пустил полученные кадры в эфир, и секретная информация стала достоянием ХАМАСа тем самым нарушитель цензурного запрета поставил под угрозу жизни израильских солдат.
Когда подозреваемый узнал, что его разыскивает полиция, он уехал в Рамаллу, но вскоре вернулся и добровольно явился в отдел ЯХБАЛ в сопровождении адвоката, сообщает Ynet. Вместе с журналистом арестован и продюсер того же телеканала, так же житель Восточного Иерусалима.
Дата судебного заседания, на котором будет рассматриваться просьба полиции о продлении ордера на арест подозреваемого, еще не определена. Сообщается, что тот же самый журналист в дни Второй ливанской войны передавал в эфир точные координаты мест падения ракет «Хизбаллы», что также являлось нарушением указаний военной цензуры.
13:50. Суд продлил на шесть дней ордера на арест 34-летнего журналиста Хадра Шаина и 26-летнего продюсера Мухаммеда Сархана, подозреваемых в разглашении секретной информации врагу в нарушение запрета военной цензуры.
ХАМАС наносит сионистам серьезный урон Время публикации: 6 января 2009 г., 13:54
Не мене 10 боевиков «спецназа» сионистов были уничтожены и более 30 ранены минувшей ночью, когда они попали в засаду, устроенную бойцами «Бригад имени шахида Изз ад-дина аль-Кассама», военного крыла Движения исламского сопротивления ХАМАС.
Как сообщили Палестинскому Информационному Центру источники в «Бригадах аль-Кассама», палестинцам удалось заманить сионистов в заминированное здание, расположенное в северной части сектора Газа.
Здание было подорвано и обстреляно из крупнокалиберных пулеметов. Оставшихся в живых сионистов вывели под прикрытием боевых вертолетов.
«Бригады аль-Кассама» заявили, что в ходе этой операции уничтожены 10 и ранены 30 сионистских боевиков.
Абу Убейда, пресс-секретарь «Бригад аль-Кассама», предупредил, что агрессоры еще столкнутся с новыми сюрпризами.
«Бригады имени шахида Изз ад-Дина аль-Кассама», сообщают, что им удалось увеличить радиус ракетного обстрела сионистского анклава. Теперь в зону досягаемости ракет попадает еще больше городов и населенных пунктов.
Ранее представитель «Бригад аль-Кудса», военного крыла движения «Исламский джихад», заявил, что только в районе квартала Аз-Зейтун сионисты потеряли 7 своих «непробиваемых» танков «Меркава».
А до этого еще два танка удалось подбить бойцам «Бригад аль-Кассама». Кроме того, бойцами «Бригад» выведен из строя вертолет.
В «Израиле» неофициальные блоги и сайты в Интернете заполнены срочными сообщениями, содержащими шокирующие подробности о людских потерях, которые несут сионистские формирования.
Евреи в сионистском анклаве испытывают информационный голод по поводу того, что происходит на полях сражений, так как Тель-Авив ввел жесткую цензуру. Предпринимаются попытки выложить на сайтах фактические данные об уничтоженных и раненых сионистских боевиках, полученные в неофициальном порядке из источников в отделениях реанимации и интенсивной терапии в госпиталях, расположенных в Бир ас-Сабаа и в Аль-Маждале.
Военная цензура наложена на СМИ и работников госпиталей сионистским режимом. Им запрещено разглашать данные о количестве убитых и раненых в ходе боев.
Между тем, один из лидеров ХАМАС Мушир аль-Масри заявил, что отряды «Бригады имени шахида Изз ад-Дина аль-Кассама», ведут сухопутные бои с сионистскими агрессорами «в соответствии с тактическими правилами Сопротивления, сохраняя при этом уверенность, спокойствие и осмотрительность».
В своем заявлении, сделанном в минувший понедельник, аль-Масри отметил, что «враг попытался застать Сопротивление врасплох, усилив интенсивность артиллерийских обстрелов и осуществляя тактику «выжженной земли». На некоторых участках открытой местности ему удалось продвинуться вперед на несколько сотен метров. Однако на целом ряде направлений он отступил перед ожесточенным сопротивлением палестинских отрядов и понес большие потери».
Мушир аль-Масри утверждает, что «противник находится в состоянии замешательства и растерянности: то он отходит от поставленных задач, то говорит об изменении в расстановке сил в секторе Газа, то ведет речь о свержении режима власти в Газе после ликвидации Сопротивления».
Он также отметил «изменение тона в заявлениях противника. Так, теперь уже речь идет об ослаблении ХАМАС. Не исключено, что завтра противник скажет, что он хотел лишь преподать урок ХАМАС».
Между тем, по последним данным число убитых сионистами палестинцев приближается к 570, около 3 тысяч человек ранены.
Рождественская бойня Израильская военная операция залила Газу кровью
В секторе Газа идут ожесточенные бои: продолжается операция вооруженных сил Израиля под названием «Литой свинец», начавшаяся 27 декабря 2008. Спустя неделю после начала воздушных ударов по объектам группировки ХАМАС израильские войска начали наземную операцию, поделив военными силами палестинский анклав на две части. Руководство ХАМАС, правящее в секторе, заявляет, что будет бороться до конца. Несмотря на то, что жертв с палестинской стороны уже свыше шестисот, а большинство из них - мирные жители, власти Израиля останавливаться на этом не намерены и заявляют, что поставленная цель еще не достигнута. Кровавая бойня в преддверии выборов увеличила популярность министра обороны Эхуда Барака.
Газа - работа над ошибками Ливана
После того как в течение целой недели израильскими ВВС были атакованы свыше 45 целей, включая подземные туннели, склады оружия, группы боевиков-минометчиков, а катера ВМС обстреляли штаб разведки ХАМАС в городе Газа, власти Израиля в составе военного кабинета, куда входят премьер-министр Эхуд Ольмерт, министры иностранных дел и обороны Ципи Ливни и Эхуд Барак, приняли решение о начале наземной фазы операции «Литой свинец». При этом канцелярия Ольмерта уточнила, что израильский премьер не предупреждал о начале операции американского президента Джорджа Буша и не просил его одобрить вторжение на территорию сектора Газа. Как заявил генерал в отставке Эхуд Барак, операция «Литой свинец» не приведет к перманентной оккупации сектора Газа или свержению правления движения ХАМАС, так как ее целью является занятие районов, которые боевики используют для нанесения ракетных ударов по Израилю, а также уничтожение инфраструктуры палестинских группировок. «Я никого не хочу обманывать, - сказал Барак, - операция в Газе не будет ни легкой, ни короткой». При этом министр обороны не упомянул о капрале Гиладе Шалите, который был взят в плен два с половиной года назад боевиками ХАМАС и являлся предметом торга.
Собственно, такая же задача стояла в 2006 году в войне против ливанской группировки «Хезболла». Но она была провалена по вине политического руководства. У ЦАХАЛ был разработан план военной операции, согласно которому буквально накануне войны проводились масштабные учения. Но власти не решились прибегнуть к этому плану; в усеченном виде он начал реализоваться только в самом конце войны.
Из нерешительности проистекала и противоречивость приказов, их частая отмена в последний момент. Отголоски этой неразберихи просачивались в СМИ и создавали ощущение непродуманности военных действий и полной растерянности командования. Эти ошибки были учтены при подготовке операции в Газе, которая длилась около 6 месяцев в обстановке строжайшей секретности. Как отмечают израильские военные аналитики, стратегически правильным была и массовая мобилизация резервистов в первые же дни, а не под конец операции, как это было в 2006 году. Резервистские подразделения успели пройти необходимую подготовку перед наземной стадией «Литого свинца».
В минувшую субботу под покровом темноты после продолжавшейся несколько часов артиллерийской подготовки израильские войска силами до трех бригад вступили в сектор Газа с нескольких направлений. Первыми шли саперы, они прокладывали дорогу для танков и искали мины, которые могли заложить «хамасовцы» в преддверии вторжения. Следом двинулись танкисты, поддерживая инженеров огнем. Впрочем, и боевики «Бригад Изз ад-Дина аль-Кассам», военизированного движения ХАМАС, вопреки обычной тактике, не входили в посредственный огневой контакт, ограничиваясь минометным обстрелом движущихся целей. Таким образом, спустя несколько часов вдоль границы с сектором Газа Израиль дислоцировал две дивизии, но в случае эскалации операции, по заявлению Эхуда Барака потребуется еще большее число военнослужащих. Уже сейчас, как заявил израильский премьер Эхуд Ольмерт, мобилизовано 9 тысяч человек и призвано более тысячи резервистов. Наступление развивается по пяти направлениям. Войска действуют в пределах или окрестностях северных городов: Бейт-Ханун, Бейт-Лахия и Джебалия, в приграничном с Египтом городе Рафахе, в южных и восточных предместьях города Газа. В минувшее воскресенье израильские танки вышли к морю южнее Газы, по сути, разрезав палестинский анклав на две части. По неподтвержденным данным, такой же прорыв был совершен севернее Газы. Действия вооруженных израильских колонн в самом густонаселенном районе мира влекут за собой тяжкие потери среди мирного населения, чьи жизни Еврейское государство абсолютно не ценит.
Уже в понедельник, по сообщениям газеты The Jerusalem Post со ссылкой на одного из старших офицеров израильских вооруженных сил, армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) готова была войти в городские районы Газы. По его словам, войска, размещенные на позициях, прошли специальную подготовку для ведения боевых действий в густонаселенных районах. Газета Yedioth Ahronoth со ссылкой на военные источники сообщила, что израильские войска к понедельнику вышли на намеченные рубежи в секторе Газа и начали следующий этап наземной операции - зачистку территории от палестинских боевиков и «инфраструктуры террора». При этом израильская армия призвала палестинцев, проживающих в зоне боев, покинуть свои дома и укрыться на территории нейтральных объектов, например, школ, которые находятся под защитой ООН. Однако вскоре военные стали атаковать и эти здания. Так, во вторник в результате серии взрывов рядом со школой в лагере беженцев Джабалия, построенной ООН, погибли около 40 человек и еще 55 получили ранения. В школе «Аль-Фахура» находилось много детей, а местные жители укрывались от боев между боевиками ХАМАС и израильскими войсками. Это уже четвертый объект ООН, пострадавший в результате израильской операции. Как заявил Генсек ООН Пан Ги Мун, в настоящее время в 23 школах, построенных ООН, укрываются до 1,5 тысяч человек, чьи дома были уничтожены в ходе боев. Несмотря на все заявления Израиля о том, что он стремится избегать жертв среди гражданского населения, оно в первую очередь страдает от ударов ЦАХАЛ.
Четыре человека погибли и 40 были ранены в здании погребальной конторы в Бейт-Хануне в результате попадания израильского снаряда в соседний дом. Обстрел с моря погубил целую семью в Хан-Юнисе. Родители и три дочки были погребены под руинами собственного дома. В северной части Газы танковым залпом убило 7 человек - двоих взрослых, пятерых детей. Около 22 мирных жителей были убиты во время бомбардировки на рассвете, в том числе семья из семи человек, погибших у себя дома. В закрытой для журналистов зоне норвежские медики стали едва ли не единственными источниками информации о потерях мирного населения. По их данным, погибли не менее 195 детей. В Бейт-Ханун израильские танки обстреляли группу местных жителей, собравшихся на поминки врача, погибшего накануне. Кроме того, в минувшую субботу в результате попадания полутонной бомбы на мечеть Ибрахима аль-Макадна в Бейт-Лахия во время совершения вечерней молитвы погибли 16 человек и ранены десятки людей. Также в результате точечных ударов были убиты два высокопоставленных представители военизированного крыла ХАМАС Абу Закария аль-Джамал и Низар Райян, вместе с которым погибли его жены, дети и внуки. Только за первую неделю операции «Литой свинец» были нанесены бомбовые удары по 750 различным целям. Объектами атаки стали лидеры ХАМАС, мечети (пострадали 14 мечетей), оружейные склады, командные пункты, военные базы, правительственные учреждения. Также были уничтожены подземные туннели на границы с Египтом, использовавшиеся для контрабанды оружия. В общей сложности за 12 дней израильской операции в палестинском анклаве, по данным представителей сектора Газа, погибли по меньшей мере 635 местных жителей. Число раненых до сих пор уточняется, достоверно известно о 2,9 тысячах пострадавших.
В ответ на действия израильских властей пресс-секретарь «Бригад аль-Кудса», военного крыла движения «Исламский джихад», Абу Ахмад заявил, что только в районе квартала аз-Зейтун ЦАХАЛ потерял семь своих «непробиваемых» танков «Меркава». При этом, по его словам, погибли и были ранены десятки солдат. Абу Ахмад подчеркнул, что подразделения израильской армии понесли потери, попав в засады, устроенные палестинцами. В заявлении Абу Ахмад подчеркивает: «Настоящие бои еще не начинались. Тысячи наших бойцов занимают боевые позиции». При этом он отметил, что «палестинское сопротивление сохраняет свой боевой потенциал. В происходящих боях оно несет незначительные потери в личном составе. Поэтому противник ведет огонь по гражданским объектам и мирному населению, чтобы хоть как-то прикрыть свои неудачи в боях».
В свою очередь, «Бригады Изз ад-Дина аль-Кассам» заявили об уничтожений по меньшей мере двух танков противника, применив для этого противотанковые реактивные снаряды Б-29. Снаряды такого же типа применялись во время второй ливанской войны и были весьма эффективны в борьбе с израильскими танками. Кроме того, бойцами «Бригад», по их заявлениям, подбит один вертолет. В самом Израиле неофициальные блоги и сайты в Интернете заполнены срочными сообщениями, содержащими шокирующие подробности о людских потерях, которые несет израильская армия в ходе наземного вторжения в сектор Газа. В частности, обсуждается информация о гибели 11 израильских военнослужащих, в том числе высокопоставленного офицера из элитной бригады спецназа. Израильское общественное мнение испытывает сейчас информационный голод по поводу того, что происходит на полях сражений. В частности, предпринимаются попытки выложить на сайтах фактические данные о погибших и раненых, полученные в неофициальном порядке из источников в отделениях реанимации и интенсивной терапии в госпиталях, расположенных в Бир ас-Сабаа и в аль-Маждале. Указанная информация приобретает особое значение в условиях информационного вакуума, созданного в результате запрета израильской военной цензуры, наложенного на средства информации и работников госпиталей, которым запрещено разглашать данные о количестве убитых и раненых военнослужащих.
Что касается потерь, то израильские сайты и блоги со ссылкой на Ноаль Лияаль, врача экстренной медицинской помощи в госпитале «Сорока», превращенном в военно-медицинский центр по приему раненых и погибших израильских военнослужащих, сообщают, что только в промежуток времени между девятью и одиннадцатью часами утра 4 января в госпиталь поступило шесть тел погибших солдат. Лияаль сообщила также, что в этот же день на рассвете в морг госпиталя поступили тела других пяти погибших еврейских солдат. Как сообщается на указанных сайтах, среди погибших был полковник Ави Хариэль, заместитель командира спецподразделения «Острие штыка», входящего в состав элитной бригады «Голани». В свое время он принимал участие в боях у Бинт-Жбейль в Ливане, где был ранен. Теперь же он нашел свою смерть от рук бойцов «Бригад Изз ад-Дина аль-Кассам» в Газе. Также трое солдат израильской армии погибли и еще 24 получили ранения в понедельник вечером в результате разрыва снаряда, выпущенного танком ЦАХАЛ на севере сектора Газа. Военнослужащие 13-го батальона бригады «Голани» попали под обстрел в районе Саджаия и решили укрыться в жилом доме неподалеку. Именно туда попал случайный снаряд, и здание обрушилось. Предварительная информация о том, что дом был заминирован, не подтвердилась. Из 24 пострадавших один находится в критическом состоянии и еще трое в тяжелом. В числе 20 человек, получивших средние и легкие ранения, оказался и командир бригады полковник Ави Пелед. Между тем в течение понедельника в перестрелках с боевиками ХАМАС ранения получили еще 12 израильских солдат, все они госпитализированы.
Одновременно с войной в Газе Тель-Авив внимательно следит за ситуацией на севере, на границе с Ливаном. Эхуд Барак ясно дал понять: если боевики «Хезболлы» предпримут какие-то враждебные действия, то Израиль готов снова вторгнуться в эту страну. Барак ни в коем случае не хочет повторить ошибок своих предшественников: на всем северном фронте в войсках введена повышенная готовность. Лидер «Хезболлы» Хасан Насралла пока ограничивается воинственной риторикой и, скорее всего, не даст втянуть себя в конфликт, если действия самого Израиля на южных границах Ливана не вынудят его к этому.
Призрак перемирия
Тем временем на фоне усиливающегося противостояния делегация руководителей движения ХАМАС была вынуждена в понедельник принять предложение Египта и поехать в Каир для обсуждения ситуации, создавшейся в Газе. Напомним, что египтяне делали свое предложение и до этого, но ХАМАС отверг его. Возможно, после 9 дней конфликта руководители организации поняли, что путь к их спасению может лежать только через Каир. Однако Египет отказался принять главу политбюро ХАМАС Халеда Машаля, который живет в Сирии. Делегацию возглавили его заместители Мохамед Наср и Исмаил эль-Элами, которые заявили, что их позиция будет зависеть от выполнения следующих требований: «немедленное прекращение огня в Газе, вывод оккупационных сил, снятие блокады, открытие КПП и терминала Рафах». Египет в свою очередь настаивает на выполнении соглашения 2005 года о статусе терминала Рафах, который должен управляться администрацией, подчиненной палестинскому президенту Махмуду Аббасу и европейскими наблюдателями. Выполнение соглашения потребует от ХАМАС в той или иной форме пойти на переговоры о примирении с ФАТХ и на присутствие в Газе международных наблюдателей. Надо отметить, что, несмотря на трудное положение, Каир, пытаясь избежать осуждения исламского мира и в тоже время сохранить добрососедские отношения с Израилем, не намерен облегчать жизнь палестинским боевикам. Хосни Мубарак открыто заявил, что «движению ХАМАС нельзя позволить победить ЦАХАЛ». Однако премьер министр Иордании Надер Дахаби (Амман находится в похожем положении) сказал, что его страна готова оказать давление на Израиль: «Правительство оставляет за собой возможность по переоценке и пересмотру связей с другими странами, и в первую очередь с Израилем - в свете высших интересов государства».
Палестинское правительство на Западном берегу Иордана, в первую очередь, обвиняя в гибели мирных граждан в секторе Газы лидеров ХАМАС, тем не менее призывает международное сообщество добиться прекращения военных действий и принять срочные меры по оказанию помощи рядовым палестинцам. Как заявил представитель главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса Саиб Эрекат: «В Газе полтора миллиона жителей - плотность населения почти 4000 человек на квадратный километр. Эти люди живут без постоянного водоснабжения, медикаментов и электричества. То есть население в секторе Газа, наш народ, фактически столкнулся с настоящей гуманитарной катастрофой. Мы надеемся, что международное сообщество, наконец, возьмет на себя бремя ответственности за ситуацию».
Однако, как указывает израильская газета Haaretz, премьер-министр Эхуд Ольмерт, министр обороны Эхуд Барак и глава МИДа Ципи Ливни, приняв принципиальное решение о поиске возможного дипломатического завершения операции в секторе Газа, намерены не допустить к переговорам представителей палестинского радикального движения и не станут заключать с ХАМАС никаких соглашений. Пока же Израиль преследует три главные цели. Во-первых, он хочет, чтобы Египет помог пресечь контрабанду в южной части сектора Газа, единственный способ пополнения не только оружия, но и мирных продуктов в условиях израильской блакады. Во-вторых, он хочет, чтобы ЕС и Палестинская администрация взяли под свой контроль контрольно-пропускной пункт Рафах на границе с Египтом.
И, в-третьих, Израиль хочет, чтобы США, Франция и умеренные арабские страны поддержали резолюцию Совета Безопасности ООН о предоставлении Израилю права реагировать на любые нарушения ХАМАС условий сделки, что можно понять, как право индульгенции за любые потери среди мирного арабского населения в будущем. Газета Maariv написала, что предложенная сделка будет «фиксированной договоренностью». Другими словами, это должно быть широкое международное соглашение со всеми, кроме ХАМАС, продлить перемирие с которым Израиль не захотел сам. Война - как фактор выборов
Обозреватели израильской газеты Haaretz и катарского спутникового канала Al-Jazeera сходятся во мнении, что проведение Израилем военной операции в секторе Газа тесным образом связано с предстоящими 10 февраля выборами в Израиле. Министр обороны Эхуд Барак, лидер партии «Авода» (Партия труда) и министр иностранных дел Ципи Ливни, лидер партии «Кадима», пытаются показать, что они могут действовать жестче и решительнее, чем партия «Ликуд», возглавляемая Беньямином Нетаньяху. «Израильские выборы пройдут только через шесть недель. До авиарейдов по сектору Газа в опросах лидировала партия «Ликуд». Теперь растут рейтинги «Кадимы» и «Аводы» - сообщает катарский канал.
По данным израильской прессы, операция в секторе Газа уже способствовала росту числа сторонников и активистов «Аводы». Пока среди израильской армии нет больших потерь, война пользуется поддержкой в обществе, при этом больше всего в росте популярности выигрывает министр обороны Эхуд Барак. «Нет сомнений в том, что операция в секторе Газа выявила возможности Эхуда Барака, - говорит источник в партии министра обороны. - Это то, что мы пытаемся сказать: он лидер. И теперь люди видят это». Официально в партии «Авода» заявляют, что никакой связи между операцией и предстоящими в феврале выборами нет. Однако пресса отмечает, что управление Эхудом Бараком военной операцией позволило избирателям увидеть в министре «реального», а не предполагаемого политика. Предвыборная кампании партии формально приостановлена с момента начала военной операции. Но источники в партии не исключают, что она возобновится уже на следующий день после прекращения военных действий.
Таким образом, пишет Haaretz, успех партийной кампании напрямую зависит от успеха военной, так как Эхуд Барак должен предстать перед избирателями в роли победителя. Сам Барак заявляет, что операция продлится до тех пор, пока районы, прилегающие к израильским населенным пунктам, «не будут зачищены от боевиков и складов с ракетами». Но если, несмотря на «израильскую чистку», палестинские ракеты все же будут падать на израильские города, то тогда кампанию начнут подвергать резкой критике. Большие потери среди солдат вызовут еще больше негодования. Переменчивое общественное мнение снова обвинит политическое и армейское руководство в некомпетентности и непрофессионализме. Дело может окончиться «невнятным», невыгодным перемирием для Израиля. Тогда «Литой свинец» ждет судьба второй ливанской войны. С другой стороны, затянувшаяся война может отсрочить выборы. Правящей коалиции это не выгодно (за исключением, может быть, Ольмерта, который в таком случае дольше остается у власти). Поэтому можно ожидать, что долговременная операция в основной своей фазе завершится к февралю. Однако вряд ли в это время войска уже выйдут из Газы, поскольку это означает оставить ее «без контроля». А в Газе, неподконтрольной ни ЦАХАЛ, ни ХАМАС, тут же начнется борьба за власть между людьми Аббаса и местными уцелевшими группировками. Для предотвращении этого, возможно, ЦАХАЛ займет «нейтральную» полосу - а именно район бывшего Гуш-Катифа, - превратив ее в буферную зону между Газой и Израилем. Самой большой ошибкой будет участие армии во внутренних палестинских разборках, на что, вероятно, надеется Махмуд Аббас, которому даже в случае свержения ХАМАС будет трудно вернуть власть в секторе. Но если и в этой войне выиграют боевики, то в ближайшем будущем во всей Палестине движение может захватить всю полноту власти, а может привести к новой войне на Ближнем Востоке и краху всех прежних договоренностей, начиная с 1993 года.
Группа: Старожил
Сообщений: 2550
Регистрация: 20.01.07
Вне форума
Предупреждения: (0%)
Статистика жертв арабского террора за 60 лет государства Отдел национального страхования и министерство обороны опубликовали статистические данные о числе граждан и военнослужащих, погибших в войнах и в результате террористических актов на территории Израиля. 1,635 граждан страны признаны израильским законом погибшими в результате терактов, 794 (874 - по данным независимого исследования организаций помощи жертв террора) из них - в период с 2000 по 2008 год, 18% из них - дети и несовершеннолетние подростки. В ходе военных кампаний за всю современную историю Израиля погибли 22,437 солдат и офицеров ЦАХАЛа и органов безопасности. Статистика евреев погибших в результате терактов и погромов, произошедших с периода начала репатриации евреев в Эрец-Исраэль в 20-м веке насчитывает 3,905 жертв. Число раненных и получивших увечья в результате терактов граждан составляет 14 тысяч за 60 лет существования государства и около 19 тысяч, включая пострадавших до провозглашения Независимости.
Доставка любых автозапчастей с крупнооптовых оптовых складов России в Симферополь - http://skifavto.com Если нет нужной вам запчасти у нас на сайте - это не значит что мы ее не сможем привезти, пишите нужный артикул в ЛС или звоните 7 (978) 732 09 70
Группа: Старожил
Сообщений: 2550
Регистрация: 20.01.07
Вне форума
Предупреждения: (0%)
Армия Израиля захватила у "Хизбаллах" российские противотанковые ракеты
Израильским военным в ходе недавнего вооруженного конфликта в Ливане удалось захватить у боевиков радикальной группировки "Хизбаллах" большое количество противотанковых ракет российского производства. Об этом сообщает израильская газета Haaretz.
Издание, в частности, утверждает, что израильская армия "захватила 39 таких ракет, некоторые из них были в оригинальной упаковке, вместе с сопроводительными бумагами и другими документами, включая серийные номера".
Издание отмечает, что израильские должностные лица месяц назад "показали фотографии этих ракет и копии документов" российским коллегам на встрече в Москве.
Израильская сторона давно уже утверждает, что российское оружие попало в руки "Хизбаллах". При этом Израиль возложил ответственность за поставку оружия боевикам не на Россию, а на Сирию. Еще в середине августа премьер Израиля Эхуд Ольмерт позвонил президенту РФ Владимиру Путину и сообщил ему о том, что шиитская группировка использует против израильтян современное противотанковое оружие российского производства, полученное боевиками от Сирии. Речь, в частности, шла о 105-миллиметровых противотанковых гранатометах многоразового применения РПГ-29 "Вампир" и противотанковых управляемых ракетах "Корнет", с помощью которых боевикам удалось вывести из строя более десятка израильских танков.
По словам израильского премьера, Дамаск передал это оружие "Хизбаллах", несмотря на многократные заверения Москвы в том, что оно не окажется в руках боевиков. Ольмерт призвал Путина разобраться в ситуации, чтобы исключить повторения подобных инцидентов в будущем. В ответ Владимир Путин попросил представить доказательства, подтверждающие факт передачи сирийцами оружия "Хизбаллах".
18 августа в Москву прибыла делегация во главе с заместителем генерального директора МИД Израиля Марком Софером. Как сообщалось, привезенные израильтянами доказательства были исчерпывающими. Оказалось, что в ходе наземной операции на юге Ливана израильтянам удалось захватить ящики с российским противотанковым оружием, в которых находились накладные, указывающие на его происхождение: гранатометы и ракеты были совсем недавно поставлены Россией Сирии.
По некоторым данным, на Смоленской площади израильтян попросили не раздувать скандала и пообещали строго предупредить Дамаск, что в случае повторения подобной практики в будущем поставки российского оружия в Сирию будут прекращены. Израильтяне согласились.
Тем не менее, 25 августа вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов заявил в Магадане журналистам о том, что Израиль не представил России доказательств об использовании "Хизбаллах" российских противотанковых ракетных гранатометов. Тогда сразу же последовал звонок из израильского МИДа на Смоленскую площадь. Израильтяне недоумевали: как после всех представленных ими доказательств российские официальные лица могут делать подобные заявления. В МИД России пообещали разобраться. Но еще больше израильтян удивило заявление Сергея Лаврова, который сделал вид, что передача сирийцами оружия "Хизбаллах" еще не доказана.
Тем временем, как пишет Haaretz, Россия сделала жест в адрес Израиля перед началом визита в Москву премьер-министра Эхуда Ольмерта, приняв на прошлой неделе директиву, предусматривающую усиление экспортного контроля над оружием. Эта директива, пишет газета, "призвана предотвратить попадание российских вооружений третьей стороне".
Доставка любых автозапчастей с крупнооптовых оптовых складов России в Симферополь - http://skifavto.com Если нет нужной вам запчасти у нас на сайте - это не значит что мы ее не сможем привезти, пишите нужный артикул в ЛС или звоните 7 (978) 732 09 70
Доставка любых автозапчастей с крупнооптовых оптовых складов России в Симферополь - http://skifavto.com Если нет нужной вам запчасти у нас на сайте - это не значит что мы ее не сможем привезти, пишите нужный артикул в ЛС или звоните 7 (978) 732 09 70
Альберто Маттоне | La Repubblica "Сектор Газа напоминает концлагерь". Атака со стороны Ватикана потрясла Израиль
После заявления кардинала Ренато Рафаэле Мартино возросла напряженность между Святым престолом и Иерусалимом, пишет Альберто Маттоне в газете La Repubblica.
Между Ватиканом и Израилем возникло жестокое противостояние по вопросу о войне на территории сектора Газа после того, как председатель Папского совета справедливости и мира кардинал Мартино заявил, что "Газа все больше становится похожа на концентрационный лагерь". "Израильтяне и палестинцы дети одной земли. Вина лежит на обеих сторонах. А расплачивается за все, как всегда, безоружное население".
В ответ МИД Израиля заявил, что кардинал говорит как пропагандисты "Хамаса": израильской стороне не понравились обвинения видного ватиканского деятеля, а еще больше не понравились сравнения с концентрационным лагерем. Представитель израильского МИДа Игал Палмор заявил: "Игнорирование чудовищных преступлений "Хамаса", который посредством насилия сорвал процесс мирного урегулирования и превратил Газу в гигантский человеческий щит, не помогает людям приблизиться к правде".
Прохладные отношения Ватикана и Израиля, в том числе из-за неоднозначной оценки деятельности Папы Пия XII, еще больше ухудшились, пишет корреспондент, и в сложившейся ситуации стали раздаваться голоса, что запланированный на май этого года визит Папы на Святую землю вряд ли состоится.
Сюзанна Голденберг | The Guardian Лагерь Обамы "готов к переговорам с "Хамасом"
Следующая администрация откажется от изоляционистской политики Буша в отношении этой исламистской группировки и выступит инициатором низовых дипломатических контактов, утверждают источники в команде Обамы
Как стало известно The Guardian от эксклюзивных источников в штабе Барака Обамы, вновь избранный президент США намерен наладить контакты с "Хамасом" - возможно, по каналам американских спецслужб. В 2006 году американский Госдеп признал эту группировку террористической организацией, напоминает издание.
По сведениям The Guardian, "речь не идет о том, что Обама сразу же пойдет на прямое дипломатическое взаимодействие с "Хамасом", однако советники призывают его инициировать низовую дипломатию или тайные контакты [с группировкой]". Как сообщается, в Вашингтоне зреет недовольство изоляционистской политикой Буша, которая многим кажется контрпродуктивной.
Как полагают источники газеты, существует несколько способов для Обамы начать диалог с "Хамасом", при этом избежав обвинений в том, что он придает группировке легитимность. В частности, они предлагают действовать через секретных посланников и участвовать в многосторонних переговорах.
Свое стремление улучшить имидж Америки в мире и, в частности, приверженность новому, более открытому внешнеполитическому курсу Обама сможет продемонстрировать, когда придет пора назначать послов в ключевые регионы в Иран, Индию, Пакистан, Северную Корею, а также в зону палестино-израильского конфликта, отмечает The Guardian.