Татары массово пойдут под суд
Александр Доронин / 15.09.2006 17:58
http://www.proua.com/accent/2006/09/15/175802.html12 сентября депутаты приняли в первом чтении законопроект, который может изменить жизнь целой части страны.
Речь идет о законопроекте №1028 (изменения в
Уголовный кодекс Украины). Законопроект получил поддержку 331 депутата при необходимых 226.
Инициированный коммунистом Леонидом Грачом, законопроект предлагает ввести новую норму ответственности за
самовольный захват земельного участка. Даже не зная того, что автор законопроекта представляет АРК, вполне очевидно, что целью такого законопроекта является введение юридических барьеров на пути бесконтрольного распределения
земли в
Крыму. Подобные предложения ранее уже выносились на рассмотрение парламента предыдущего созыва экс-депутатами Миримским и Ременюком.
Конечно, в пояснительной записке к законопроекту говорится, что его целью является усовершенствование системы государственного управления земельными ресурсами по всей территории
Украины. Однако, как показывает практика, наибольшее распространение так называемых «
самозахватов» происходит в
Крыму.
На се
годняшний день ответственность за
самовольный захват земельных участков виновные
несут лишь по статье 53-1 Кодекса
Украины об административных правонарушениях. Уплатив символическую плату в виде штрафа, они остаются безнаказанными, фактически оставляя за собой право распоряжения земельным участком. На территории
Крыма подобные действия приобретают массовый характер, особенно среди
крымских татар.
Из-за несовершенства механизмов распределения земель среди лиц, вернувшихся на историческую родину, многие
крымские
татары предпринимают
самозахваты земель, не дожидаясь официального выделения им участков. Таким образом по всему полуострову возникают «самострои», возведение которых не согласуется с органами власти. Вначале на захваченном участке возводится коробка размером в пару квадратных метров. Затем, после того, как местные органы осознают бесполезность борьбы с новыми архитектурными формами и закрывают глаза на новый
самозахват, на месте построек начинают расти дома. Первоначальные сооружения как раз и направлены на то, чтобы забить место и перестраховаться от финансовых потерь на случай возвращения
земли государством в судебном порядке. Но поскольку силовое освобождение захваченных участков происходит крайне редко, то земля так и продолжает находиться во владении этих лиц.
Бояться в принципе по действующему законодательству
захватчикам нечего. Закон не позволяет введение повторных штрафов в течение
года. Вот и получается, что незначительные штрафы становятся своего рода арендной платой за земельные участки, которые самовольно выбираются правонарушителями. Эти суммы составляют от 17 до 170 гривен за участки не в самых плохих районах полуострова. Суды принимают решения об освобождении участка, проходит
год, и нарушители снова наказываются за невыполнение судебного предписания только штрафом.
Инициатива Грача предусматривает уголовную ответственность за
захват земель в виде исправительных работ на срок от 6 месяцев до 1
года или штрафа от 100 до 250 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Если такие деяния были совершены по предварительному сговору группой лиц, то они должны наказываться лишением свободы на срок от 3 до 5 лет. В случае же нанесения значительных убытков предприятиям, учреждениям, организациям или отдельным гражданам, предлагается наказывать за них ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок до 6 лет.
Следует отметить, что поскольку закон обратной силы не имеет, то поправки будут распространяться лишь на те случаи самовольных
захватов земель, которые будут происходить после вступления их в силу. Однако вряд ли даже это отразится на динамике
захватов земель в
Крыму. Ведь продолжение стихийных
захватов приведет соответственно к массовым судебным процессам и арестам представителей
крымских татар, что будет позиционировано как репрессии против народа. Во всяком случае без скандала не обойдется, и это видно из демонстративного неголосования народных депутатов-представителей Меджлиса Рефата Чубарова и Мустафы Джемилева.
Несмотря на то, что введение
новой нормы в
Уголовный кодекс является весьма правильной и необходимой, возникает вопрос относительно реализации этой нормы на практике. По крайней мере, выполнение
новой статьи
356-1 органами внутренних дел,
подследственность которым закрепляется законопроектом приведет к конфликту силовых структур
Крыма и
крымско-татарских общин.