ВАЗАРЕЛИ Виктор Vasarely, Victor(род. 1908, Печ, Венгрия)
Французский
художник венгерского происхождения Вазарели учился в
Венгрии в
академии Пололини-Волькман, а
затем в
академии Мухели в
Будапеште у
Шандора Бортника (1929). Перебрав
шись в
Париж в
1931, он
работал в
рекламе и в
1936-1944 создал ряд графических произведений со
своей особой семантикой. В
1944 он участ
вовал в
создании гал. Денизы Рене,которая открылась его выставкой. Серия портретов (
автопортрет, портрет А. Арто), исполненных в
1946, свидетельствует о
его исканиях в посткубистическом духе (<Семь лет
несчастий>). Внезапно, около 1952,
Вазарели обращается к абстракции.
Цветовое поле сводится к нескольким цветам, а линия, элегантная и мягкая, играет теперь динамическую роль. Пораженный камнями в Бел-Иль-ан-Мер (
1947)
художник укрепляется в идее, что <язык духа является лишь сверхвибрацией физической природы>; этому переходу от реальности к синтезу соответствует период <кристалла> (Горд, Воклюз,
1948). В творчестве
Вазарели с наибольшей силой проявились идеи кинетизма, возникш
его не внезапно и не случайно, но ставш
его завершением упорной
работы. Вехи в истории кинетизма отметил сам
Вазарели - в <Голубом этюде> (1930) и <Фольклоре>, в которых он обращается к цветным частицам Климта, в духе
стиля модерн, стремясь организовать пространство динамически. Серия <Зебры> (1932-
1942) отвечает духу
его последних исканий.
Художник переходит теперь от станковой живописи к стенной и от плоскости к объему, вводит новые материалы (алюминий, стекло), чтобы в дальнейшем интегрировать свои произведения в архитектуру,
которая является
его высшей целью: университетский городок в Каракасе с настенньми украшениями в честь Малевича; композиции из керамики и аллюминиевых пластин (в
Париже - многоквартирные дома на
бульваре Ланн, на авеню де Версаль, на улице Каму; муниципальные дома с дешевыми квартирами в городе Мо); полихромные скульптуры во Флэне (Верхняя Савойя); ковры, тканые в Обюссоне.
Вазарели исполнил также значительные графические
работы (<Альбом
Вазарели>, 1958; <Альбом III>, 1959; <Созвездия>, 1967). Являясь одновременно скульптором и живописцем, он скорее пластик, режиссер цвета и пространства. Он горячо рато
вал за создание стенного пространства, оживленного оптическими эффектами, за отказ от станковой живописи и стремление обрести связь с ренессансной традицией, осуществившей на практике идею всеобщ
его искусства. Его участие во всех крупных
выставках современного искусства принесло
его творчеству всемирную известность. Обосновав
шись в замке Горд и создав в июне
1970 <дидактический музей>,
Вазарели собрал около 550 своих
произведений, свидетельствующих о
его творческой эволюции, а в 1976 осно
вал фонд
Вазарели в Экс-анПровансе.
В том же 1976 был учрежден Музей
Вазарели в Пече в
Венгрии. Художник определил свой метод в многочисленных сочинениях, например в <Plasti-Cite> (1970). Его произведения представлены во всех крупнейших музеях современного искусства.