Многие в Киеве заинтересованы поддерживать нестабильность в Крыму: интервью главы крымско-татарского меджлиса Мустафы Джемилева
Председатель меджлисакрымско-татарского народа Мустафа Джемилев в очередной раз избран народный депутатом Верховной рады Украины по списку пропрезидентского блока "Наша Украина - Народная самооборона". Однако, несмотря на такую близость к власти, крымско-татарскиепроблемы на полуострове не решаются так, как того хотелось бы татарам. В интервью ИА REGNUM Мустафа Джемилев рассуждает о ряде насущных проблем меджлиса и анализирует ряд остроактуальных политических вопросов, решающихся сейчас в Крыму.
ИА REGNUM: Имеет ли меджлис четко выраженную позицию в вопросе самозахватов земли в Крыму?
Национальный съезд крымско-татарского Курултая уже принимал решение по поводу самозахватов. Поскольку власти не решают эту проблему, идет открытая распродажа земли разным коммерческим структурам, а крымским татарамдля строительства земли не выделяют, отобранную в 1944 году собственность не возвращают, то в такой ситуации Курултай заявляет о своей поддержке инициативного занятия земельных участков.
Мы предлагаем действовать следующим образом. Во-первых, сначала нужно официально обратиться к властям, с просьбой выделить эту землю, и получить на это разрешение. Если власти дают ответ несуразный, нелогичный и существует информация, чтоэтот участок земли собираются передать какой-то коммерческой структуре, то в этом случаем нами захват не осуждается.Во-вторых, захваты должны быть согласованы с региональными меджлисами, которые лучше знают ситуацию на местах. К сожалению, часто получается так, что группы татар приходят и самовольно занимают землю. Конечно, бывают случаи, когдакто-то пытается делать на этом бизнес. Наверное, один-два случаи из сотни - этозахватземли в Крыму с целью наживы.
ИА REGNUM: Как меджлис контролирует ситуацию с самозахватами?
Меджлис не располагает какими-то административными структурами. Влияние у нас есть, но это влияние основано на авторитете. У нас нет аппарата, который мог бы заставить. Наша точка зрения такова: так можно делать и так нельзя делать. Предпринять какие-то меры карательного характера против тех, кто делает, так как нельзя, мы не можем и не собираемся. Ведь это дело властей. И если мы видим, что кого-то привлекают к ответственности совершенно обоснованно, то меджлис не выступает в поддержку провинившегося.
ИА REGNUM: Решаема ли земельная проблема в Крыму в принципе?
Сегодня полностью восстановитьсправедливость в этом вопросе, наверное, невозможно. Земли уже розданы, и снова отнимать вряд ли получится. Но власти, при наличии доброй воли и желания, могли бы, по крайней мере, снять остроту проблемы. То есть, те земли, которые еще остались, не отдавать в первую очередь коммерческим структурам или за взятки, а передавать тем, ктоимеет на этозаконное право. К сожалению, этосегодня не делается.
Ведь сколько было разных комиссий, в том числе комиссии Совета Нацбезопасности, Генпрокуратуры. Все они вскрыли такие случаи беззакония в земельном вопросе в Крыму! Но все остается на своих местах... Прямо скажу, потому чтобольшинство представителей политической элиты Киева имеют земельные участки на южном берегу Крыма. Неоднократно ко мне и еще одному руководителю меджлиса Рефату Чубарову обращались многие такие киевляне и интересовались "что там, на ЮБК, что там татары". Оказывается, там у них земля и эти проблемы их волнуют. Поэтому все меры по наведению порядка и законности в земельном вопросе в Крыму надо начинать с Киева, ведь в первую очередь здесь они тормозятся. Многие заинтересованы в том, чтобы ситуация была такой, каковой она есть сейчас.
ИА REGNUM: Отвечает ли действительности информация об усилении влияния ваххабитов в Крыму?
Украина - открытая страна. Сюда каждый может приезжать и проповедовать свою точку зрения, привозить литературу и тому подобное. Эмиссары из Саудовской Аравии, гдеваххабизм является официальной религией, тоже приезжают в Крым. Сразу после возвращения в Крым мы заявили всем исламским структурам: кто может, помогайте построить мечеть. Ведь нам приходилось начинать все с нуля. Может, в какой-то мере, это было ошибкой. Потому что приезжали люди разных течений. И каждый, кто строил свою мечеть, старался вокруг себя собрать своих сторонников.
Сейчас мы этого не позволяем и говорим, что надо действовать только через муфтия. Я согласен с мнением, что часть молодого поколения татар в Крыму могут попасть под влияние каких-то радикальных исламских группировок. Когда началась война в Ираке, маленькие группировки из числа крымскихтатар объявили меджлис врагами ислама и людьми, которых надо уничтожать. Есть такие случаи в Крыму, но, слава богу, авторитет меджлиса, как представительского органа крымско-татарского народа, который избирается самими крымскими татарами, достаточно высокий. Поэтому такой ситуации, которая была в Таджикистане или Чечне, у нас не будет. Было одно время, когдаваххабиты или "Хизбут-Тахрир" собирались вокруг мечети и пытались сменить имама, вроде бы на демократических началах. Тогда меджлис вынужден был сделать заявление, что все мечети в Крымуподконтрольны меджлису. Конечно, было много шума по этому поводу, дескать, почему Меджлис вмешивается в религиозные дела.
ИА REGNUM: Какими будут действия меджлиса, еслипамятник императрице Екатерине в Симферополе установят?
Совсем недавно мэр Симферополя Геннадий Бабенко передал мне через своих эмиссаров: "зачем вы так торопитесь со своей бурной реакцией, я вынужден пойти на уступки этим шовинистам, и потому мы просто поставили камень на месте памятника, а самого памятника не будет". Мое мнение следующее: мы постараемся через Киев использовать все легальные методы, чтобы воспрепятствовать установлению этого памятника. Ведь все эти действия властей направлены на разжигание межнациональной розни. Думаю, они сами поняли, чтоэто авантюра. Конечно мы же будем выступать с акциями протеста.
Хотел бы также добавить, что очень много про российских организаций в Крымуподдерживают установление этого памятника. Это "Русский блок", "Русское общество", коммунисты, и сам Леонид Грач. Последний, например, в последнее время стал верующим православным христианином. Он больше всех отстаивал установление всюду на полуострове так называемых поклонных крестов. Хотя заведомо знал, чтоэто вызовет межнациональный конфликт. Интересно получается - представитель партии, которая когда-то крушила все, связанное с религией, теперь устанавливает кресты. Конечно же, коммунисты будут настаивать на установлении памятника Катерине. Замечу, что примерно 70% русскоязычного населения полуострова по сути своей пророссийское. Они видят будущее Крыма именно в составе Российской Федерации.
Добавлено в [mergetime]1193816770[/mergetime] Крымским татарам мало простой автономии, им нужна национально-территориальная автономия
20 сентября корреспондент ИА REGNUM попросил Рефата Чубарова подтвердить или опровергнуть озвученные им ранее тезисы, в частности о том, чтокрымско-татарский Меджлис намерен продолжить борьбу за самоопределение крымскихтатар в соответствии с первым пунктом Декларации о национальном суверенитете крымско-татарского народа от 1991 года.
Как гласит данный пункт: "Крым является национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом. Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымско-татарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве... Земля и природные ресурсыКрыма, включая его оздоровительно-рекреационный потенциал, являются основой национального богатства крымско-татарского народа... В случае противодействия государственных органов и каких-либо иных сторон достижению целей, провозглашенных Курултаем и настоящей Декларацией, Курултай поручает Меджлису добиваться признания за крымско-татарскимнародом статуса народа, ведущего борьбу за свое национальноеосвобождение, и действовать согласно этому статусу...".
В частности, как заявил Рефат Чубаров, "принятая Декларация о правах коренных народов ООН 12 сентября и ее Положения полностью соответствуют принципиальным документам, которые принимались на Курултае все пятнадцать лет". На просьбу конкретизировать, каким образом данные намерения будут согсогласовываться с государственной целостностью Украины, заместитель председателя Меджлиса заявил: "Это очень даже согласовывается с государственной целостностью Украины и не предполагает федерализацию Украины. Все наши принципиальные позиции по самоопределению крымско-татарского народа строятся только лишь в условиях единой и независимой Украины". "У нас сегодняуже есть автономия. Сейчас речь идет о национально-территориальной автономии. Речь идет о преобразовании и реформировании территориальной автономии, созданной непонятно по каким мотивациям, в национально-территориальную автономию, что будет соответствовать праву коренного народа на самоопределение", - заявил в частности Рефат Чубаров.
Добавлено в [mergetime]1193816886[/mergetime] В Крымукрымские татарыхотятполучитьземлю и построить свои этнические деревни (Украина)
В ряде регионов Крыма, в том числе в Большой Ялте, Бахчисарайском и Судакском районах, общественная организация "Койдешлер" ("Односельчане") в настоящее время создает инициативные группы из числа ранее переселенных крымскихтатардля того, чтобы "добиваться возрождения в Крыму этническихдеревень, в которых проживали крымские татары до депортации 1944 года". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил 18 октября на пресс-конференции в Симферополе лидер "Койдешлера" Ибрагим Военный.
Он подчеркнул, что властям не удастся отделаться выделением 2-3 участков в год. "То, чтопринадлежит по праву, не просят, а требуют", - подтвердил Военный. "Мы получим землю и возродим свои национальные деревни со своей культурой и языком", - резюмировал лидер организации "Койдешлер".
Фигу им а не свое по праву...Я хренею,че у нас за власть ея Понаехали пы всякие бь ,че-то требуют,захватывают. Когда б ь эта е я власть попустит этих е х татар? З и уже эти обделеные....
Президент подписал закон об уголовной ответственности за самозахваты. Нардеп Грач считает, что у правоохранителей появилась правовая почва под ногами Январь 30th, 2007
Симферополь, Январь 30 (Новый Регион - Крым, Анна Ахметова) - Президент Ющенко подписал закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усилении ответственности за самовольное занятие земельногоучастка». Законом предусмотрено увеличение административных взысканий и уголовное наказание сроком до 4-х лет.
Соавтор закона нардеп Леонид Грач назвал факт подписания закона, как «событие большой государственной значимости».
«После более чем десятилетного правового нигилизма в сфере земельных отношений, в государстве появилась, наконец, норма закона, который поставит заслон перед противозаконными земельными операциями», - цитирует Грача его пресс-служба.
По мнению депутата, теперь правоохранительные органы обрели «правовую почву под ногами» для пресечения любых действий, направленных на самозахватыземельных участков, идущих в разрез с государственными интересами.
«И вопрос здесь не в мере уголовной ответственности, а в самом принципе отношения государства к земельному беспределу», - считает Грач.
Он подчеркнул, что по официальной статистике Госкомзема Украины в стране не осталось ни одного региона, не охваченного цепной реакцией самозахватов, переходящей в Крыму в межнациональные обострения.
Ранее ско-татарский меджлис (нелегальный этнический «парламент») высказал недовольство принятым Верховной Радой законом, приравнявшим самозахватземли к уголовному преступлению. Зампред меджлиса нардеп Рефат Чубаров назвал решение парламентариев циничным. По мнению народного депутата, перед тем как устанавливать наказание за самозахваты, парламент Украины должен был бы сначала разработать правовой механизм наделения землей репатриантов, которые вернулись на родину после депортации.
На прошедшем в декабре курултае ские татары пообещали устроить акции гражданского неповиновения, если президент Ющенко подпишет закон об установлении уголовной ответственности за самозахваты. С этой целью активисты меджлиса предложили объявить всеобщую мобилизацию ско-татарского населения полуострова. Свои намерения меджлисовцы аргументируют тем, чтоукраинские акты о разгосударствлении земли лишили скихтатарправаполучить обратно свыше 1 миллиона гектар сельскохозяйственной земли, которая, находилась в их пользовании до депортации. Кроме того, несмотря на ужесточение ответственности, активисты меджлиса уже обещают организовать весной новую волну самозахватов.
В то же время, по данным Рескомзема автономии, только в 2006 году на полуострове ские татарызахватили 5300 участков. Среди участников пикетов только каждый 10 не имеетземли. Всего на полуострове самовольно занято порядка 1100 гектар.
После оформления самозахваченных участков они продаются на вторичном рынке. Только в одной Алуште депортированные ские татарыпродали 66 земельных участков из 200 полученных. Рекордом перепродажи явилась сделка, оформленная через 18 часов после получения госакта на самозахваченную южнобережную землю.
По данным Рескомзема, в настоящий момент нет ни одного безземельного ского татарина. Однако полученные ранее наделы в Джанкойском, Первомайском и Раздольненском районах их не интересуют. Для самозахватчиков из числа скихтатар наибольший интерес представляют пять регионов Крыма, гдеземля затем продается по 15 - 25 тысяч долларов за сотку.
По данным ской милиции, в прошлом году меджлис провел 8 тысяч массовых акций с требованием выделить землю. Большая часть представляет собой массовыесамозахваты, с возведением самовольных строений.
На сегодняшний день 13 владельцев земли, среди которых не только юридические, но и физические лица, уже обратились в судебные органы с исками о нарушении их прав и требованиями освобождения незаконно занятых участков. По четырем из них уже приняты решения, которые вступили в законную силу. Однако ни один участок по требованию суда не освобожден.
НАЦИОНАЛИЗМ КОСОВСКИХ АЛБАНЦЕВ И КРЫМСКИХ ТАТАР: ОПЫТ СРАВНЕНИЯ
Анализ причин этнической войны в Косово и потенциала этно-конфессиональной конфликтности в Крыму позволяет говорить о наличии ряда общих черт в развитии двух регионов.
В Косово, как ранее в Боснии и Герцеговине, четко обозначилось противостояние православного и мусульманского населения. В Крыму, в значительной степени благодаря подавляющему (пока) демографическому превосходству славян, в настоящее время обстановка относительно спокойная. Тем не менее, негативные тенденции, связанные с неуклонным изменением демографической ситуации в пользу мусульманского меньшинства, нарастают.
В обоих регионах этопротивостояниеподпитывалось и продолжает подпитываться из-за рубежа. В частности, как косовские албанцы, так и ские татары получают значительную поддержку от международных исламских центров и некоторых государств - членов Организации исламской конференции (например, Турции).
Как и албанцы в Косово, татары в Крыму в качестве фактора этнической мобилизации активно используют ислам - как средство, разделяющее на «своих чужих», «мусульман-немусульман».
И в Косово, и в Крыму мусульманское население пытается доказать свою автохтонность, и на этой основе - право на обладание землей, особый национально-правовойстатус и связанные с ним привилегии, вплоть до образования собственного государства. Так, в Албании полагают, что Косово является территорией с автохтонным иллиро-албанским населением, которое не только постоянно проживало там в разные исторические периоды, но и составляло большинство жителей. Крымские татары также заявляют о себе как о потомках народов, живших на территории полуострова с античных времен, и вкладывают в понятие «коренной народКрыма» признаки, характеризующие титульную (государствообразующую) нацию.
На взаимоотношенияславян и мусульман в обоих регионах серьезное влияние оказывают взаимные исторические претензии. В особенностиэто касается событий второй мировой войны. По данным американских спецслужб, с апреля 1941 до августа 1942 года албанцы убили около 10 тысяч сербов, а число сербских беженцев за весь период германской оккупации составило около 100 тысяч человек. В Крыму наиболее острые противоречия междуславянами и скими татарами берут начало в сотрудничестве последних с германскими оккупационными властями и последовавшей за этим депортацией.
На сегодняшний день албанцы Косово как никогда близки к получению национальной независимости. При рассмотрении стратегии и тактики наиболее радикальных сил ско-татарского национального движения (КТНД) аналогии с сепаратистским движением албанцев в Косово на протяжении последних десятилетий совершенно очевидны. Руководство КТНД тщательно изучает опыт сепаратистских и национально-освободительных движений во всем мире - на Кавказе, Балканах, в Африке, Южной Азии и других регионах.
Сепаратистская деятельность радикально настроенной части албанцев в Автономном крае Косово началась сразу после войны и не прекращалась ни на один день. Главной целью было объединение с Албанией. Цель не менялась при изменении средств, она не зависела от статуса края в составе СФРЮ, от количества инвестируемых в его развитие денег, от уровня конфликтности межнациональных отношений.
Уже в 1956 году служба безопасности СФРЮ вскрыла в крае несколько диверсионных групп, которые были заброшены из Албании в Косово для создания нелегальных националистических организаций. В конце 50-х - начале 60-х гг. в Косово действовала организация «Революционное движение за объединение албанцев», Устав которой гласил: «Основная и конечная цель движения - освобождение шиптарских краев, аннексированных Югославией, и объединение с матерью Албанией». В настоящий момент сведения о наличии в КТНДподпольных военизированных организаций окончательного подтверждения не получили, но ряд фактов, в том числе оперативная переброска мужчин из одного региона в другой во время событий 1995 года в Судаке, организованная охрана акций протеста и т.п., свидетельствуют о наличии у КТНД скрытых механизмов проведения мобилизационных мероприятий.
Сепаратистское движение албанцев делится на несколько этапов: пропаганда этнического национализма в 50-е годы, демонстрации и провокации в 60-е, вооруженная борьба в 70-е, вооруженное восстание в начале 80-х, война за независимость в конце 90-х. Подпольные организации внутри страны поддерживались албанскими организациями по всему миру. В ско-татарском национальном движении пропаганда национализма идет параллельно с демонстрациями и провокациями (организация массовых беспорядков, самозахваты, блокирование транспортных коммуникаций и т.п).
В Косово конец 60-х гг. был ознаменован массовыми выступлениями и демонстрациями националистически настроенной албанской молодежи. Этим демонстрациям предшествовали так называемые конституционные дискуссии в СФРЮ, на которых албанцы, выдвигали лозунги, которые затем постоянно повторялись: «самоопределение», «Косово - республика». В Крыму по инициативе Меджлиса уже на протяжении ряда лет идет дискуссия относительно предоставления ским татарамнациональнойавтономии на территории Автономной Республики Крым (АРК). И более того: радикально настроенные лидеры КТНД открыто заявляют о своем стремлении к созданию собственного независимого государства. В настоящее время данная дискуссия неподконтрольна украинским властям.
В Косово в 70-е годыобстановка продолжала оставаться напряженной, хотя Конституция 1974 года значительно расширила праваавтономии в федерации, а многие албанцы считают этот период наиболее благоприятным для развития края. Одной из форм борьбы косовских албанцев стало мощное студенческое движение, которое занималось в основном пропагандой, распространением запрещенной литературы, написанием листовок. На сегодняшний день рано говорить о наличии в Крыму самостоятельного ско-татарского студенческого движения антигосударственной направленности, но отдельные, аналогичные косовским, сепаратистские проявления в этой среде уже имеют место. Так, в ских ВУЗах со значительным числом студентов - скихтатар неоднократно отмечались случаи распространения литературы националистического и пантюркистского содержания. На партах и стенах периодически появляются надписи антиславянского содержания. Крымско-татарские студенты являются активными участниками всех крупных манифестаций и митингов протеста, организуемых Меджлисом. В этих случаях они в большинстве своем прекращают занятия и организованным порядком прибывают к месту акции протеста.
Поиск причин обострения ситуации в студенческой среде Крыма привел к аналогии с албанской школьной системой, которая много способствовала албанизации Косова и росту националистических настроений. В свое время в Косово приезжали сотни учителей и профессоров из Тираны, а косовские преподаватели проходили стажировку в Албании. Занятия велись по албанским учебникам, государственные программы игнорировались. Служба государственной безопасности СФРЮ неоднократно обращала внимание властей на то, что в средних школах, гимназиях, средних специальных заведениях молодежи легально преподают албанский этно-национализм. В Крыму происходят сейчас аналогичные процессы.
Под контролем мусульманских братств Накшбандийя и Нурджулар находятся практически все ские школы-медресе. Из числа ско-татарских учащихся подбираются самые способные ученики, которые затем направляются для дальнейшего обучения в Турцию. Идет процесс создания целой сети школ-медресе и светских учебных заведений, деятельность которых финансируется и контролируется из Турции. При этом преподавательский состав в них состоит преимущественно из турецких граждан, воспитывающих учащихся в духе пантюркизма.
Важной составляющей данного процесса является ежегодная отправка ско-татарской молодежи на учебу и стажировку в турецкие учебные заведения. Помимо получения образования учащиеся подвергаются мощной идеологической обработке. Целенаправленно формируется слой националистически мыслящей ско-татарской интеллигенции, который в будущем должен занять места во всех сферах общественной жизни Крыма.
На молодежный аспект албанского сепаратизма еще в 1974 году обращал внимание будущий посол США в Югославии Л.Иглбергер. На одной из неформальных встреч с югославскими политиками и журналистами он отмечал: «Посмотрите, что вы как государство делаете в Приштине и в Косово вообще. Вы открыли для албанцев один из самых больших университетов в Югославии, дали им Академию Наук, готовите каких-то политологов, социологов, философов, чем сами себе создаете великую армию будущих недовольных, которые завтра выйдут на улицы и потребуют свое государство и свою республику!»
Точно так же в Крыму из года в год увеличивается число студентов из числа скихтатар. Можно также говорить о наличии ско-татарского ВУЗа, доступ в который лицам славянской национальности формально открыт, но фактически чрезвычайно затруднен. Речь идет о Крымском государственном индустриально-педагогическом институте, гдеготовят национальную ско-татарскую техническую интеллигенцию и где регулярно проходят конференции, презентации, встречи, носящие националистический характер.
Согласно последним данным министерства образования АРК, число школьников - скихтатар (будущих студентов) уже сегоднясоставляет 14% всех учащихся. По оценкам специалистов, через 5 лет оно достигнет 18-20%.
В Сербии большинство обществоведов видели причины албанских выступлений в сепаратизме, в национализме, а позже исламском экстремизме албанцев. Эти же причины ско-татарских выступлений называются не ангажированными Меджлисом международными организациями, украинскими и российскими учеными и журналистами, пишущими о сепаратистской направленности КТНД.
Одной из форм сепаратистской деятельности албанцев явилось создание ими этнически закрытого социума, демонстративно противопоставившего себя центральной власти. На территории Косовского края функционировали собственные учреждения образования, здравоохранения, действовали органы внутреннего самоуправления. Так же и в Крымусуществует в настоящее время хорошо организованная структура, параллельная государственным органам власти. Она представляет собой жесткую властную вертикаль, спускающуюся от центрального Меджлиса к меджлисам местным и региональным, официально считающимся органами местного самоуправления. Кроме того, действует разветвленная и хорошо организованная сеть ско-татарских обществ и организаций (офицеров, художников, юристов, работников образования и т.д.), построенных по национальному признаку. По оценке экспертов, она является прообразом новых органов исполнительной и законодательной власти. Эти органы, хотя значительная их часть находится пока в стадии становления, стремятся контролировать все сферы социально-политической жизни скихтатар, по возможности изолировать мусульманское население и сохранить над ним полный контроль под предлогом предотвращения ассимиляции «коренного народа». Такие структуры находят финансовую поддержку в программах ряда зарубежных фондов и неправительственных организаций.
Немаловажной является информационная блокада, которой подвержена ситуация в Крыму. В свое время информация о событиях в Косово в полном объеме долго была недоступна югославской и международной общественности. Согласно социологическим данным, 23% словенцев, 20% жителей Боснии и Герцеговины, 17% хорватов и македонцев вообще не знали, с какими проблемами сталкиваются народы, населяющие Косово.
В Югославии на развитие Автономного края Косово в течение всего послевоенного периода выделялись значительные средства. В период 1965-1985 гг. темпы экономического роста в крае были самыми высокими в стране. Но в пересчете на душу населения экономические показатели Косово значительно уступали другим регионам. Одним из факторов, влиявших на такие различия в показателях, был опережающий (первое место в Европе) естественный прирост косовско-албанского населения. Все, что общество вкладывало в развитие Косово, поглощалось демографическим приростом. Албанцы выражали недовольство, полагая, что они недополучают средства, предназначенные для развития края, и потому отстают в общественно-экономическом развитии.
Меджлис также постоянно выдвигает к центральным и ским властям претензии экономического характера, взваливая на них всю вину за бедственное положение ско-татарского населения Лидеры Меджлиса хорошо сознают, что лавинообразное переселение четверти миллиона человек явилось бы серьезным бременем и для более экономически благополучного государства, чем Украина, тем не менее, они инициировали и продолжают инициировать возвращение в Крым из мест депортации, не заботясь о том, существует ли дляэтого необходимая экономическая база. Зная, что нищие массы легче подтолкнуть к экстремистским действиям и акциям неповиновения, ско-татарские лидеры продолжают исходить из принципа «чем хуже, тем лучше».
В марте 1981 года в Косово вспыхнуло восстание. Митинги приобрели тогда явно антигосударственный характер, зазвучали требования об объединении с Албанией, с флагштоков сбрасывались югославские флаги, албанцы силой занимали дома сербов. Следствием этого явился массовый отъезд сербских семей из Косово. Постоянный процесс выселения из автономного края жителей сербской и черногорской национальностей стал важнейшим индикатором кризиса.
Соответственно одним из показателей неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Крыму, является постоянный отток славян за пределы полуострова. Бывший депутат ВС АРК Э. Меметов еще в 1993 году заявил: «Мы планируем наши действия в расчете на многие десятилетия, даже столетия. Первейшая задача - запугать оккупантов (русских и украинцев), создать такую обстановку в Крыму, чтобы они сами бежали отсюда, как из Таджикистана. Климат психологической нестабильности, понятно?»
Главным фактором, способствовавшим достижению албанцами своей цели и на который в настоящее время делают ставку ско-татарские националисты, является этно-демографическое доминирование. Численного преобладания албанцы в Косово добивались несколько десятков лет и все-таки добились (не только по причине более высокой, чем у сербов, рождаемости, но и вследствие попустительства югославских властей, практически не препятствовавших миграционным потокам из Албании в Косово). Этнонационалисты Меджлиса главным условием создания на территорииКрымского полуострова «своего» государства считают максимальную татаризацию и мусульманизацию Крыма. Для достиженияэтой цели предусматриваются:
- окончательное переселение скихтатар из мест депортации;
- привлечение в Крымразныхтатар (не только ских) от Байкала до Казани;
- переселение в Крымпод видомскихтатар любых иных тюрок (азербайджанцев, узбеков и других);
- возможная репатриация турецких, болгарских, румынскихтатар; иммиграция мусульман иных национальностей (чеченцев, дагестанцев и др.);
- максимальное увеличение рождаемости в среде самих скихтатар.
Параллельно увеличению численности тюркско-мусульманского элемента в Крыму развивается устойчивая тенденция к сокращению численностиславянского населения - за счет отрицательного естественного прироста и миграции преимущественно в Россию.
Рассматривая возвращение из депортации и обустройство в Крымускихтатар, нельзя не обратить внимание на их стремление к компактному проживанию. Известно, к чему привело это в Косово. Край фактически представлял собой албано-сербскую чересполосицу, когда два крупнейших этноса жили рядом, но не смешивались. Албанские села соседствовали с сербскими, города имели мусульманские и христианские районы. В результате югославские силы госбезопасности были не в состоянии в полной мере контролировать процессы, проходящие в албанской среде.
По мнению экспертов, ские татары, сознавая бесперспективность получениянациональнойавтономии на всей территорииКрыма, в качестве промежуточного шага попытаются создать отдельные районы с преобладающим татаро-мусульманским населением (скорее всего - Бахчисарайский и Белогорский районы). При обострении обстановки эти части Крыма легко можно будет вывести из правового поля Украины с последующим введением в них международных сил, какэто было в Косово.
Наряду со сходством развития событий в Косово и Крыму есть одно существенное различие. Косовские албанцы стремятся не к образованию собственного государства, а к объединению с исторической родиной - Албанией. Сепаратистски настроенные круги КТНД, заявляющие о своем стремлении к построению национального ско-татарского государства, не имеют такой исторической родины, но в силу антиславянской и происламской геополитической ориентацией скихтатар Турция стала для них сегодня той опорой, какой Албания служит для косовских албанцев.
В среде крымскихтатар усиливаются позиции ваххабитов, выступающих за силовое отделение от Киева
Крымские татары в борьбе за независимость полуострова все сильнее попадают под влияние экстремистских идей религиозного толка, утверждает лидер общественного объединения «Прорыв» Алексей Добычин.
Как сообщает «Интерфакс», крымские татары в борьбе за независимость полуострова все сильнее попадают под влияние экстремистских идей религиозного толка, утверждает лидер общественного объединения «Прорыв» Алексей Добычин.
«Организации крымскихтатар действуют в двух направлениях: с одной стороны меджлис, который культивирует националистические настроения. Религии он не касается. С другой стороны исламская партия освобождения «Хизб ут-Тахрир», которая запрещена в России и ряде других стран», заявил А.Добычин, слова которого приводит во вторник газета "Известия".
Ни для кого в автономии уже не секрет, пишет издание, что «наряду с безобидной на первый взгляд пропагандой единства крымскихтатар» в их среде создаются силовые отряды из числа приверженцев радикальных исламских движений, активисты которых открыто выступают за независимость Крыма от Киева и призывают к «джихаду».
По словам А.Добычина, защищающего в Крыму интересы русскоязычного населения, представители «Хизб ут-Тахрир» появились на полуострове в 2003 году и с тех пор вербуют себе сторонников.
«Делают это прямо в мечетях. «Хизб ут-Тахрир» нигде не афишируется, но уже работает в каждомрайоне. Этого никто не скрывает: муфтий Крыма открыто заявляет, что на полуостровесуществует около 30 ваххабитских групп. С оружием, стрельбищами Они проводят учения по ведению боевыхдействий в городских условиях, причемготовят их турецкие, иорданские, марокканские и чеченские инструкторы», утверждает А.Добычин.
По его мнению, ситуация необратима, и косовскийсценарий может начать реализовываться в Крыму уже через два-тригода. При этом силовой вариант наиболее вероятен, поскольку добиться политического решения об отделении полуострова не удастся, считает А.Добычин.
«Делают это прямо в мечетях. «Хизб ут-Тахрир» нигде не афишируется, но уже работает в каждомрайоне. Этого никто не скрывает: муфтий Крыма открыто заявляет,что на полуостровесуществует около 30 ваххабитских групп. С оружием, стрельбищами Они проводят учения по ведению боевыхдействий в городских условиях, причемготовят их турецкие, иорданские, марокканские и чеченские инструкторы», утверждает А.Добычин.
То, что там от себя "утверждает" Добычин - проблемы его воспаленного воображения. Читали мы уже его "откровения" про "караваны с оружием и наркотиками", которые идут через Ай-Петри...". А вот то, что он приписывает уважаемому человеку, религиозному лидеру то, что он не говорил - это не есть хорошо. То, что я выделил жирным - муфтий Крыма никогда не говорил. И поэтому Добычин - лжец и провокатор.
А вот то, что он приписывает уважаемому человеку, религиозному лидеру то, что он не говорил - это не есть хорошо. То, что я выделил жирным - муфтий Крыма никогда не говорил.
Не защищаю идеологическую позицию Добычина, но, насколько следует из текста, фраза, касаемая муфтия Крыма звучит так: "Этого никто не скрывает: муфтий Крыма открыто заявляет, что на полуостровесуществует около 30 ваххабитских групп". ТОЧКА. Далее следует утверждение самого Добычина.
sstar Может быть. Но на мой взгляд, текст очень занятно составлен. Большинство прочитавших его поймут, что именно муфтий Крыма говорит о группах вахаббитов, которые с оружием и стрельбищами. И проводят учения. И инструкторы у них чеченские и арабские. А если уж сам муфтий Крыма такое говорит - тогда действительно правда.
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ МОГУТ СЧИТАТЬСЯ КОРЕННЫМ НАРОДОМ
Прелюбопытную брошюрку раздобыл ваш покорный слуга. Называется: «Интеграциякрымских татар в украинскоеобщество:проблемы и перспективы» (аналитические оценки Национального института стратегических исследований).
Авторский коллектив возглавляет директор института, доктор наук, советник Президента Украины Гальчинский.
Все, о чем так долго писала наша газета, все, за что ее регулярно обвиняли в нетерпимости и разжигании межнациональной розни, наконец-то признали и в Киеве.
Такие же брошюрки наверняка уже лежат на столе у Мустафы Джемилева. Лидер меджлиса, вероятно, обескуражен выводами ученых мужей. Не исключено, Джемилев был бы рад, если бы выводы киевских ученых не дошли до широкой общественности, ибо оценки, данные исследователями, подчас диаметрально противоположны национальнойполитике, которую все последние годы проводят Киев и Симферополь.
Нам же кажется, что «аналитические оценки» стоят того, чтобы подробно остановиться на их содержании. Уж очень долго мы ждали здравых оценок Киевом того, что происходит у нас в Крыму на этнической почве.
Представьте себе. Одно из главных требований меджлиса признано необоснованным.
«Крымские татары являются относительно молодым этносом, пишут ученые. Истоки крымских татар уходят в Средневековье, когда на крымских землях появились татарские племена в составе войск Чингис-хана».
Если вы помните, историографы меджлиса упорно отрицают связь крымских татар с монголо-татарами и утверждают, что их этнос-де образовался в Крыму из потомков народов, искони живших на полуострове.
Ученые, к несчастью для меджлиса, придерживаются противоположной точки зрения.
«После победы над русскими войсками на реке Калка в 1223 годузавоеватели (здесь и далее выделено нами авт.) двинулись на зимовку в теплый Крым, под Судак... В Крыму завоеватели столкнулись с древними автохтонами края русами, готами, аланами, хазарами, греками и другими этносами, от которых получили мощное цивилизационное и генетическое влияние. Поэтому их самобытность естественно определилась принятием понтийской культуры».
Даже евреи, замечают ученые, «являются намного более древними жителями края, чемкрымские татары, первые еврейские поселения относятся к первым столетиям новой эры».
Для исследователей крымские татарыэто всего лишь «этнос, который владеет такими же правами, как и все остальные национальные меньшинстванаселенияКрыма и Украины».
Идеи о коренном народе, праве на политическое самоопределение, национальной территории, национально-культурной автономии и т.д. ученые Национального института считают неприемлемыми.
«Крымские татары не подпадают под понятие «коренной народ» ни в каком случае, утверждают они. ...Крымские татары являются пришлым этносом на украинскихземлях... Крымские татары не были колонизированы украинцами, а наоборот их предки в составе монголо-татарского войска пришли на земли древней Украины-Руси и осели на ее территории».
ТРЕБОВАНИЯ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ЭТО ПОЛИТИКАНСКИЕ ЛОЗУНГИ
Программная цель меджлиса создание в Крымунациональнойкрымскотатарскойавтономии. Соответствующие лозунги всенепременно украшают каждый митинг крымских татар.
Увы, и здесь выводы аналитиков оказались неутешительными для Джемилева со товарищи.
«Необходимо учитывать, что крымскотатарское сообщество за последние столетия претерпело существенную социальную трансформацию: иерархическое монархически-клановое общество эволюционировало в направлении составляющей гражданского общества европейского образца, пишут украинские ученые. Поэтому призывы некоторой части лидеров крымскотатарского движения к созданию на территории Крымакрымскотатарскойнациональнойавтономии можно воспринимать скорее какполитиканские лозунги, чемкак реальные требования».
Более того, «решение проблемы интеграции крымских татар в украинское общество существенно осложняется противоречивой позицией некоторых радикальных организаций крымских татар: с одной стороны, эти организации требуют гарантирования со стороны Украины крымским татарам всех гражданских прав в соответствии с современным законодательным полем государства, с другой в своих политических требованиях, явно или неявно, апеллируют к реалиям прежних времен, прежде всего феномену Крымского ханства каккрымскотатарской государственности. Подобная позиция в политико-правовом измерении затрудняет полноценную интеграцию крымских татар в украинское общество».
При этом под эвфемизмами «некоторые радикальныеорганизациикрымских татар» и «некоторая часть лидеров крымскотатарского движения» легко угадываются все тот же пресловутый меджлис и его вожди.
«Нужно учитывать, что сегодняшнее звучание крымскотатарский вопрос в значительной степени приобрел именно в результате выхода на политическую арену некоторых лидеров крымских татар,радикализм которых является прежде всего формой заявки на публичное признание», убеждены исследователи.
«Ошибки и просчеты крымской администрации и радикальные течения в крымскотатарском национальном движении» ученые считают негативными факторами в обустройстве репатриантов.
СРЕДИ ДЕПУТАТОВ И ЧИНОВНИКОВ ДОСТАТОЧНО КРЫМСКИХ ТАТАР
Следующая излюбленная тема меджлиса плач о том, что татар-де не берут на государственную службу и они слабо представлены в органах власти.
Ученые дают понять, что и тут меджлисоцы искажают ситуацию. Вот какие выкладки приводят аналитики в своей работе.
Крымские татары представлены во всех ветвях и на всех вертикалях государственной власти: от Верховной Рады до сельских советов. На очередных выборах в 2002 году 40 крымских татар стали депутатами районных советов, 19 городских, 489 поселковых, 6 человек были избраны в районные советы Симферополя. Больше чем вдвое увеличилось количество крымских татар на должностях председателей местных советов 13 против 6 в 1998 году.
При этом в некоторых районах, указывают исследователи, представительство татар значительно превысило их долю в населении Крыма. По официальным данным, доля крымских татарсрединаселения полуострова составляет 12,8 процента. В это же время в Кировском районекрымские татары-депутаты всех уровней составляют 25,5 процента, в Первомайском районе 20,4 процента, в Бахчисарайском районе 19,0.
В Верховном Совете Крымататары занимают должности заместителя председателя ВС Крыма, заместителя председателя комиссии по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан, секретаря комиссии по аграрным и земельным вопросам, экологии и природопользования.
Внушительно представлены крымские татары и в исполнительной власти.
Только в Совете министров Крыма представители крымских татар занимают должности заместителя председателя правительства, министра промышленности, министра транспорта и связи, руководителя Рескомитета по делам национальностей и депортированных граждан и заместителя министра культуры АРК. Всего же в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления республики работают 203 госслужащихкрымскотатарскойнациональности. Кроме уже названных, среди них: заместитель постоянного представителя Президента Украины в Крыму, заместители министра (четверо человек), заместители председателя Рескомитета (шестеро человек), председатель райгосадминистрации, заместитель прокурора АРК, работники райгосадминистраций (95 человек, причем все райгосадминистрации имеют заместителей председателей из числа крымских татар).
Так кто же кого не пускает во власть, позвольте спросить?
Понятно, что меджлису, конечно, хотелось бы, чтобы его ставленники узурпировали все руководящие посты в республике вот только в таком случае в Крыму следует ждать беды.
«Мировой опыт формирования органов государственной власти свидетельствует, что что этнократизация власти и общественной жизни не может рассматриваться как благоприятная предпосылка для обеспечения стабильного общественного развития, пишут ученые. Удовлетворение справедливых и мотивированных нужд крымских татар в том, что касается социального и духовного развития, не имеет ничего общего с этнократизацией власти, которая не принесла спокойствия и благосостояния ни в одну страну. Перестройка институтов управления по этническому принципу (как о том мечтает меджлис авт.) может дезорганизовать деятельность властных и управленческих структур».
Национальная политика Украины, прямо пишут аналитики, должна проводиться не на основе этнических предпочтений.
БЕЗРАБОТНЫХ СРЕДИ КРЫМСКИХ ТАТАР НЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СРЕДИ ОСТАЛЬНЫХ КРЫМЧАН
Меджлисовцы любят рассказывать о том, что у татар в Крыму нет ни работы, ни земли.
Так ли это на самом деле?
Сначала о работе. Как утверждают ученые, «уровень занятости крымскотатарского населения приближается к среднекрымскому показателю. Эта категория граждан Крыма склоняется к предпринимательству и продемонстрировала высокую приспособленность к рыночной экономической системе. В условиях нестабильной финансовой системы Украины первой половины девяностых годов крымские татары быстро освоили и практически монополизировали выращивание рассады, цветов и овощей. Сегодня переселенцы практически полностью владеют производством и продажей стройматериалов: черепицы, песка, цемента и т.д. Основным источником существования неработающей части населения является прибыль от закупки и реализации сельскохозяйственной продукции и так называемого челночного бизнеса.
Что же до земли, то «радикальные лидеры крымскотатарского движения используют трудности в осуществлении земельной реформы в Крымукак один из наиболее действенных способов политической активизации крымских татар и давления на центральные властные структуры». А «самовольные захваты земельных участков... во многих случаях привели к тому, что поселки компактного проживания крымских татар были построены в малоприспособленных для этого местах (санитарных зонах, зонах подтопления и т.д.), что требует дополнительных средств и усилий для их соответствующего обустройства.
В КРЫМУ ДЕЙСТВУЕТ УЖЕ БОЛЬШЕ ТРИДЦАТИ ВАХХАБИТСКИХ ОБЩИН
Особую озабоченность вызывает у киевских аналитиков развитие ислама в Крыму и рост ваххабитских настроений средитатар.
«Высокие темпы развития исламской конфессиональной инфраструктуры в Крыму, пишут они, связаны не столько с высоким уровнем религиозности крымских татар, сколько с активностью исламских государств и международных организаций, которые их контролируют. На это указывает, например, тот факт, что сооружение мечетей и других культовых объектов часто финансируется не за счет добровольных пожертвований украинских граждан и организаций, а средствами правительственных и неправительственных исламских организаций Турции, Саудовской Аравии, Кувейта и других исламских государств и международных организаций».
«Тревожной чертой процесса возрождения ислама в Крыму является увеличение числа исламских общин ваххабитского направления, продолжают ученые. Наиболее склонны к принятию ваххабизма социально незащищенные слои крымскотатарской молодежи, часть которых конфликтует с действующими законами. Последователи ваххабизма, которых материально стимулируют некоторые организации, распространяют литературу, особенно в учебных заведениях и трудовых коллективах, привлекая в свои ряды все больше сторонников. Так, если в 2001 году насчитывалось шестнадцать ваххабитских общин, то сейчас их уже больше тридцати».
Такой документ, как «Аналитические оценки Национального института стратегических исследований», несомненно, не мог появиться просто так. Одно дело, если бы все выше процитированное написали ученые какого-нибудь университета или независимые исследователи. Другое оценки Национального института, директор которого является советником президента.
Исследователи прямо пишут, что у Украины пока нет взвешенной национальнойполитики: «К сожалению, нужно признать, что государственная региональная политика в Крыму сегодня не имеет четко выраженной концептуальной основы».
Некоторые эксперты, с которыми мы беседовали, готовя этот материал, склоняются к тому, что появление «оценок» означает начало новой этнической политики в Крыму. Мы тоже надеемся на то, что позиция власти по отношению к меджлису изменится. На смену заигрыванию и бесконечным уступкам должны прийти нормальные цивилизованные стандарты.
«Создание четкого и эффективного механизма реализации государственной политики в крымскотатарском вопросе приобрело не только безотлагательный характер, но и позволяет перейти от ситуативного к системному подходу властных структур в обеспечении этнополитической стабильности на полуострове, пишут ученые. Ключевым моментом такого механизма должна стать система солидарной ответственности каждой из сторон, от которых зависит адаптация и интеграция крымскотатарских репатриантов в украинское общество. Это касается как властных структур в центре и в Крыму, так и руководства крымскотатарского движения».
sstar Это официальная позиция Киева? А как же все заявления (в том числе и на этом форуме!) о том, что Киев во всем поддерживает крымских татар? Такие заявления звучали в том числе и от Вас, sstar
GFD Я понимаю, что под словом "Киев" Вы подразумеваете власть? Так вот данная статья подтверждение того, что Киев - это еще порядочные и добросовестные люди и исследователи. И я рад, что ЭТОТ Киев не поддерживает крымских татар. Для меня ЭТОТ Киев более близок и уважаем, чем Киев Ющенко и Тимошенко.
PS. Кстати, это не официальная позиция Киева, а позиция некоторых ученых, что видно из заглавия статьи. Мне кажется, что даже угар крымскотатарского патриотизма не должен лишать Вас способности адекватно понимать русский язык.
Кстати, это не официальная позиция Киева, а позиция некоторых ученых...
В Украине много разных ученых. И от того, что НЕКОТОРЫЕ ученые пишут "брошюры", с которыми я не согласен - мне как то не жарко и не холодно. Пусть себе пишут. У нас свободная страна (в отличие от...).
Цитата
Так вот данная статья подтверждение того, что Киев - это еще порядочные и добросовестные люди и исследователи. И я рад, что ЭТОТ Киев не поддерживает крымских татар.
А я рад за Вас. Вы наконец-то вывели критерии добросовестности и порядочности. Если кто-то в не поддерживает крымских татар, он добросовестный и порядочный человек. А если поддерживает - даже страшно представить, кто он тогда! Поздравляю!
И от того, что НЕКОТОРЫЕ ученые пишут "брошюры", с которыми я не согласен - мне как то не жарко и не холодно.
Тогда почему отреагировали на эту? Лукавите, GFD, ой как очевидно лукавите!
Цитата
У нас свободная страна (в отличие от...).
Когда Вы оправдываете преступные самозахваты, то оправдываете эти действия произволом властей. Когда не согласны с мнением официального советника президента Украины, то утверждаете, что это свободная страна. За 10 лет жизни на Украине Вы так и не разобрались в какой стране живете?
Цитата
Если кто-то в не поддерживает крымских татар, он добросовестный и порядочный человек. А если поддерживает - даже страшно представить, кто он тогда!
Примерно правильно сформулировано, но позволю откорректировать Ваше высказывание: "Если кто-то не поддерживает крымских татар в их бредовых требованиях и претензиях, он добросовестный и порядочный человек. А если поддерживает - даже страшно представить, кто он тогда!"
За 10 лет жизни на Украине Вы так и не разобрались в какой стране живете?
За 15 лет жизни в Украине я вполне разобрался, в какой стране живу. И эта страна (при всех недостатках, какие действительно присутствуют) - моя страна, и я - гражданин этой страны. В этой стране не расстреливают танками и бронетранспортерами парламент (я был осенью 1993 года в Москве и видел, какэто происходило у вас!), не взрывают дома, не захватывают концертные залы, школы и больницы. 18-летних пацанов против их воли не отправляют воевать в Чечню на верную смерть, и тысячам матерей не приходят похоронки. И еще очень много отличий между нашими странами. И практически все они (на мой взгляд!) - в пользу Украины.