ра. "Комсомольская правда" от 11-13 апреля
7 г.
ский знакомый. - Забила бы колышки в
ала». «Так я ж не подданная
, - объясняю я. -
ом, милая. А потом в
. Сотка - тысяча долларов». Вон
таких объявлений. И
ская. Экая ты нерасторопная».
честно, руки у меня и впрямь чешутся. Сделал же местный журналист Юра Першиков эксперимент с само
. «А вот посмо
, или нет, - заявил он мне. - И документы
полагается. Мне лидер
. Вы
случайно. Это не ваша родина». Вот и посмо
родина».
Спецкор «КП» Дарья Асламова: - Поставил татарин в поле такой домик, и к этой земле не лезь - захвачена.Бесхозная земляКрым вновь болен
земельной лихорадкой. Первая волна само
захватов (или «самовозвратов»,
как говорят
татары) прошла в 90-е
годы,
когда вернувшиеся из Узбекистана бывшие депортированные
захватили свыше 40 тысяч
земельных участков. Рецидив «болезни» случился пару
лет назад - на ноги поднялась молодая
татарская поросль,
новое поколение, алчущее
земли и денег. Только в прошлом
году в
Крыму зарегис
трировано более 11 тысяч само
захватов!
Симферополь выглядит
как город на осадном положении, окр
уженный
домиками-«туа
летами» (
как их называют в
народе) из желтого ракушечника на захваченных территориях. Столица
Крыма - с разбитыми вдрызг дорогами, на которых смело можно
проводить танковые учения, и развалившимися
домами - живет нараспашку, даже не пытаясь прикрыть
свои грехи и пороки. Первое (и самое волнующее) впечатление - ощущение безвластия. Кажется,
что можно все и вам за
это ничего не будет. Все
здесь сложилось в
политическую вольницу, независимую и безнаказанную. Все потрясено, сдвинулось и перемешалось. В моде беспорядок умов, взятки и умение «договориться». За один день я наблюдала митинги коммунистов, антиглобалистов, «
Русской общины» и ваххабитов. Одним словом, бардак. Чем-то напоминает перестройку 90-х. «Или весну 1917-го после Февральской революции. Уже нет царя, но еще нет крови, - говорит местный
политолог
Сергей Ки
селев. - Мы
уже начали закупать продукты мешками - муку,
сахар, крупы. Чем черт не шутит!»
В
этой эйфории (или истерии) безвластия драгоценные
земли перекраиваются, точно
старые платья. Уже весь Южный берег
Крыма заставлен палатками с
татарскими флагами,
где маются от безделья «само
захватчики». «Это все рабы сидят, мелкие людишки, - говорит
судакский казак Алексей Зырянов (казачество - местное поголовное увлечение среди
славян). - Не
для себя сидят, а
для больших людей. Земля стала товаром, теперь за этим стоят серьезные бизнесмены». «Схема проста и от
работана до мелочей, - говорит бахчисарайский атаман
Сергей Юрченко. - Приезжают на машинах, вбивают колья,
ставят палатку и сажают дедушку с палкой, аксакала. Сами ждут реакции. Вот милиция подъехала, спрашивает аксакала: «Чего сидишь?» Дедушка причитает: «Ой, степной
Крым живу! Моря нэту, гор нэту, дэнэг нэту! А тут морэ - хорошо, тепло». Старичка не трогают. Ага, власти съели. Следующий шаг - завозятся стройматериалы, но ни
кто ничего не строит. Ждут. Время прошло, значит, проглотили и
это. Потом резко чело
век двести
начинают строиться. И за
три дня - сто - двести
домиков готово. Обиженным
народом быть удобно, ходи себе с протянутой рукой: «Дай! Дай! Дай!» А по мне, так нету такой
национальности - ские
татары, есть просто
татары. А я
кто - ский хохол? А сосед мой Вася - ский
русский? Бред! Сейчас
татары - фраера, коренной
народ, но
Крым всегда был
многонациональным и должен остаться таковым».
Лучшие сторожа захваченной земли - старики, женщины и дети...Откуда ские татарыКрым тысяче
летиями стоял на перекрестке мировых торговых путей, и море выкидывало на его берега людей самых
разных национальностей. В разное время
здесь жили скифы, греки, готы, гунны, болгары, армяне, авары, половцы, печенеги, турки. Да кого тут только не было!
Крымских татар ученые признают самостоятельным этносом, сформировавшимся из множества местных этниче
ских групп. Период его расцвета приходится на ХV
век,
когда хан Хаджи-Гирей, воспользовавшись ослаблением Золотой Орды, основал
Крымское ханство. Недолго оно было независимым, его прибрала к рукам Турция, и в дальнейшем
Крымское ханство существовало лишь
как вассал Османской империи. «После беспокойного периода
татарства Золотой Орды наступил Золотой
век Гиреев, под покровом великолепной, могущественной и культурной Турции Солиманов, Селимов и Ахметов», - писал
русский поэт Максимилиан Волошин.
Нынешние татары грезят о тех легендарных временах, но обидчиво относятся к некоторым фактам истории. «Вот в советское время
ских татар унижали, называя кочевниками, - говорит мне
Ильми Умеров, один из лидеров местной
общины. - Представляли нас дикими людьми, нападавшими на соседей». «Но вы и впрямь кочевали, - удивленно говорю я. - И совершали набеги. Что ж тут обидного? Это было в духе времени». «Значит, и надо было объяснять людям,
что все так жили».
После кровопролитных войн с Турцией Россия получила
Крым и выход к Черному морю, а
уже в июне 1783-го князь Потемкин принял присягу от ской знати на верность России.
Крым стал русским на долгие двести
лет. В начале XX
века татары составляли меньше одной пятой
населения полу
острова. Некое подобие самостоятельности они обрели только при большевиках в
1921
году,
когда была создана
Крымская
АССР, а
татарский язык получил
статус государственного. В мае 1944
года по приказу Сталина все
татарское
население поголовно было депортировано из
Крыма в Узбекистан за «предательство». «Совершенно секретно. Государственный комитет обороны. Постановление от 11 мая 1944
года. В период Отечественной
войны многие ские
татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих
Крым, и переходили на сторону противника, вступали в сформированные немцами добровольческие
татарские воинские части... в период оккупации
Крыма, участвуя в немецких карательных отрядах, ские
татары особенно отличались
своими зверскими рас
правами по отношению к советским партизанам...»
К сожалению,
здесь много правды. Масштаб
предательства и впрямь был велик. Дезертирство из армии было массовым (по данным НКВД - 20 000 чело
век), так же
как и прислужничество оккупантам. Особенно зверствовали
татарские карательные отряды. Достаточно по
читать газету «Азат
Крым» («Освобожденный
Крым»), издававшуюся в оккупированном
Крыму: «Великому Гитлеру - освободителю
всех народов и религий!», «Наш освободитель! Мы только бла
годаря Вам... сумели открыть
свои молитвенные
дома и совершать в них молебны», «Мы,
татары, даем слово бороться со ста
дом евреев и большевиков с германскими воинами в одном ряду!»
«Ты пойми, шла битва гигантов, в которой маленьким
народам важно было уце
леть, - говорил мне (тайно) один мой знакомый ский
татарин. - С
какой стати мы должны были хранить верность России, нашим по
работителям? Для нас -
что дьявол Сталин,
что дьявол Гитлер - один хрен. Но Гитлер сулил независимость, в виде проте
ктората Германской империи, поманил
вековой ме
чтой.
Как на такую приманку было не
купиться?»
«
Крымские
татары дали стране семь Героев Советского Союза! - говорит местный активист
Ильми Аметов. - Да, были и предатели. Война -
это и героизм, и подлость. Но
как же целый
народ объявить предателем?! У моей матери четыре брата на фронт ушли, и только один вернулся, а вот
кто-то из родственников был полицейским. И
что делать?»
В разгар перестройки, в конце 80-х, ские
татары из Узбекистана и других мест потянулись на родину, в
Крым,
где их ни
кто не ждал.
Если власть в Крыму сопротивляется захвату земли, татары моментально собирают митинг.«Самозахваты - моя идея!»«Этот проект я вынашивал очень долго, - не без гордости говорит
автор само
захватов, нынешний председатель Бахчисарайской ад
министрации
Ильми Умеров. - Я вернулся в
Крым в 1988
году. Видел многих
татар, которые ходили из
села в село, искали
жилье. Они
продали
дома в Узбекистане, но денег на
жилье в
Крыму не хватало. Мы обращались к властям за
помощью, все бесполезно. Тогда мы присмотрели место в
селе Севастьяновка Бахчисарайского
района,
где было удобно обороняться. С одной стороны - улица, а с другой стороны - пустырь,
где гусей пасли. Нас было 52
человека, отмерили по шесть соток на семью и построили
дома. С
этого и началось. Ничего
нового мы не изобрели, в России
это называется «нахаловка». По всему
Крыму татары начали строиться. У нас даже были
свои архите
кторы. Мы ведь не дикари, мы образованные люди».
«
Как вам удалось заставить власти у
законить ваши
самозахваты 90-х
годов?» «
Крымские
татары -
народ маленький, но сплоченный. Когда начались погромы наших по
селений, мы встали стеной. Самое серьезное случилось в Судаке. Мы все вышли на митинг,
где даже было два акта самосожжения в знак протеста». «Что, совсем с
горели?» - в ужасе спрашиваю я. «Не, затушили. Толпа набросила на горящих одеяла. В 1992-м после очередного погрома 26
татар задержали. Это переполнило чашу нашего терпения. Мы собрались около республиканской прокуратуры и
разгромили ее, выбили двери и окна. На митинг возле Верховного Совета пришли десять тысяч чело
век. В
этом здании мы не оставили целым ни одного стекла, ни одной двери. И даже взяли заложников - начальника
Симферопольского отдела внутренних дел и зампрокурора
Крыма. Они были в толпе
татар. Мы им сказали: «Вы отсюда не уйдете, пока не выдадите наших людей». И они выдали. После
этого стали создавать рабочие комиссии по у
закониванию само
захватов».
«Сейчас идет вторая волна само
захватов, - говорю я. - Земли берут
уже не
для того,
чтобы строить
жилье, а
чтобы пере
продавать...» «Я знаю об
этом,
когда люди сидят на земле не
для себя. Но не хочу углубляться в эту тему, я сам из них, я ский
татарин! Если
какие-то проблемы у нас есть, мы сами их решим вну
три своей
общины». «Вы начальник Бахчисарая,
где живут люди
разных национальностей. Вы считаете себя объективным чело
веком на своем посту?» «Нет, я и не должен быть объективным! А
кто из нас объективен? Вы?» «Нет, но я и не иду на госслужбу», - парирую я. «Да вы поймите, - горячо говорит
Ильми Умеров. - Я вижу явную дискриминацию
ских татар. Сколько славянских предпринимателей
захватили
земли у
моря без всяких документов и строят
пансионаты,
магазины, заводы, рестораны, а винят всегда только
ских татар! В
Крыму нет власти, всем не до того. Все заняты переделом
земли. А ские
татары действуют в рамках
закона. По Земельному кодексу
Украины каж
дому гражданину
бесплатно полагается один участок на строительство жилья, один - на дачу, один - под гараж, еще под личное хозяйство и
земельный пай (только членам колхозов). У меня жена и трое детей, значит, наша
семья из 5 чело
век может претендовать на 25 участков».
«Такой
закон и в самом деле есть, - говорит юрист и адвокат Людмила Лубина. - Но
татары понимают его по-своему. Они говорят: «Нам не
где жить» - и
ставят вопрос именно об
участках
для жилья (
закон подразумевает один участок на одну семью), а вовсе не о дачах и гаражах. И эта проблема фактически решена. Верховная Рада
Крыма в начале 90-х приняла
закон об устройстве депортированных (отменен в марте
2006-го). Но в прошлом
году захваты пошли с
новой силой. Подрастает
новое горячее поколение, и
кто возглавит
захваты, тот и будет новым лидером. Это большой бизнес-проект. Раньше
татары платили по 300 долларов,
чтобы попасть в списки само
захватчиков, теперь - до 1000 долларов. Я
это знаю потому,
что они приходили ко мне
как к юристу советоваться - не кинут ли их. В
ообразите! Х
уже всего,
когда захватывают земли людей, которые
уже получили документы на
жилье и начали строиться, а их
выкидывают татары. У меня целая папка заявлений граждан, но ни
чем помочь им не могу. Если мы не можем защитить право на собственность граждан, которые
уже ею владеют,
это не государство. Это хаос. А мы еще в Европу хотим!»
Из доклада республиканской
земельной комиссии: «Реально нуждаются в
земельных
участках лишь 13% депортированных, 56% пришли за
участками
для своих детей... и 31% пришли за
участками
для стариков, которым эта
земля не нужна и будет
использована
для пере
продажи. Для
справки: в среднем одному жителю
Крыма ско-
татарской национальности предоставлено 0,81 га
земель.
Крымчанину не ско-
татарской национальности предоставлено 0,67 га. Таким образом, ские
татары обеспечены
землей лучше остального
населения Крыма...»
«Решить эту ситуацию можно в
три дня, - продолжает Людмила Лубина. - Ко мне приходят наши спецназовцы из «Беркута» и говорят: «Нам бы только приказ дали!» А приказа нет. В феврале Ющенко наконец подписал указ об уголовной ответственности за
самозахваты. Но власти боятся его применять, мол, процедура не раз
работана. Когда перед весной президент
Украины приехал в
Крым, мы ждали от него решительного слова. Нам было сказано: «Люди возвращаются на родину. Разве
это плохо? Это хорошо! Люди
хотят иметь
жилье? Разве
это плохо?» Что тут возразишь. А на пресс-
конференции в
Симферополе Ющенко в
ообще заявил,
что ские
татары являются фа
ктором стабильности в
Крыму...»
Партенит: линия фронта Поселок
Партенит - дивное место на берегу
моря у Медведь-
горы недалеко от Гурзуфа. Здесь
три санатория и один из лучших парков
Украины («а может быть, и Европы»,
как с гордостью говорят тут). В прошлом мае поселок оказался на «линии огня»
между славянами и
татарами.
«Мы ничего героического не сделали, мы свою
землю защищали, - говорит мэр
Партенита, подполковник запаса Николай Конев. - Единственное место на Южном берегу
Крыма, в котором
татары еще не успели
захватить
земли, -
это наш поселок. Для них взять
Партенит - дело принципа, а
для нас дело принципа - его отстоять. В мае прошлого
года в память очередной
годовщины
депортации татары устроили
автопробег
Симферополь - Ялта.
Партенит находится в стороне от основной трассы, но до нас дошли слухи,
что готовится
захват, и на всякий случай мы перекрыли въезд в поселок нашими машинами. Утром подъехала колонна из сотен машин (по разным данным, от 600 до 800). Я вышел с ними поговорить. Мне говорят: «Хотим проехать
через ваш поселок, потому
что здесь родился Герой Советского Союза, ский
татарин». Я выяснил,
что у них нет ни
каких документов или официального разрешения. Ни
кто нас заранее не предупреждал. Мы им сказали: «Поселок маленький. Пустить такую колонну в
Партенит мы не можем. Трасса свободна - езжайте дальше».
«Потом началось не
что страшное, -
рассказывает депутат поселкового Совета Ксения Яковенко. - Противостояние длилось двое суток.
Татары выпустили вперед женщин, которые кричали: «Вы спите на наших подушках!», «Вы съели наших коров!», «Это наша
земля! Уходите! Мы все равно сюда придем!» Особенно страшно было ночью. Весь поселок - шесть тысяч чело
век - встал на оборону. Люди н
если плакаты: «Россия! Помоги нам!». Потом
татары стали предлагать нам сделку: «Что вы сидите? Сами ничего не
имеете! Давайте
захватим, колышки вобьем и поделим: половина нам, половина вам».
«У нас
уже был печальный опыт с
татарскими
захватами, - вступает в разговор жительница
Партенита Марина Андреева. - Меня, к примеру, выгнали из собственной квартиры в Алуште. Я вложила деньги в строительство, а
когда дом с 15 квартирами был готов, его
захватили
татары. Один
мужчина даже успел завезти вещи и холодильник, так они все повыкидывали. Мы подали в суд, и, конечно, суд велел
захватчиков выселить. Приехал ОМОН,
татары выставили вперед детей. ОМОН постоял-постоял да и уехал. А нам сказали: «У вас в постановлении суда написано «вы
селение», но нет слова «принудительное». И все! Вот
уже два
года мы не можем добиться
справедливости!»
«В ту страшную ночь мы поставили полевую кухню,
чтобы кормить защитников
Партенита, - продолжает свой рассказ мэр
поселка Конев. - Со всего
Крыма подтянулись казаки к нам на
помощь. В час
ночи приехал руководитель
меджлиса ских татар Мустафа Джемилев и стал нас уговаривать: «Пропустите людей! Они просто проедут,
чтобы поклониться памяти героя!» А мы ему: «
Какие поклонения в час
ночи?!» Потом
приехал какой-то м...к из МВД, стал орать: «Мы вас посадим! Освободите дорогу!» Тогда мы огородами послали людей в Алушту подавать в суд на не
законные действия
татар, и на следующий день суд признал нашу правоту!»
«Вы нам только туристов не зашугайте! - говорит Ксения Яковенко. - Передайте россиянам: у нас район экологически чистый, баранов нет!» «Приезжайте к нам, люди добрые! - вторит мэр
поселка Конев. - Туристы
будут под нашей защитой. Я пенсионер, мне терять нечего, и
Партенит свой я отстою!»
Война креста и полумесяца В тайном и явном противостоянии
славян и
татар немалую роль играют религиозные деятели. Православные батюшки в
Крыму все
как на подбор крепкие ребята. Среди них немало бывших спортсменов, десантников, спецназовцев. Впро
чем, и
ситуация обязывает. Не
сколько лет назад в
селе Красный Мак,
где церковь и мечеть стоят аккурат напротив, случился религиозный скандал. Во время
праздника Курбан-
байрама мусульмане решили сделать жертвоприношение, а барана вышли резать прямо к церкви
недалеко от креста. Местный
батюшка возмутился. Так его за бороду таскали по всей деревне, пока священника не отбили местные
славяне.
А вот энергичного отца Александра, боксера-любителя, решили убрать из
села Веселого после жалоб местных
татар. «Он был нормальным
мужиком, - вспоминает
судакский казак Виталий. - Не тряпка, и вел себя
как подобает
мужчине. И
что плохого в том,
что - боксер? Отец Александр бил в свободное время боксерскую грушу. Дружил с казаками, даже место им
для сходок выделил при церкви.
Приехало украинское телевидение и показало его в агрессивном виде, вроде
как он тренирует специальную казачью бригаду. Потом показали плачущих
татар. Один дедушка так рыдал: «Я
как вернулся из
депортации, так до сих пор хлебушка досыта не ел». Я
когда смотрел, сам чуть не заплакал. Жалко дедушку. А потом выяснилось,
что это папа одного из самых богатых людей в Судаке».
Отца Н
икона, настоятеля Свято-Покровского храма в Судаке, церковь заранее готовила к испытаниям. «Я окончил школу в советское время и собирался поступать в
симферопольскую духовную семинарию, -
рассказывает отец Никон. - Но владыка
Василий, посмотрев мои оценки, сказал: «Семинарию ты и так окончишь. Но заочно. Я назначаю тебе послушание: поступай в военно-
политическое строительное училище. Во-первых, строителем станешь. А то у нас храмы в руинах лежат. Во-вторых, ты всю эту коммунистическую заразу изучишь изну
три и сможешь с безбожниками разговаривать на равных». Училище готовило зам
политов-строителей, и я поступил, хотя чувствовал себя Штирлицем. Люди вокруг духовно чужие, а я должен быть,
как они. Когда я оканчивал училище
уже в разгар перестройки, к нам пришли «покупатели» - офицеры с
разных частей, которые отбирают себе выпускников на службу. Я хотел попасть в элитное подразделение, в Первую бригаду морской пехоты
Украины. Открылся во всем, сказал,
что я священник. Меня взяли. Так и служил: по будням - офицером, по выходным - военным священником.
Попытки милиции остановить захват земли, рынков и целых поселков татары превращают в религиозное противостояние.Но недолго все
это длилось. К власти пришли
украинские националисты, и нас переподчинили Национальной гвардии
Украины. Приехал к нам из Киева важный генерал. А мой начальник-
татарин, который меня терпеть не мог, заявил генералу,
что я
русский шпион в украинской армии, поскольку священник украинской православной церкви Московского Па
триархата. Нас
всех построили, подходит ко мне киевский генерал и говорит на украинской мове: «Вы понимаете,
что мы строим СВОЕ государство и СВОЮ церковь?» А я в ответ: «А вы понимаете,
какая
это глупость?! В Евангелии от Матфея сказано: «Я создам церковь свою, и врата ада ее не одолеют». Не
ужели
украинские националисты создадут не
что лучшее,
чем Бог создал и
что за две тысячи
лет ни
кто не смог разрушить?» Был скандал. Меня вызвал мой начальник, и я спросил его: «Вы принимали присягу Советскому Союзу?» - «Ну принимал». - «А Украине?» - «Принимал». - «По
законам офицерской чести присяга дается один раз.
Крым - столь уникальная территория,
что по договору, подписанному
между Турцией и Россией,
если Крым не
принадлежит России, Турция
имеет на него все
права. Если сюда придут турки, вы им тоже присягу дадите?» В общем, пришлось из армии уволиться».
Во дворе Свято-Покровского храма в Судаке,
где служит отец Никон, стоит об
горелый деревянный крест. Когда-то крест стоял высоко над горо
дом на Фирейной
горе, пока его не подожгли
татарские экстремисты. Пожар успели затушить местные
славяне, и за одну ночь они соорудили новый крест из металличе
ских труб. Кресты
здесь рубят, жгут, взрывают, но они снова поднимаются над
Крымом,
как в
селе Морское,
где жители отлили из стали пятиметровый крест.
«Бог учит нас смирению, - говорит отец Никон. - Но смирение не значит унижение. Эти понятия часто путают. Смирить себя, зная
свои недостатки,
это достойно. А смириться со злом, которое воинствует вокруг,
это грех».
Наша цель - всемирный халифатС Абдуселямом, представителем религиозной партии «Хизб ут-Тахрир», запрещенной во многих странах
мира (в том числе и в России), мы встретились в центре Симферополя. (Украинский
закон об общественных организациях - один из самых либеральных в мире. Здесь имеют право на жизнь любые партии и группировки.) Этот молодой эмоциональный
мужчина с аккуратной бородкой
чем-то напомнил мне студентов пакистанского медресе. Мне с тру
дом верилось,
что в легкомысленном
Крыму,
где короткая юбка считается главным признаком женственности, можно встретить такой типаж убежденного фанатика.
Партия «Хизб ут-Тахрир» («Исламская
партия освобождения») ставит своей целью
возвращение к «чистому исламу», ненасильственное свержение
всех режимов и установление всемирного «исламского халифата», все
общего государства, устроенного по
законам шариата.
«В нашей партии два вида деятельности:
политическая и идеологическая, -
рассказывает Абдуселям, - так
как ислам -
это не только
религия,
это идеология, образ жизни, затрагивающий систему образования, управления и воспитания. Короче говоря, решение
всех жизненных проблем. Политическую деятельность, которая предполагает приход к власти, мы ведем только в странах,
где мусульман
большинство. Здесь, в
Крыму, мы не стремимся к власти, мы ведем пропаганду ислама, раскрываем всем истинную сущность происходящего. Самое сильное
оружие -
это слово. Ленин хорошо сказал: «Массами движут идеи». Поймите, христианство не является идеологией! Единственная
религия-идеология -
это ислам. Мы
работаем
для того,
чтобы люди поняли: шариат -
это спасение
для них». - «Вы живете в
Крыму,
где только пятая часть
населения - мусульмане. Вы считаете,
что шариат необходим и христианам?» «Конечно! Шариат должен быть везде, - убежденно говорит Абдуселям. - Для истинного мусульманина установление
законов шариата -
это вопрос жизни и смерти». Потом поправляется: «Хотя, конечно,
это дело
выбора
человека». «Но я не хочу
жить по
законам шариата!» «Потому
что вы не знаете истины! - страстно восклицает мой собеседник. - Вот
для того мы и
работаем,
чтобы вы поняли,
что шариат
для вас спасение. Это
законодательство от всевышнего Аллаха, который не ошибается».
В ских кафе все чаще чувствуешь себя попавшим в Турцию или Саудовскую Аравию...Дальше наша дискуссия напоминает диалог двух глухих. Мы оба почти