Юридическая
ответственность, связанная с
отчетностьюЗаконодательство
Украины, определяя сис
тему
налогов и сборов (
обязательных платежей), устанавливает
для каждого из них соответствующие
формы отчетности, порядок и
сроки ее представления. За
нарушение этих
сроков (
несвоевременную подачу или неподачу),
допущение ошибок, а
также внесение неправдивых
сведений в эти документы
законодательством установлена
юридическая ответственность. Рассмотрим детально
формы, виды, основания,
порядок применения такой
ответственности и
размеры
санкций за указанные
нарушения.
1. Несвоевременная
подача и
неподача отчетностиЗа
неподачу или несвоевременную подачу отчетности действующим
законодательством предполагается
юридическая ответственность двух видов:
административно-хозяйственные (
финансовые)
санкции предусмотренные за
несвоевременную подачу или неподачу налоговой отчетности и
отчетности в
Пенсионный фонд штрафы, налагаемые на пред
приятия,
организации, учреждения (
юридические лица) и субъе
ктов
предпринимательской
деятельности -
физических
лиц;
административная
ответственность должностных
лиц (в
виде предупреждения или штрафа), предусмотренная
законодательством за
неподачу или несвоевременную подачу отчетности в органы Пенсионного
фонда и
Фонда
социального страхования от
несчастных случаев на
производстве и
профессиональных заболеваний.
Остановимся сначала на
налоговой отчетности. За
неподачу или задержку подачи налоговой декларации (документа,
который подается налогоплательщиком в контролирующий орган в
сроки, установленные
законодательством, на основании которого осуществляется
начисление и/
или уплата
налога, сбора (
обязательного платежа) подпун
ктом 17.1.1
ст. 17
Закона Украины «О порядке погашения
обязательств налогоплательщиков
перед бюджетами и государственными целевыми
фондами» от 21.12.
2000 № 2181-III (далее Закон № 2181) установлена
ответственность налогоплательщика (пред
приятия) в
форме штрафа (
административно-хозяйственная санкция) в
размере 10 ннмдг (
170 грн) за
каждый факт не
подачи или задержки.
Заметим, однако,
что не являются
налоговыми
декларациями
форма №
1-ДФ «Налоговый расчет сумм
дохода, начисленного (уплаченного) в пользу
налогоплательщиков, и сумм удержанного с них
налога» и Отчет субъекта малого
предпринимательства -
физического
лица - плательщика единого
налога, поскольку по ним не
происходит
начисление и уплата соответствующих
налогов. Не является
налоговой декларацией
также
отчет по
форме № 1-ПП «О
суммах льгот в
налогообложении
юридических лиц и
физических
лиц - субъе
ктов
предпринимательской
деятельности».
Налогоплательщиков
интересуют случаи воз
можности
применения юридической
ответственности при подаче
налоговой отчетности по
почте. Нередко органы управления
юридического лица находятся в ином населенном пункте, чем
налоговые органы. Так, согласно пп. 4.1. 7
ст. 4
Закона № 2181
налогоплательщик имеет право не позднее чем за 10
дней до истечения предельного
срока подачи декларации (в частности,
для квартальной 40
дней,
для месячной 30
дней со дня истечения соответствующего
отчетного
периода) отправить
декларацию в
адрес налогового органа по
почте с уведомлением о вручении.
Бухгалтеры иногда по ошибке считают,
что в случае отправления по
почте декларации позднее, чем за 10
дней до истечения
такого предельного
срока к пред
приятию могут
быть применены
санкции. Укажем, однако,
что они могут
быть применены лишь в
случаях,
когда декларация, вследствие затягивания
сроков по
чтового обращения (
как показывает
практика, он составляет 23 дня), задержится, и не поступит
налоговому органу до истечения предельного
срока. Не
применяются меры воздействия и в
случаях,
когда налогоплательщиком
декларация отправлена по
почте вследствие
нарушения служебным
лицом налогового органа
обязанности по
приему
декларации без предварительной
проверки указанных в ней показателей
или выдвижения им любых предпосылок относительно
такого
приема (включая изменение показателей
такой
декларации, уменьшение
или отмену отрицательного значения объе
ктов
налогообложения, сумм бюджетных возмещений, не
законного увеличения
налоговых
обязательств и т.п.). Ведь осуществление
таких требований
законом запрещается и расценивается
как превышение
таким
лицом служебных полномочий. В подобных
случаях
налогоплательщик должен отправить
декларацию по
почте с
описью вложенного и уведомлением о вручении,
приложив к ней заявление на имя руководителя
налогового органа (в
произвольной
форме) с указанием фам
илии служебного
лица, отказавшегося
принять
декларацию, и/
или с указанием даты
такого отказа. При этом
декларация считается поданной в момент ее
приема по
чтой. Укажем,
что законом не предусмотрена
подача любых доказательств в подтверждение факта попытки представления
декларации лично инспе
ктору
налогового органа и его отказа.
В случае
если декларация
принята по
чтой за 10
дней до истечения указанного выше предельного
срока (
или ранее), то даже и в случае
если по
чтовое отправление потеряется
или задержится,
налогоплательщик освобождается от любой
ответственности за
неподачу или несвоевременную подачу такой
налоговой декларации (пп. 4.1.7
ст. 4
Закона № 2181).
Рассмотренные ниже нормы Кодекса
Украины об
административных
правонарушениях (далее КоАП) устанавливают
ответственность за
неподачу и
несвоевременную подачу различных видов
отчетности и содержат
санкции за совершение
правонарушения
впервые (первые части соответствующих статей) и
повторно,
что является квалифицирующим
или отягчающим
обстоятельством. При этом под
повторностью понимается совершение а
налогичного
правонарушения
лицом,
привлекавшимся к
ответственности по этой же статье КоАП на
протяжении
года (далее
повторно на
протяжении
года). В случае
наличия
такого обстоятельства
ответственность наступает по
второй части соответст-вующей статьи, а
размеры
санкций за содеянные
правонарушения являются большими.
За
неподачу или несвоевременную подачу фор-мы №
1-ДФ согласно
ст. 163-4 КоАП
Украины предусмотрено наложение на должностные
лица (руководителя, бухгалтера)
или гражданина (СПД -
физическое
лицо)
административного
взыскания в
виде предупреждения или штрафа в
размере от 2 до 3 ннмдг (3451 грн), а за
повторное на
протяжении
года допущение такого
нарушения от 3 до 5 ннмдг (5185 грн). При этом в соответствии со
статьями 221 и 255 КоАП дела о
таких
административных
правонарушениях по
протоколам, составленным должностными
лицами органов Государственной
налоговой службы в
Украине, рассматриваются районными (городскими) судами.
Отчетность в
Пенсионный фонд состоит из двух основных частей: еже
месячного Расчета суммы
страховых взносов на обще
обязательное государственное
пенсионное
страхование и Сведений о за
страхованных
лицах, которые используются в сис
теме
персонифицированного учета (
так называемая «
персонификация»). За
неподачу или несвоевременную подачу этих
отчетов статьей
165-1 КпАП предусмотрена
ответственность должностных
лиц в
размере от 8 до 15 ннмдг (136255 грн), а за
повторное на
протяжении
года совершение
нарушения от 10 до 20 ннмдг (
170340 грн). Заметим,
что к
ответственности по данной статье
нельзя привлечь частных
предпринимателей, поскольку они не являются должностными
лицами. В соответствии со
ст. 244-2, ч. 2
ст. 255 КоАП
протоколы об этих
правонарушениях составляются должностными
лицами Пенсионного
фонда Украины, а
админштрафы налагаются руководителями органов
фонда или их заместителями.
Окроме этого, п. 5 ч. 9
ст. 106 Закона Украины «Об обще
обязательном государственном
пенсионном страховании» от
09.07.2003 г. № 1058-IVпредусматривает за
неподачу или несвоевременную подачу сведений по
персонификации наложение на
страхователя (пред
приятие)
штрафа (
административно-хозяйственной
санкции) в
размере 10 % суммы
страховых взносов, которые
были
уплачены или подлежали
уплате за соответствующий
отчетный
период, за
каждый полный
или неполный
месяц задержки
подачи сведений,
отчетности, но не менее 10 ннмдг (
170 грн), а в случае
повторного на
протяжении
года такого
нарушения в
размере 20 % указанных сумм, но не менее 20 ннмдг (
340 грн).
Не
подача или несвоевременная подача, а
также
подача не по установленной
форме отчетности относительно
страховых взносов в
Фонд социального страхования от
несчастных случаев на
производстве и
профессиональных заболеваний
Украины в соответствии со
ст. 165-4 КоАП влечет за
собой наложение
штрафа на должностные
лица в
размере от 8 до 15 ннмдг (136255 грн), а за
повторное на
протяжении
года от 10 до 20 ннмдг (
170340 грн).
Обратим внимание,
что за
неподачу или несвоевременную подачу отчетности в
Фонды
социального страхования в связи со временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, и на
случай безработицы действующим
законодательством
ответственность не предусмотрена.
Порядок
применения санкций за перечисленные высшее
правонарушения, а
также случаи, в которых
лицо можно привлечь к другим видам
ответственности за
нарушения, связанные с
отчетностью, рассмотрим в следующей статье.
Алексей Кравчук,
юрист, аудитор
http://club.dtkt.com.ua/read.php?2,108647