7 ноября
1941 года «Армению» атаковал германский самолет-торпедоносец «Хейнкель-111». За четыре минуты
корабль ушел под воду.
На
борту судна, которое перевозило раненых из четырех госпиталей Севастополя и Ялты, по официальным данным находилось около 5,5
тысяч человек. Неофициальные источники сообщают, что судно перевозило еще порядка двух
тысяч неучтенных людей, которых, взяли на борт по просьбе медперсонала. Уцелеть удалось лишь восьми пассажирам которых подобрал сторожевой катер.
По числу
жертв эта катастрофа уступает лишь крушению немецкого
корабля «Вельгельм Густолофф», в результате
которого погибло около 7,7
тысяч человек. Для сравнения,
число жертв «
Титаника» составило 1513 пассажиров.
В поиске
места гибели "Армении" помощь оказали ученые из России и Германии. Российское ФСБ предоставило украинским исследователям возможность работать с секретными документами. По словам Воронова, 22 июня - в день начала Великой Отечественной войны - на месте
трагедии судна запланирован спуск венков на воду. По словам Воронова, поиски плавучего госпиталя были затруднены тем, что радист "Армении" и немецкий летчик передали в эфир разные, хоть и близкие, координаты
места гибели судна.
На
борту "Армении" находились
беженцы из
Крыма, пациенты и врачи нескольких госпиталей. В начале ноября был отдан приказ об эвакуации севастопольского госпиталя, а третьего ноября госпиталь начал погрузку на
теплоход "
Армения". Пока шла погрузка, часть госпиталя еще работала. Шел непрерывный поток раненых. 5 ноября госпиталь полностью погрузили на
теплоход. "
Армения" взяла направление к Ялте. 7 ноября закончили погрузку на этот же
теплоход ялтинского госпиталя со
всеми
ранеными и медицинским персоналом, и утром 7 ноября
теплоход снялся с якоря. На расстоянии двадцати пяти миль от
Крымского полуострова
теплоход "
Армения" был торпедирован с воздуха немецким самолетом и потоплен. Погиб весь наличный состав четырех морских Севастопольских и Ялтинских госпиталей. Санитарный
теплоход "
Армения" относился к серии 2-х палубных товарно-пассажирских
теплоходов, знаменитых "
крымчаков". Так называли лайнеры работавшие на
Крымско-Кавказской линии в довоенный период. Серия состояла из шести судов; "Грузия", "
Крым", "
Армения", "Аджария", "Абхазия" и "Украина". "Грузия" и "
Крым" строились для СССР в Германии на
заводах Круппа, а остальные суда - в Ленинграде, на Балтийском судостроительном
заводе. С 10 августа
1941 года все шесть судов были переоборудованы в санитарно-транспортные и переданы медицинской службе Черноморского флота. С самого начала войны на судах стояла
эмблема Красного Креста, но
после атаки немецкой авиацией санитарных транспортов "Чехов" и "Котовский",
все "
крымчаки" оборудовали пулеметами и зенитной артиллерией.
Теплоход "
Армения" был атакован фашистской авиацией на траверзе Гурзуфа в районе Медведь
горы. Около сорока самолетов непрерывно бомбили транспорт. В результате прямого попадания бомб, судно переломилось и затонуло. Погибли практически
все 7000 человек, находившихся на
борту. Жительнице Ялты Анастасии Поповой, находившейся на
борту "Армении" в тот роковой день посчастливилось остаться в живых. "6 ноября
1941 года, я по совету знакомых решила эвакуироваться из Ялты. С большим трудом меня взяли на борт, поскольку "
Армения"
была и так переполнена
ранеными и беженцами. Выйдя в море,
теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей -
все смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная,
куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу - даже не помню", - вспоминает Анастасия Попова. Другой очевидец
трагедии, находившийся на берегу, вспоминает: "С горных высот -
Ялта как на ладони. Мы видели, как 7-го ноября, днем, от пирса ялтинского порта отошел
теплоход "
Армения" с
ранеными. Теплоход еще не успел выйти в открытое море, как налетела группа вражеских самолетов и, несмотря на то, что по бортам
теплохода отчетливо были видны санитарные кресты, начали прицельное бомбометание по плавучему госпиталю... До нас доносились не только взрывы бомб, но и голоса людей". Не только по бортам, но и на палубу
теплохода был выложен опознавательный знак - красный крест. Но бомбардировщики его проигнорировали. Хотя
теплоход с воздуха прикрывали два советских самолета И-153,
корабль от прямых попаданий разломился пополам и пошёл на дно. В память об этой
трагедии, каждый год 9 мая ялтинские портовики выходят в море на место гибели
теплохода "
Армения", чтобы почтить память
погибших в
трагедии и возложить венки.
Вчера 9 июня экспедиция департамента морского наследия Украины Института
археологии НАН Украины зафиксировала на дне в районе Гурзуфа инородные объекты. Ученые не исключают, что они являются фрагментами «Армении», отделившимися при развале
теплохода.
Как рассказал «Новому Региону» представитель департамента морского наследия Украины Института
археологии НАНУ в
Крыму Вячеслав Герасимов, сейчас проводится экспертиза снимков, сделанных батискафом «Лангуст» во время глубоководного погружения.
«Мы находились на глубине 180 метров, а потенциальные детали
теплохода - на 300 метрах», – пояснил Герасимов, представитель департамента морского наследия Украины Института
археологии НАНУ в
Крыму.
По словам Герасимова, вчерашнее погружение было удачней первого, которое состоялось 27 мая. Восьмичасовое исследование морского дна на глубине до 500 метров не дало результатов.
К понедельнику, 13 июня, ученые надеются расшифровать снимки,
после чего они смогут определиться с датой следующего погружения и местом поисков.
Присоединённые изображения