Крымский форум (Crimea-Board) Поиск Участники Помощь Текстовая версия Crimea-Board.Net
Здравствуйте Гость .:: Вход :: Регистрация ::. .:: Выслать повторно письмо для активации  
 
> Рекламный блок.
 

Реклама на форуме

 
> Ваша реклама, здесь
 
 
 

  Start new topic Start Poll 

> Эфроимсон, Родословная альтруизма, этика с позиций эволюционной генетики
probegallo |
Дата 6 Декабря, 2006, 18:14
Quote Post



Unregistered









http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH12W.HTM
№ 10, 1971

В.П. Эфроимсон

РОДОСЛОВНАЯ АЛЬТРУИЗМА
(Этика с позиций эволюционной генетики человека)

ПРОБЛЕМА происхождения доброго начала в человеке спокон веков волнует мыслителей. В не столь уж далекие времена для большинства людей наиболее убедительным представлялось то объяснение, которое давала этой проблеме религия. Сегодня, когда мало кто всерьез относится к идее божественного происхождения добра, широко распространено убеждение, что воспитание - полный, единственный и безраздельный творец этических, моральных, нравственных начал в человеке, а их передача от поколения к поколению целиком обусловлена только социальной преемственностью.

Роль преемственности бесспорна. Если ребенка сразу после рождения лишить на несколько лет звука человеческой речи и общения с другими людьми, то он никогда уже не научится говорить и превратится в полуидиота. Конечно, способности и своиства человека развиваются в общении с людьми. И не исключено, что сверхталантливый педагог смог бы вырастить на редкость продуктивного специалиста из ученика, почти не обладающего способностями к будущей профессии, а опытный рецидивист-закоренелого негодяя из потенциально благороднейшего ребенка. Исходя из этих крайних, уникальных ситуаций, можно прийти к выводу, что человек со своим потенциальным умом и этическими свойствами рождается каким-то белым листом, на котором окружение, среда, воспитание записывают любой текст. Но оторвемся от особых, аномальных ситуаций и задумаемся над тем, является ли мышление и этика подростка, юноши, индивида действительно только мягкой глиной, пассивно ждущей скульптора.

Попытка объявить воспитание само по себе монополистом в деле формирования этических представлений необязательно ведет к безусловно прогрессивным, оптимистическим выводам. Ведь можно же, поддерживая из поколения в поколение преемственность обработки умов, воспитывать тупых расистов или сектантов-фанатиков. Тем более что это уже удавалось. Но почему же только до поры до времени? Потому что внешние и внутренние толчки быстро вскрывали слабость этих государств, угнетающая социальная преемственность рушилась. Угнетенные .массы брались за оружие и шли на опаснейшую борьбу, как только для этого возникали экономические предпосылки, достаточно глубоко выясненные социальными науками. Но ведь знаменателен и сам факт готовности масс идти на подчас почти верную гибель!

Бесчисленные мыслители приходили к выводу о существовании в человеке какого-то начала, заставлявшего из века в век (нередко вопреки всему, что пытались заложить в него воспитатели) подыматься на борьбу со злом даже при ничтожных шансах на победу, и тем самым признавали в человеке врожденное существование доброго начала. Но имеются ли хоть какие-либо основания для таких признаний? Иначе говоря, совместимо ли с современной наукой предположение, что, кроме порожденных воспитанием, кроме обусловленных социальной средой, есть еще какие-то, разумеется же не божественного происхождения, истоки доброго начала в человеке? "Почему, вследствие какого умственного или чувственного процесса человек, сплошь да рядом, в силу каких-то соображений, называемых нами "нравственными", отказывается от того, что несомненно должно доставить ему удовольствие. Почему он часто переносит всякого рода лишения, лишь бы не изменить сложившемуся в нем нравственному идеалу?" (П.А. Кропоткин, "Этика", Пб-М., 1922, т. 1, стр. 109).

Успехи современного естествознания, успехи эволюционной генетики позволяют, по-видимому, ответить на этот вопрос. Есть основание считать - в наследственной природе человека заложено нечто такое, что вечно влечет его к справедливости, к подвигам, к самоотвержению. И задача этой статьи - показать, что те огромные, хотя противоречивые потенции к совершению добра, которые постоянно раскрываются в человеке, имеют свои основания также и в его наследственной природе, куда вложены они действием особых биологических факторов, игравших существенную роль в механизмах естественного отбора, в процессе эволюции наших предков.



11/   
Бобер | Бездомный
Реклама двигатель прогресса       
Quote Post



А кому сча лехко?
Group Icon
















_________________
Желающим разместить рекламу смотреть сюдой
/   
probegallo |
Дата 6 Декабря, 2006, 18:26
Quote Post



Unregistered









...продолжение




Отредактировал probegallo - 8 Марта, 2008, 2:06
3/   
probegallo |
Дата 8 Марта, 2008, 2:08
Quote Post



Unregistered









Альтруизм наследственный признак

7.03.08 | Психология, Генетика, Александр Марков | Комментарии (1)

http://elementy.ru/news/430688

Альтруизм у пчел и других общественных животных озадачивал Дарвина, однако сегодня это явление уже имеет убедительные эволюционные объяснения, такие как теория родственного отбора и взаимного альтруизма. Но если альтруизм у пчел обусловлен, несомненно, генами, а не воспитанием, то в отношении человека до последнего времени многие предполагали обратное. Изображение с сайта www.nature.com

Две группы исследователей из Швеции и США независимо друг от друга получили похожие результаты в ходе изучения поведения одно- и разнояйцовых близнецов в «играх на доверие». Оказалось, что склонность к альтруизму и кооперативному поведению подвержена индивидуальной изменчивости, причем имеющиеся различия как минимум на 1020% определяются наследственностью (генами), а не воспитанием и жизненным опытом.

Эволюция альтруизма и кооперативного поведения у общественных животных, включая человека, привлекает в последние десятилетия самое пристальное внимание ученых. На «Элементах» уже опубликовано более дюжины материалов на эту тему. Не в последнюю очередь интерес обусловлен той исключительной ролью, которую играл и продолжает играть альтруизм в эволюции человека (как биологической, так и социальной).

Для объяснения эволюционного становления альтруизма и кооперации предложено несколько теоретических моделей, основанных на разных механизмах и принципах:
1) родственный отбор помогая родственникам, помогаешь распространению собственных «альтруистических» генов;
2) реципрокный (взаимный) альтруизм «ты мне, я тебе». Платя добром за добро и злом за зло, одновременно и собственные интересы соблюдаешь, и опять-таки способствуешь распространению «генов альтруизма»;
3) групповой отбор группы «кооператоров» растут и размножаются, группы эгоистов и обманщиков погибают. Групповой отбор может работать только в том случае, если индивиду для успешного размножения необходимо быть членом успешной группы (многие авторы считают, что условия, необходимые для группового отбора, в природе встречаются редко).



6/   
probegallo |
Дата 3 Сентября, 2010, 3:57
Quote Post



Unregistered









http://lenta.ru/news/2010/09/02/altruism/

Обложка журнала Nature, посвященная статье об альтруизме у бактерий

Бактерии показали ученым пример альтруизма

В стрессовых ситуациях бактерии демонстрируют альтруистичное поведение - микроорганизмы, устойчивые к антибиотикам, синтезируют молекулы, которые помогают остальным бактериям лучше противостоять воздействию препаратов. Такие выводы группа исследователей опубликовала в журнале Nature, и эта статья даже была вынесена на обложку журнала. Коротко об исследовании пишет портал ScienceNOW.

Ученые работали с клетками кишечной палочки Escherichia coli - популярным у биологов модельным организмом. Специалисты обрабатывали колонии бактерий возрастающими количествами антибиотиков и следили за устойчивостью популяций к препаратам. Исследователи выяснили, что популяция в целом оказывается более устойчивой к антибиотикам, чем отдельные микроорганизмы.

Авторы смогли выяснить причину наблюдаемого эффекта. В обрабатываемых антибиотиком популяциях практически всегда находятся мутанты, которые устойчивы к его воздействию. Такие "счастливчики" начинают выделять в среду молекулы индола - это сигнальное вещество типично синтезируется бактериями, растущими в нормальных условиях. Индол включает в клетках механизмы, помогающими "выбрасывать" наружу молекулы антибиотиков.

Ученые показали, что бактериям, устойчивым к антибиотику, усиленная выработка индола не нужна. Кроме того, исследователи установили, что продукция этого вещества, вероятно, связана именно с наличием в геноме микроорганизмов мутаций, делающих их нечувствительными к препарату.

Альтруистическое поведение свойственно всем живым существам, так как оно помогает увеличить шансы на выживание целой популяции, хотя для отдельных организмов альтруизм часто оказывается вредным или даже смертельным. Прочитать о различных примерах того, как живые существа жертвуют собой ради общего блага, можно здесь.
http://lenta.ru/articles/2008/03/14/cheating/

Отредактировал probegallo - 3 Сентября, 2010, 3:58
2/   
probegallo |
Дата 4 Октября, 2010, 0:16
Quote Post



Unregistered









Занятный доклад

А.В.Марков
Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека
Расширенная версия доклада на IV Международной конференции "Биология: от молекулы до биосферы" (15.12.2009)

http://evolbiol.ru/altruism.htm
2/   

Topic Options Start new topic Start Poll 

 



[ Script Execution time: 0.0116 ]   [ 12 queries used ]   [ GZIP включён ]






Политика конфиденциальности

Top