Крымский форум (Crimea-Board) Поиск Участники Помощь Текстовая версия Crimea-Board.Net
Здравствуйте Гость .:: Вход :: Регистрация ::. .:: Выслать повторно письмо для активации  
 
> Рекламный блок.
 

Реклама на форуме

 
> Ваша реклама, здесь
 
 
 

  Start new topic Start Poll 

> Шрам на всю жизнь, или О биологии трудного детства, эпигенетика и пр.
probegallo |
Дата 4 Февраля, 2013, 16:34
Quote Post



Unregistered









Шрам на всю жизнь, или О биологии трудного детства

http://science.compulenta.ru/734780/

04 февраля 2013 года, 15:38 | Текст: Дмитрий Целиков

Преставление о детстве как об особом периоде родилось в современной западной культуре, наверное, в XVIII веке, когда Жан-Жак Руссо назвал его кратким приютом перед тяготами взрослой жизни. До этого в соответствии с духом времени детей было принято изображать в виде маленьких взрослых, но с той поры взгляды существенно изменились. Например, сегодня принудительный детский труд кажется совершенно неприемлемым, тогда как раньше он был в порядке вещей.

По сей день, однако, дети подвергаются жестокому и пренебрежительному обращению, которое зачастую ведёт к ухудшению здоровья, а также способности обучаться и вести полноценную общественную жизнь. К счастью, мы знаем достаточно много о том, как это происходит. Как ни странно, мы знаем также, что невзгоды не всегда связаны с бедностью и лишениями и что есть такие люди, которые процветают, несмотря на суровые реалии своего детства.


Афганское дитя, кажется, строит печку. (Фото Uzair Malik.)

Чтобы помочь тем, кто оказался в неблагоприятных условиях, и выяснить, почему реакция на стресс такая разная, необходимо знать намного больше о том, как детские переживания влияют на клеточные пути, то есть как они переводятся на язык молекулярных и генетических изменений.

О том, как много сделано в этой области, можно судить по широте и глубине работ, представленных на Саклеровском коллоквиуме, посвящённом биологическим аспектам трудного детства. Мероприятие прошло в Ирвайне (США) чуть больше года назад под эгидой Национальной академией наук США и Канадского института передовых исследований.

Сегодня всем ясно, что ранние проблемы приводят к биологическим изменениям. Но насколько важную роль в развитии ребёнка играет это биологическое «встраивание» (biological embedding), к каким конкретным психологическим и медицинским последствиям приводит и почему эти изменения порой сохраняются на всю жизнь?

С 1980-х годов, когда стали получать признание работы эпидемиолога Майкла Мармота из Университетского колледжа Лондона (Великобритания), социально-экономический статус считается сильным предиктором здоровья человека. На какой бы ступеньке социальной лестницы вы ни находились, ваше здоровье в среднем чуть лучше, чем у человека, стоящего ниже вас, и чуть хуже, чем у индивида над вами.

При этом социально-экономический статус способен предсказать риск не какого-то отдельного заболевания, а целой категории недугов. Эффект сохраняется в разных возрастных группах, то есть дети из неблагополучных или малообеспеченных социальных слоёв точно так же, как их родители и опекуны, сильнее рискуют заболеть и в детстве, и после него.

Здравый смысл подсказывает, что тяготы жизни подрывают иммунитет бедняков, одновременно повышая риск травм и психических расстройств: школьные неудачи, подростковая беременность, преступность, ожирение, повышенное давление, депрессия, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, преждевременное старение, потеря памяти...

Многочисленные исследования на животных и людях, проведённые в частности психиатром Майклом Раттером из Университетского колледжа Лондона, указали на важность опыта, полученного в раннем возрасте, для здоровья и благополучия в дальнейшей жизни. А Брюс Макьюэн из Рокфеллеровского университета (США) приблизился к пониманию того, как пре- и постнатальный стресс влияют на целый комплекс взаимодействий между гипоталамусом, гипофизом и надпочечниками. Все эти органы (ось HPA) входят в нейроэндокринную систему, которая управляет нашей реакцией на стресс и регулирует многие вещи, в том числе пищеварение, иммунную систему, эмоции, сексуальность, хранение и расходование энергии. Они также участвуют в работе воспалительной, обменной и вегетативной нервной систем.

Эти системы помогают нам справляться со стрессом. Но когда люди испытывают стресс в начале жизни в виде плохого питания, злоупотреблений и отсутствия заботы, организм увеличивает производство гормона стресса кортизола. Как правило, кортизол омывает многие органы, в том числе мозг, увеличивая сахар в крови и предотвращая перегрузку иммунной системы. Это может привести к подавлению иммунной системы и ухудшению функции гиппокампа, что становится залогом трудностей с обучением и памятью.

С этим сталкиваются не только дети, растущие в бедных семьях. Дети с высшим и средним социально-экономическим статусом тоже испытывают подобные неприятности, как показывают результаты исследования неблагоприятного детского опыта, проводящегося уже несколько десятилетий Центрами по контролю и профилактике заболеваний США и консорциумом Kaiser Permanente. Стресс вызывают не только драматические события, но и обыкновенная рутина, когда в семье хаос, а ребёнком пренебрегают.

Но тут есть интересный поворот. Если в начале жизни человек получает сигнал о том, что его ждут трудности и борьба, он может «запрограммировать» сам себя на такие физические и поведенческие особенности, которые помогут ему справиться с будущими неприятностями. Это выражается, например, в запасании большего количество жира или в повышенной агрессивности.

Увы, готовность к худшему не всегда приносит выгоду. Если человек с низким весом при рождении увлекается перееданием, будучи взрослым, он больше подвержен сердечным заболеваниям, диабету и высокому давлению, как показал Дэвид Баркер из Саутгемптонского университета (Великобритания).

Ещё одна странность заключается в том, что некоторые люди проявляют удивительную способность процветать, несмотря на то что в детстве их окружали стресс и хаос. Таких «одуванчиков» изучают, например, Томас Бойс из Исследовательского института ребёнка и семьи и Брюс Эллис из Аризонского университета в Тусоне (оба США).

Далее некоторые аллели (варианты) определённых генов, которые делают кого-то более уязвимым, скажем, к наркомании или депрессии, на самом деле являются генами, которые в определённых обстоятельствах могут наделить ребёнка качествами выше среднего. Такие «орхидеи» нуждаются в особенно благоприятных условиях для дальнейшего роста. Тут многое зависит от нюансов индивидуальной восприимчивости.

И хотя уже были данные, что ранняя социальная среда тесно связана с индивидуальными различиями в реакции на стресс, до недавнего времени не удавалось убедительно соединить с этими различиями фундаментальные биологические процессы. Исследования взаимодействия генов и среды буквально только что позволили выявить достойных кандидатов.

Первый механизм такого взаимодействия имеет отношение к тому, как лица с различными аллелями различаются по своей чувствительности к окружающей среде. Например, многие дети, родившиеся в неблагополучной среде, несут варианты генов, которые предрасполагают их к повреждениям системы стресс-обработки, в то время как другие имеют гены, защищающие эту систему.

Многие другие гены здесь тоже имеют значение, в том числе те, которые участвуют в работе стрессовой оси HPA, в развитии мозга и в связях внутри мозга. Даже иммунная система и микроорганизмы кишечника общаются с мозгом и влияют на то, как экспрессируются его гены.

Второй механизм эпигенетика, из-за которой, например, устойчиво наследуемые признаки становятся результатом того, что к некоторым генам добавляется небольшой химический тег в виде метиловой группы. Такое метилирование может привести к тому, что ген станет реже экспрессироваться, ибо доступ к нему окажется затруднён. Майкл Мини и его коллеги из Университета Макгилла (Канада) показали, как это работает, на примере крыс.

Одни самки много ухаживают за своими детёнышами, а другие проявляют материнскую заботу заметно меньше. Если крысят лижут нечасто, ген, участвующий в стрессовой оси и кодирующий глюкокортикоидные рецепторы (которые поглощают кортизол), изменяется путём метилирования. В результате у детёнышей уменьшается количество этих рецепторов в мозге, что в свою очередь сказывается на том, как они справляются со стрессом, учатся и относятся к своему потомству. Перекрёстное воспитание крысят показало, что самки лижут детёнышей в соответствии с тем, как их самих лизали родные или приёмные матери.

Складывается впечатление, что серьёзные огорчения в начале человеческой жизни связаны с различиями в метилировании ДНК и экспрессии генов, помогающих справляться с бедой. Г-н Мини и его коллеги показали, что у некоторых самоубийц, с которыми плохо обращались в детстве, происходит метилирование гена глюкокортикоидных рецепторов с последующим сокращением его экспрессии в мозге.

Интересную картину метилирования по всему геному выявили психиатр Мэрилин Эссекс из Висконсинского университета в Мадисоне (США) и эпигенетик Майкл Кобор из Университета Британской Колумбии (Канада). Они обнаружили, что, появившись в раннем возрасте, эти модели метилирования сохраняются и у подростков.

Какими бы ни были убедительными эти результаты, нужно знать больше, прежде чем мы сможем точно сказать, как этот процесс отвечает на то, что случается с младенцем. Например, как долго сохраняются эпигенетические эффекты, насколько они стабильны и можно ли их обратить путём более бережного отношения к ребёнку и улучшения питания?

В частности нужна более широкая картина взаимодействия между генами и средой.

Начало жизни это период высокой пластичности мозга, когда начинают закрепляться особенности когнитивного, социального и эмоционального развития, обусловленные опытом. Они влияют на многие аспекты развития мозга, в том числе на тип (глия или нейрон) и количество клеток мозга, на степень их ветвления и отсечения лишнего. Например, где-то за три месяца до рождения ребёнка открывается «окно», во время которого формируются зрение, слух и прочие чувства. Закрывается оно через три месяца после рождения. Дженет Веркер из Университета Британской Колумбии (Канада) показала, что дети усваивают звуки, характерные для родного языка, ещё в материнской утробе. Критический период для изучения языка достигает пика в 6−9 месяцев и подходит к концу примерно в четыре года.

Нейронные цепи, принимающие активное участие в формировании соответствующих систем во время таких критических периодов, меняются под воздействием опыта. Нейробиолог Такао Хенш из Гарвардского университета (США) выявил молекулы, которые выполняют роль «тормозов», открывая и закрывая эти «окна». Его группа показала, что этими молекулами можно манипулировать, продлевая критические периоды развития. Таким образом открывается дорога к восстановлению пластичности мозга, повышению пользы от различных мероприятий и лечению неврологических расстройств.

Многие экономисты согласны с тем, что инвестиции в нормальное развитие ребёнка многократно окупятся потом, когда он будет хорошо учиться, редко болеть и соблюдать закон.

Подготовлено по материалам NewScientist.
Бобер | Бездомный
Реклама двигатель прогресса       
Quote Post



А кому сча лехко?
Group Icon
















_________________
Желающим разместить рекламу смотреть сюдой
/   
stam4ik | Профиль
Дата 4 Февраля, 2013, 17:04
Quote Post




Group Icon

Группа: Gold Member
Сообщений: 1392
Регистрация: 29.11.10
Авторитет: 28
Вне форума

Предупреждения:
(20%) X----


не осилил....
PMEmail Poster
OttO | Профиль
Дата 5 Февраля, 2013, 0:12
Quote Post




Group Icon

Группа: Gold Member
Сообщений: 1318
Регистрация: 17.08.09
Авторитет: 30
Вне форума

Предупреждения:
(0%) -----


Цитата(stam4ik @ 4 Февраля, 2013, 15:04)
не осилил....

+1
кирпич еще тод)
PMEmail Poster
konon1983 | Профиль
Дата 5 Февраля, 2013, 0:24
Quote Post




Group Icon

Группа: Абориген
Сообщений: 231
Регистрация: 14.01.10
Авторитет: 2
Вне форума

Предупреждения:
(0%) -----


хорошая статья, откуда вообще темы берёте???
PMEmail Poster
probegallo |
Дата 5 Февраля, 2013, 12:23
Quote Post



Unregistered









Цитата(konon1983 @ 4 Февраля, 2013, 23:24)
хорошая статья, откуда вообще темы берёте???

на глаза попадаются smile.gif
probegallo |
Дата 6 Февраля, 2013, 13:47
Quote Post



Unregistered









сюда же

http://www.moscowuniversityclub.ru/home.as...asp?artId=13761

Цитата
эпигенетика
aridmoors.

К вопросу о том, передаются ли жадность, чванство, эгоизм половым путем. То бишь наследуются ли "генетически".

В основном этот пост продиктован тем, что у меня завтра journal club. Я себе выбрала статью по заданной теме и ее пососала. Она оказалась интересная, о чем и хочу рапортовать. Статья называется Conserved epigenetic sensitivity to early life experience in the rat and human hippocampus, кому интересны оригналы. А писать я буду не как положено, а как в голову взбредет. Ибо я тут отдыхаю.

В [молекулярно-биологической] науке есть два типа данных (информации, идей, сформулированных понятий): те, про которые все практически точно уверены, что они правда, и те, про которые все напряженно думают, что конкретно все это означает. Большая часть данных первого типа, как правило, публикуются нормальным русским английским языком в научных обзорах, которые заказываются всяким видным ученым, у которых за плечами репутация, и выглядят, например, так: "прогресс последних лет в биологии и физиологии сиртуинов". То есть в этом случае можно быть относительно уверенным, что тема сиртуинов окажется более или менее правильно раскрытой и будет отражать мнение большей части научного сообщества (и соответствовать истине). Данные второго типа могут быть опубликованы начинающими молокососами и как правило сильно углубляются в детали (например, описание кучи совершенных экспериментов с каким-нибудь одним маленьким конкретным белком, что-нибудь очень конкретное). В таких статьях обычно берется за основу какая-нибудь поддерживаемая всеми учеными идея (например, что эволюция точно существует) и на ее основе высказывется гипотеза, не вступающая в противоречие с основным массивом известной и подтвержденной информации, а дальше представляются данные, свидетельствующие в пользу этой гипотезы. При этом интерпретация этих данных может быть различной, и все начинают напряженно думать, что конкретно все это означает.

Так вот.
По поводу этой статьи есть данные первого типа. А именно: одной ДНК для счастья мало и сам по себе изначальный генетический код какого-нибудь конкретного человека навряд ли вообще скажет хоть что-то вразумительное относительно характера, образа жизни и сопутствующих заболеваний этого человека (если только там, в ДНК, не закралась изначально какая-нибудь сильно большая ошибка типа потеряли нафиг пол-хромосомы). Потому что характер и заболевания определяются в громадной куче случаев не тем, какая была ДНК, а тем, как она взаимодействовала с окружающей средой, куда попали и что повыбили повреждающие факторы, какие гены "замолчали" или наоборот, оказались повышенно экспрессируемыми и какой в результате всего этого оказалась судьба отдельных клеток. Так, рак не заложен в ДНК изначально, а вызывается сочетанием воздействий факторов окружающей среды: радиации, воздействия химических веществ, стресса, вирусов и бог знает еще чего. Нервные клетки не исключение, они тоже реагируют на внешние воздействия и живут и развиваются в соответствии с тем, в какой среде находится их владелец. Уже одно это говорит о том, что передача эгоизма по наследству в стиле "о, я вижу у него в ДНК эгоизм!" невозможна по определению, хотя бы потому, что в ДНК не заложено даже то, что родившийся индивидуум будет вообще разговаривать на каком-либо земном человеческом языке. Язык, вместе со всеми сопутствующими последствиями вроде того, как человек будет воспринимать мир, что будет для него приемлемым, что неприемлемым, какая у него будет мораль, убеждения, какая религия и так далее, к ДНК, генетическому коду самой первой клетки, не имеет ну практически никакого отношения.

Другое дело, что воздействие на это самое ДНК начинается еще в утробе, и как именно там дальше все идет, остается большим вопросом. Во всяком случае, внимания стоит тот факт, что употребление алкогольной и табачной продукции беременной женщиной однозначно оказывает влияние на плод. И заболевания, перенесенные во время беременности, тоже оказывают. И диета беременной тоже оказывает. И эмоции беременной тоже.

Поэтому к моменту появления человека на свет мы уже имеем вполне себе кучу результатов взаимодействий ДНК плода с окружающей средой. И это не есть предмет споров в научном мире, это данные, относящиеся к первому типу.

А в статье был проведен интересный эксперимент. Взяли мозги (конкретно - гиппокамп) 12 самоубийц из Банка Мозгов Самоубийц Квебека, подвергавшимся в детстве насилию, и 12 - не подвергавшимся (одинакового пола, возраста и т.д.) и сделали карту метилирования ДНК в области гена NR3C1 (область в 6.5 миллионов пар оснований).

Метилирование ДНК - это как раз одно из эпигенетических изменений, накладываемых поверх ДНК-кода и заставляющее этот код работать определенным образом. Оно заключается в присоединении метильной (CH3) группы к цитозину и имеет огромную важность в развитии болезней и в развитии человека во взрослую особь вообще. Например, рак сопровождается начальным аномальным гипометилированием ДНК и последующим гиперметилированием определенных областей. Метилирование, как правило, означает репрессию ("замолчание") генов.
Ген NR3C1 - это ген, кодирующий глюкокортикоидный рецептор GR, который связывается с кортизолом и другими глюкокортикоидами и регулирует гены, ответственные за развитие, метаболизм и иммунитет. В последнее он привлек внимание своим участием в нейроэндокринных процессах, стрессовом ответе и депрессии. Слева от него находится область (которая тоже попала в исследование на предмет метилирования), содержащая гены протокадгеринов, кои подозреваются помимо прочих своих функций в том, что участвуют в формировании болезни шизофрении.

Кроме того, были взяты также данные по крысам из двух таких же групп, в которых плохое обращение в детстве соответствовало пониженной заботе и отсутствию вылизывания с материнской стороны, и тоже сделаны карты метилирования в той же (содержащей ген глюкокортикоидного рецептора) области. На основании сравнения карт метилирования у крысы и человека авторы статьи делают предположение, что метилирование в этих областях в ответ на условия воспитания в детстве - эволюционно сохранившийся механизм.

Метилирование человеческой ДНК в указанной области. После большой полоски темно-серой хрени ниже есть темно и светло серая полоска. Она описывает разницу между метилированием ДНК у обоих групп. В ней темно-серое - это высокое метилирование у тех, кто подвергался в детстве насилию, а светло-серое - тех, кто не подвергался. Ниже две полоски (одна под другой) с вертикальным штрихованием. Первая - это высокая метиляция у не подвергавшихся, а вторая под ней - у подвергавшихся. Видно, что "скученная" область вертикальных штрихов у первых справа от NR3C1, а у вторых - слева.

user posted image

Условия воспитания в детстве отражаются на поведении и болезнях в последующей жизни как у животных, так и у человека. Так, разница в количестве материнского ухода у детенышей крыс провоцирует разницу в поведении и мозговых функциях, в частности стрессовом ответе. У людей также были отмечены корреляции между плохим обращением в детстве и последующими психопатологиями во взрослом возрасте. Существуют факты, свидетельствующие о том, что молекулярные механизмы (например, эпигенетические изменения в клетках мозга) могут служить в качестве "памяти" о детском опыте. Например, было обнаружено, что если детенышей крыс подвергать плохому обращению, то это приводит к изменению паттерна метилирования гена BDNF, ответственного за поддержку уже существующих нейронов и за формирование новых. Следует заметить, что в ответ на плохое обращение метилируется очень много разных генов, а не один и не несколько. Было показано, что несколько сот разных генов по-разному экспрессируются в гиппокампе крыс, которых выращивает незаботливая кормилица.

В исследовании было сделано предположение, что, раз видна хорошая параллель между плохим обращением в детстве и поведенческими реакциями во взрослом возрасте у крыс и у человека, то интересно было бы сравнить метилирование одинаковых (они не совсем одинаковые, но достаточно эволюционно сохранившиеся) регионов генома человека и крысы. Действительно, были найдены похожие паттерны метилирования. Сделано предположение, что это метилирование - эволюционно сохранный механизм, вид "памяти" клеток мозга.

Кому ну оооочень интересно точные подробности, читайте оригинал.

----
Короче, у этого есть куча интересных выводов. Во-первых, по-моему, для компьютерщиков и любителей уподоблять мозг компьютеру. Потому что тут обнаруживается как минимум не один уровень памяти, то есть память не на уровне клетка-клетка, нейрон-нейрон, а еще один, на уровне внутри самих клеток.

Во-вторых, по-моему, это практически готовый (ну хорошо, не совсем готовый, но уже в пределах видимости) инструмент для точного определения, как родители обращались с ребенком. К вопросу об этой. Как ее. Юстиции.

В-третьих, писателям и фантастам можно не особенно кривя душой фантазировать на тему терапии воспоминаний и изменения личности путем химического воздействия. Хотя, конечно, если б мы че-то реальное щас могли сделать с метилированием, мы во-первых вылечили бы рак. Но все равно. По-моему интересно. Можно, например, вообразить себе такое: выпил какой-нибудь блокатор метилтрансферазы, направленно действующий на клетки мозга, и бац, невосприимчив к унижениям! Или че-нибудь типа того.


и плюс еще по эпигенетике и тех измененях в потомстве, которые задаются поведением родителей

"Диета с высоким содержанием жиров у отцов приводит к нарушениям обмена глюкозы у дочерей"
http://www.dinos.ru/sci/2010110953.html

Topic Options Start new topic Start Poll 

 



[ Script Execution time: 0.0123 ]   [ 12 queries used ]   [ GZIP включён ]






Политика конфиденциальности

Top