Джемилев остался главой меджлиса, рассказал о «русском фашизме» и призвал татар отказаться от критики Украины 09.12.07
Симферополь, Декабрь 09 (Новый Регион, Виктор Орлов) Мустафа Джемилев, депутат от проющенковского блока «Наша Украина Народная самооборона», остается на посту руководителя крымскотатарского меджлиса как минимум до лета. Соответствующее решение принял курултай (съезд меджлиса), который проходил на выходных в Симферополе.
Татарские СМИ: Джемилев остается главой меджлиса для контроля над финансовыми потоками
Участники съезда не поддержали самоотвод Джемилева, который настаивал на своей отставке, объясняя, что не может совмещать руководство меджлисом и работу в парламенте. Кроме того, по некоторым данным, другой причиной отставки Джемилева могло стать ухудшение здоровья.
Против отставки Джемилева выступил и муфтий Крыма Хаджи Эмирали Аблаев.
Мустафа Джемилев будет возглавлять меджлис до августа 2008 года, когда планируется проведение следующей сессии курултая. Напомним, что ранее он предлагал назначить руководителем меджлиса вместо себя нынешнего заместителя Рефата Чубарова.
Оппозиционный меджлису крымскотатарский еженедельник «Полуостров» пишет, что Чубаров и другие кандидаты на пост главы меджлиса не решились всерьез претендовать на эту должность из-за многочисленных проблем в меджлисе, которые бы пришлось решать новому руководителю.
«Притчей во языцех стала архаичная система выборов делегатов курултая, больше похожая на отбор людей по принципу личной преданности и торговлю депутатскими мандатами, должностями в госструктурах», пишет издание.
Кроме того, по данным «Полуострова», «все финансовые потоки» меджлиса «замкнуты» на Джемилева, «уж их-то он точно никому не раскроет и не передаст».
Также новому главе меджлиса пришлось бы столкнуться с усиливающей свои позиции группой радикалов-ваххабитов, один из представителей которой «король самозахватов» Даниил Аметов.
«Отряды самообороны для защиты самозахватов уже созданы. От камуфляжа до соответствующей духовной подготовки. Аметов активный сторонник салафии. Это направление в суннизме на наших просторах более известно по имени наиболее выдающегося проповедника Ибн Абд-уль Ваххаба. Так что российским журналистам теперь не надо лазить по крымским горам в поисках татарских ваххабитов они на самозахватах», пишет украинский еженедельник «Зеркало Недели».
Джемилев заявляет о росте влияния ваххабитов
Сам Джемилев в своем выступлении на курултае признал рост влияния радикального крыла, а после призвал бороться с ваххабитами, которых он назвал «сектантами».
«Серьезную опасность для единства нашего народа, если не предпринимать соответствующих мер, могут представлять различные религиозные сектанты из числа наших соотечественников. Уже сейчас эти сектанты начали создавать довольно значительные проблемы», заявил глава меджлиса.
«Они ведут массированную пропаганду против меджлиса крымскотатарского народа и местных меджлисов, называя их, как правило «неверными» и прочими эпитетами, запугивают людей тем, что если они будут руководствоваться в своих действиях решениями меджлиса, то не получат земельные участки», утверждает он.
Кроме того, радикальная группа пытается «создать параллельный Муфтият» Крыма, «призывает бороться за создание некоего мифического исламского халифата, где единым языком общения должен быть арабский», «не признает национальный флаг и гимн», призывает не участвовать в украинских выборах, тем самым, по мнению Джемилева, вредя крымским татарам.
Меджлис: у Украины и крымских татар общие враги
Комментируя столкновения на Ай-Петри и на улице Балаклавской в Симферополе, Джемилев в очередной раз заявил, что выступает против создания крымскотатарских отрядов самообороны, однако пообещал «массовые акции по всей территории Крыма, а также усиление деятельности по привлечению широкой международной общественности».
«Последние события в Крыму свидетельствуют о том, что существующая сегодня на полуострове довольно хрупкая стабильность находится под серьезной угрозой. И если со стороны органов власти, в первую очередь со стороны Киева, не будут предприняты необходимые меры против разгула дикого русского шовинизма в Крыму, то мы стоим перед реальной угрозой кровопролитных столкновений», заявил Джемилев.
«Мы имеем дело с откровенным русским фашизмом, которым пронизаны снизу доверху все структуры власти автономии Поэтому прогнозировать мир и стабильность в Крыму очень трудно, и крымские татары должны быть готовы к любому развитию событий», еще раз подчеркнул он.
В то же время, Джемилев призвал крымских татар не относиться враждебно к государству Украина, поскольку, по его мнению, есть «фашисты», «шовинисты» и «ублюдки», а есть и «немало депутатов в Верховной Раде», которые являются союзниками меджлиса.
«Я хотел бы предостеречь от некоторых антиукраинских настроений, которые появляются у части наших соотечественников при виде тех беззаконий, которые творятся против крымских татар при молчаливом согласии, а порой и содействии высоких чинов из Киева, при виде того, что парламентом страны не принимаются необходимые законы о восстановлении наших суверенных национальных прав. Напомню, что государство это не какое-то отдельное лицо, которого можно характеризовать положительно или отрицательно. В стране есть разные политические силы, которые преследуют собственные политические цели. В той же самой Верховной Раде Украины есть немало депутатов, которые искренне стремятся помочь нашему народу, выступают авторами или соавторами законодательных актов, направленных на восстановление прав нашего народа, на скорейшее решение его культурных и социальных проблем. Но есть и ублюдки, которые даже пытаются оправдывать геноцид и депортацию нашего народа, бесстыдно и нагло делают публичные заявления о том, что мы даже должны поставить памятник Сталину за то, что он только выселил нас, а не уничтожил полностью. Но эти ублюдки одновременно являются и врагами независимого украинского государства», подчеркнул Джемилев.
Симферополь, Декабрь 18 (Новый Регион Крым, Максим Заболотный) Председатель Верховного Совета Крыма Анатолий Гриценко считает, что для решения проблемы захватов земель крымскими татарами достаточно выделить 600 гектар земли. Об этом он заявил сегодня корреспонденту «Новому Региону».
По словам Гриценко, крымские власти, практически, выполнили задачу по обеспечению землей нуждающихся в ней крымских татар.
«Проблема выделения земли осталась в пределах 500-600 гектар», считает Гриценко.
Он напомнил, что с момента возвращения крымских татар в Крым им выделено порядка 40 тысяч гектаров земли, на которых сформировано 300 поселков компактного проживания этого этноса, где свои дома построили около 200 тысяч репатриантов.
Гриценко добавил, что Верховный Совет автономии примет ряд решений для удовлетворения земельных потребностей крымских татар.
«Завтра на сессии мы будем рассматривать ряд проектов постановлений Верховного Совета об установлении границ населенных пунктов Симферопольского и Бахчисарайского районов, которые предусматривают расширение территорий для местных советов для дальнейшей разработки планов детальной планировки и застройки с перспективой выделения участков в натуре для жителей территориальных громад», сообщил Гриценко.
Напомним, только в Симферопольском районе до начала кампании самозахватов под жилищное строительство было выделено 42110 участков земли, в том числе 11943 (23 процента) для репатриантов. Крымские татары составляют около 13% населения полуострова.
Симферополь, Декабрь 18 (Новый Регион Крым, Максим Заболотный) Председатель Верховного Совета Крыма Анатолий Гриценко считает, что для решения проблемы захватов земель крымскими татарами достаточно выделить 600 гектар земли. Об этом он заявил сегодня корреспонденту «Новому Региону».
А как же тот "факт" что татары обеспечены на 120%? Или всё-таки не обеспечены?
Ladoga Да это я к тому, что пора власти перестать маяться политической дурью, заявить, что крымские татары обеспечены на 120% и не получат больше ни гектара. А после этого вышибить их со всех самозахватов.
Никто ж не утверждал, что КАЖДЫЙ крымский татарин обеспечен землей на 120%. Статистика. Так что расхождения в цифрах, скорее всего нет. Просто один захватил два участка, пока другой на форуме отстаивает его права
Стоимость участков на Луне подорожала на 40% Цена лунных участков в текущем году поднялась на 40% и составила чуть более $9 за гектар, сообщило во вторник «Радио Маяк» со ссылкой на Reuters. За прошедшее десятилетие стоимость «нарезки» лунной поверхности постоянно менялась. Своего максимума $15 за гектар она достигла в 2005 году.
Доставка любых автозапчастей с крупнооптовых оптовых складов России в Симферополь - http://skifavto.com Если нет нужной вам запчасти у нас на сайте - это не значит что мы ее не сможем привезти, пишите нужный артикул в ЛС или звоните 7 (978) 732 09 70
Меджлис уже получил поддержку Луценко, но Джемилев обещает не выселять русских из Крыма 19.12.07 16:40
Киев, Декабрь 19 (Новый Регион, Андрей Лубенский) У крымских татар нет и не может быть предубежденного отношения к русским, поскольку «крымско-татарское движение всегда было самым демократичным, в нем принимали участие люди разных национальностей, в том числе и русские». Об этом заявил сегодня в Киеве глава крымско-татарского меджлиса Мустафа Джемилев
Однако, по его словам, отношения с русскими внутри Крыма «другое дело». Лидер меджлиса отметил, что после депортации татар и заселения Крыма выходцами из внутренних областей России, последние несколько десятилетий были «подвержены воздействию советской пропаганды», которая, по его мнению, ложно объясняла причины депортации.
По словам Джемилева, меджлис, тем не менее, никогда не ставил вопрос о выселении русских с территории Крыма. Целями крымско-татарского движения, по его словам, является «возвращение на историческую родину и возвращение отнятого», а также восстановление довоенного положения вещей, когдаКрымбыл национальной автономией.
«Было два государственных языка, крымско-татарский и русский. Автономия была потому, что был коренной народ, а ликвидировали автономию после депортации крымских татар», напомнил глава меджлиса.
Джемилев также отметил, что в Крыму действует «много шовинистических организаций», имеющих финансовую подпитку из Москвы, а вот «национальное самосознание этнических украинцев развито слабо», и Киев в этом не очень помогает.
Проводить параллели между Крымом и Чечней пока рано, считает Джемилев. Меджлис старается решать проблемы крымских татар (земельные и прочие) мирными и законными способами, при этом «никогда не ставилась задача отделения от Украины», утверждает он.
«У нас нет проблем с центральной властью, есть проблемы с местными властями», сказал он, добавив, что новый министр МВД Юрий Луценко уже пообещал разобраться в ситуации на полуострове. С этой же целью в Крым приедут представители ОБСЕ.
Что касается намеченного на 21 декабря заседание Совбеза Украины, на котором должны обсуждаться «земельные вопросы» (не только в Крыму), то глава меджлиса выразил крайне осторожный оптимизм. По его словам, Совбез уже обсуждал крымскую ситуацию, «говорились правильные речи, но ничего предпринято не было».
Кроме того, предложение крымских татар о создании земельного кадастра, который позволил бы увидеть, кто и какой землей владеет в Крыму, «наталкивается на глухое сопротивление Киева», поскольку кадастр совершенно не нужен крупным чиновникам и политикам, имеющим земельные владения на полуострове.
Если Киев и дальше будет выжидать, то в Крыму могут усилиться радикальные исламистские течения, поскольку в таком случае их представители «будут находить большую поддержку у населения», предупредил Мустафа Джемилев. Впрочем, по его мнению, пока еще радикалы, к которым себя он сам не относит, не представляют серьезной опасности.
Отвечая на вопрос, почему крымские татары рассматривают земельные проблемы исключительно «по этническому принципу» (ведь с фактами беззакония и произвола в вопросах выделения земли приходится сталкиваться в любом городке Украины), глава меджлиса ответил «потому, что и гонения на крымских татар осуществлялись по этническому принципу».
Следует напомнить, что меджлис (национальный «парламент» и «правительство» в одном лице) образован в июне 1991 года решением курултая крымскотатарского народа (самопровозглашенного «национального съезда»).
За 14 лет существования организации различные политики и чиновники неоднократно призывали меджлис зарегистрироваться в установленном законом порядке в качестве объединения граждан. Каждый раз Джемилев и его соратники отвечали, что меджлис является представительным органом народа и не может регистрироваться на равных с обществом собаководов или партией любителей пива.
Конституция Украины не предусматривает существование в государстве этнических институтов власти. Украинское законодательство также запрещает деятельность незарегистрированных объединений граждан.
Весной 2005 года президент Виктор Ющенко призвал меджлис отказаться от Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа, принятой делегатами курултая в 1991 году. В Декларации, в частности, говорится: «Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом. Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымскотатарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве».
«Земля и природные ресурсы Крыма, включая его оздоровительно-рекреационный потенциал, являются основой национального богатства крымскотатарского народа», провозглашается далее в документе.
Более того, в Декларации меджлису дается карт-бланш на силовое превращение Крыма в национальное государство:
«В случае противодействия государственных органов и каких-либо иных сторон достижению целей, провозглашенных Курултаем и настоящей Декларацией, Курултай поручает Меджлису добиваться признания за крымскотатарским народом статуса народа, ведущего борьбу за свое национальное освобождение, и действовать согласно этому статусу».
Меджлис на предложение главы государства об отказе от Декларации ответил отрицательно.
Согласно данным переписи населения 2001 года, русские и украинцы составляют около 83% населения полуострова, крымские татары 12%.
Ссылка по теме:
Луценко предлагает дать татарам захватить землю от Крыма до Галичины >>>
еще в 2005 г. мы скинулись и наш френд купил 4 нарезных ствола как охотник. На всякий случай. Сайга кстати рулит, я ей сигарету с 70 м сбиваю. GFD повоевать хотите? мы готовы, давайте... шоб два раза не ходить
как-то странно обнаруживать такие вопросы... ратибор.. ты бы проснулся што ли... ................
Цитата
Сайга кстати рулит, я ей сигарету с 70 м сбиваю.
а дедовской шашкой ты часом не бреешься??? или на прапрадедовском щите мидий на берегу не жаришь???
(выложите ему чо-нить про нанотехнологии чо ли... штоб персонаж понял, что времена меняются чуть быстрее, чем он хочет... а сбивание сигареты из Сайги всего лишь чуть-чуть актуальнее сбивания яблока вильгельмом теллем с головы сына из арбалета... (там и расстояние похожее было...) ратибор... ты бы спилил-таки мушку у своей Сайги... мало ли... ................. детский сад, млин...
Часть домов крымских татар отключат от сетей электроснабжения и водоснабжения (Украина)
Предприятия "Крымэнерго" и "Крымводоканал" должны устранить самовольные подключения домов крымских татар к сетям электроснабжения и водоснабжения на территории Судакского региона. Такое решение было принято 18 декабря в Совете министров Крыма на заседании "Комиссии по выработке и координации мероприятий по урегулированию сложившейся ситуации в связи с самовольными захватами земельных участков на территории Автономной Республики Крым".
Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе правительства автономии, участники совещания обсудили, в частности, и ход выполнения намеченных мероприятий по урегулированию сложившейся ситуации в связи с самозахватами земельных участков на территории Симферопольского района, а также ход проверки по Реестру списков лиц, самовольно занявших земельные участки в этом районе.
Республиканскому комитету по земельным ресурсам АРК, Симферопольской райгосадминистрации, Республиканскому комитету АРК по делам межнациональных отношений и депортированных граждан поручено взять под контроль разработку и утверждение проектов по установке (изменению) границ населенных пунктов Симферопольского района.
«Самое жестокое сердце тронулось бы, говорит Боплан, при виде, как татары разлучают мужа с женой, мать с дочерью, без надежды когда-нибудь им увидеться; самый хладнокровный человек пришел бы в содрогание, слыша дикое веселье татар, плач и вой несчастных русских...».
Ханское поведение Арсений Маркевич о Крымском ханстве
Арсений Иванович МАРКЕВИЧ (1855-1942) видный крымский историк, один из основателей Таврической ученой архивной комиссии. Был сначала правителем дел, а затем председателем ТУАК. Маркевич способствовал созданию Крымского центрального архива, Симферопольского художественного музея, Центрального музея Тавриды, Таврического университета. В 1927 году был избран членом-корреспондентом АН СССР. В 1937 году Арсений Иванович подвергся травле, его труды были названы контрреволюционными. Умер в блокадном Ленинграде.
Стремление приукрасить собственную историю в той или иной степени свойственно всем народам. Но иногда (обычно это случается благодаря усилиям так называемых историков, отрабатывающих политические заказы) оно переходит всякие разумные границы и достигает стадии маразма. Это в полной мере касается изложения истории Крымского ханства. В последние годы некоторые «исследователи» переписывают и перевирают ее так, что история превращается в сладенькую, как шербет, восточную сказочку. Мол, жили-были миролюбивые, прогрессивные и веротерпимые крымские ханы, никого не трогали. А если и захватывали время от времени рабов в сопредельных странах, то только для того, чтобы их накормить, напоить и к «истинной вере» приобщить. А потом пришли русские и устроили геноцид. Конечно, исторические факты можно толковать по-разному. Но иногда эти факты таковы, что, как говорится, хоть толкуй, хоть не толкуй... Для того чтобы составить ясное представление о «миролюбии» и «веротерпимости» ханов, а значит, и об объективности упомянутых «исследователей», обратимся к известной работе Арсения Маркевича с академическим названием «К вопросу о положении христиан в Крыму во время татарского владычества»*. Работа написана на основе большого количества исторических документов.
О «миролюбии»
С него и начнем. Вот что говорит об этом Маркевич:
«Набеги крымцев на Россию начались в XVI веке... и в этом веке, наиболее тяжелом по количеству и многочисленности татарских набегов на Московское государство, было около 20 больших набегов, то есть приблизительно по одному в пять лет. Хан Селим-Гирей в 1533 году хвастался тем, что вывел в этот год не менее 100 тысяч людей из Московского государства, а Девлет-Гирей в 1571 году сжег самую Москву, и тогда, по словам современников, погибло до 800 тысяч человек и было уведено в плен до 150 тысяч. Но, кроме больших набегов, происходили ежегодные мелкие нападения на русские пограничные земли и воровство людей на границах и в степи, своего рода «охота за людьми»... которая в общем обходилась русскому государству не дешевле больших набегов.
...В XVII векенабегитатар на Московское государствобыли реже, но и они были ужасны. Например, в 1633 г., в 1645 г. и особенно в эпоху войн за Малороссию... В 1662 году с Северной Украины было выведено в плен до 20 тысяч человек, которые, к счастью, были отбиты русскими воеводами... В промежутках между первым и вторым походами князя В. В. Голицына на Крым, в 1688 году, было выведено ханом в плен из Волыни и Украины до 60 тысяч человек и множество пленных с Восточной Украины...
В 1736 году, во время похода Миниха в Крым, хан Фети-Гирей, в свою очередь... произвел ужасное опустошение Украины и увел в плен, по словам крымских историков, сотни тысяч пленных.
Последний набег крымских татар произошел в 1769 году, в начале первой турецкой войны, когда хан Крым-Гирей вывел из Новой Сербии до 20 тысяч человек...».
«Надо иметь в виду, пишет далее Маркевич, что набегитатар на соседние страны не были военными действиями, происходили без предупреждения и объявления войны, это были просто грабительские нашествия».
Историк приводит эмоциональное свидетельство очевидца, кстати, не русского: «Самое жестокое сердце тронулось бы, говорит Боплан, при виде, как татары разлучают мужа с женой, мать с дочерью, без надежды когда-нибудь им увидеться; самый хладнокровный человек пришел бы в содрогание, слыша дикое веселье татар, плач и вой несчастных русских...».
«Московское правительство выкупало пленных деньгами; на размен же пленныхтатары соглашались неохотно, не видя в том выгоды, утверждает Маркевич. Большую часть выкупало государство... Простых людей выкупали за 15 40 рублей, а за знатных давали больше, иногда по несколько тысяч. Ежегодно поминок (то есть дани О. М.) посылалось в Крым более чем на 20 тысяч рублей, на выкуп пленных гораздо больше».
О «веротерпимости»
Еще одним источником пополнения ханской казны был так называемый харадж, то есть особый подушный налог с христиан и иудеев. Надо сказать, что сильного рвения к обращению «неверных» в ислам крымские ханы действительно не проявляли. Но не по причине излишней веротерпимости, а по экономическим соображениям: ведь с каждым новообращенным автоматически уменьшались поступления в казну.
«Веротерпимость» ханов сначала ордынских, а затем и крымских христиане Крыма ощущали на своей шкуре в течение четырех с половиной столетий. Маркевич приводит свидетельство арабского путешественника Ибн-Батуты, посетившего полуостров в первой половине XIV века. Араб сообщает о резне греков в Сугдее, в результате которой значительная часть греческого населения была перебита воинами хана Узбека или изгнана из города. Пришлые степняки по приказу хана сняли колокола с церквей, переломали иконы и кресты, сами же церкви разрушили или закрыли.
Впрочем, все это были только «цветочки». Особенно тяжелые для христиан времена наступили намного позже. Хан Менгли-Гирей признал вассальную зависимость своего ханства от Турции, а в 1475 году турки и татары взяли Кафу, принадлежавшую генуэзцам. Христианское население города, как пишет Маркевич, «было перебито или вывезено в Константинополь».
После разгрома генуэзских колоний Крым покинули 50 тысяч христиан. Менгли-Гирей переселил множество греков и армян в степные районы полуострова, а побережье начали заселять татары. Горстка оставшихся генуэзцев ассимилировалась. По словам доминиканца Дортели д'Асколи, побывавшего в Крыму в XVII веке, (их потомки забыли родной язык, «одичали», «ходили с ханом в походы, уводили пленных, держали невольников».
Мартин Броневский видел в 1578 году в окрестностях Судака множество разрушенных церквей. Маркевич рассказывает и о записках русского священника Иакова, побывавшего в Крыму в 1634 35 годах с посланником Дворяниновым. Иаков подробно описывает пещерную церковь в Инкермане, «уже разоренную и оставленную... ». Есть в записках сведения и о других крымских городах: «... в Козлеве (Евпатории О. М.) церковь християнская зело велика и украшена, сделана мечетью; в Бахчисарае, где царь живет, християнская же церковь велика и высока, сделана мечетью, царь ходит в нее по своей вере молиться. Искиюрт, от Бахчисарая с версту, церковь зело велика и украшена велми была, ныне же сделана мечетью, а кладутся в ней крымскии цари и царевичи...».
Таким образом, положение бахчисарайского Свято-Успенского монастыря, которое обычно приводится в качестве доказательства веротерпимости ханов (они, говорят, даже посылали монахам воск на свечи) было исключением из правил. К тому же на самом деле монастырь бедствовал и не раз обращался с просьбами о помощи, но не к ханам, а к московским государям. И получал от них жалованье. Помогали русские цари и ему, и другим православным церквям Крыма.
Вот как оценивает Маркевич положение крымских христиан, находившихся под властью ханов: «...Христиане в Крыму были элементом, лишенным всякой самостоятельности, угнетенным... Христиан изнуряли тяжелыми работами, часто бесплатно, причем они исполняли и работу скота. Броневский говорит, что греки-христиане возделывали поля татар как невольники».
О «прогрессивности»
Но, может быть, жизнь людей, исповедовавших христианство, постепенно улучшалась и ко времени упразднения «прогрессивного» ханства веротерпимость таки восторжествовала? Если бы! Весьма красноречивую картину жизни местных христиан-невольников нарисовал иезуитский пастор Дюбан в письме к маркизу де Турси (письмо датируется началом XVIII века).
«Одни из этих деревенских невольников имели господами людей жестоких и корыстолюбивых, которые заставляли их трудиться без отдыха; другие составляли нечто вроде отпущенников; они, не имея определенных господ, становились рабами всех и каждого для снискания себе пропитания; третьи же были старики, удрученные годами и искалеченные, которые никому не были нужны, потому что из них нельзя было извлечь никакой выгоды. Эти бедные люди, оставленные всеми, полумертвые от голода и почти голые, постоянно искали средств к существованию по деревням и вокруг домов, где они когда-то служили... У них совершенно изгладились всякие понятия о религии, они не знали молитв, не умели даже делать крестное знамение. Многие невольники, женившиеся уже на родине, вступали здесь в незаконные связи, по принуждению господ, с целью еще большего закрепления их за собою и увеличения своей челяди новыми рабами, которых они продавали впоследствии или же обращали с нежного возраста в магометанство, особенно девочек; мальчиков же часто обрекали на жалкую развратную жизнь».
Картина положения христиан в Крыму была бы неполной без совершенно диких подробностей из жизни тогдашнего греческого духовенства. Вот как рассказывает об этом Маркевич. «Духовенство греческое терпело всякого рода оскорбления, унижения, поборы, пишет историк. Например, татарские чиновники... объезжая деревни за сборами податей, обыкновенно останавливались у священника, который, кроме всякого угощения, должен был уплатить еще за честь «тыш-парасы», то есть внести плату за действие зубов, за то, что благородные гости утруждали свои зубы в его доме. Недаром существует... в Крыму предание, что некогда ялтинский ага любил беседовать с престарелым никитским муллой, но так как мулле трудно было ездить верхом и ходить пешком в гости к аге, то ага приказал никитскому священнику два раза в неделю приносить его на своих плечах и уносить обратно».
«Только последний крымский хан Шагин-Гирей, говорит Маркевич, издал указ о выдаче русских беглых, представлении ему пленных и уравнении греков и армян Крыма в податях и правах с татарами, что привело татар в страшное негодование».
Но это было уже неважно, потому что дни Крымского ханства были сочтены.
Крымская история сложна и кровава. Свой собственный счет исторических обид есть у каждого народа, населяющего Крым. И если мы начнем сегодня предъявлять наши счета друг другу, ничего хорошего из этого не выйдет. Не надо в угоду политике превращать историю в сказку, в которой действуют хорошие «свои парни» и плохие «чужие». Надо просто принять ее такой, какая она есть, со всеми сложностями и противоречиями. И сделать правильные выводы. Главный из них, по-моему, заключается в том, что нельзя жить обидами и ненавистью. Нельзя. Ведь история имеет опасное свойство: то в ней, на чем мы делаем акценты, воскресает, как бы обрастая плотью, и становится реальностью сегодняшнего дня.
Работу Арсения МАРКЕВИЧА изучал Олег МАРКЕЛОВ Источник: Газета «Крымское время»
Информпространство последней недели заполонили заголовки типа «В Крыму возможна вторая Чечня». Иногда с вопросительным знаком. Волна поднялась после заявления Мустафы Джемилева. Во Львове, где ему вручали премию журнала «Ї», лидер меджлиса так обрисовал ситуацию на полуострове: российские бизнесмены, раздавая взятки, массово скупают земли. А для борьбы с крымскими татарами, которые самовольно селятся на проданных территориях, нанимают русскоязычную молодежь, которая нападает на репатриантов. «Мы дошли до грани, происходят организованные нападения на крымских татар, и встал вопрос о создании своих полувоенизированных формирований для противостояния «российским казакам» и разным бандформированиям». Джемилев сообщил: меджлис уже принял решение о формировании отрядов самообороны, «но я наложил вето, потому что это будет вторая Чечня». Впрочем, ситуация может выйти из-под контроля, если власть не будет реагировать на насилие и крымские татары начнут обороняться. Тогда меджлису не останется ничего другого, как возглавить такие формирования, объясняет Джемилев (по сообщению «Немецкой волны»).
Уже через несколько дней Мустафа Джемилев уточнял на пресс-конференции в Киеве: сравнивать ситуацию в Крыму и в Чечне нельзя, поскольку крымские татары «никогда не хотели отделиться от Украины; у нас проблемы не с центральной властью украинской, а с властью в Крыму».
Многие годы меджлис добивается эффективного представительства в органах власти. При этом общественности доводят процентное соотношение чиновников-репатриантов и представителей прочих этносов. А что, эффективность присутствия во власти измеряется только числом и перевесом при голосовании? Даже не говоря о реальном КПД ставленников меджлиса в правительстве, райгосадминистрациях, хочется спросить:
почему ни один член правительства Крыма посланец меджлиса никогда не заявлял публично о своем несогласии с каким-нибудь сомнительным решением по земельным вопросам, желательно еще на стадии его подготовки?
почему ни один депутат-репатриант не обнародовал решения местных советов о том, кому неправомерно раздаются земли?
почему ни один депутат-репатриант не созвал пресс-конференцию, чтобы доказательно сообщить, что десятки, сотни или тысячи заявлений его соотечественников на получение участка под строительство жилья остаются годами без рассмотрения таким-то советом?
Мы слышим только заявления политиков, а конкретных документов, доступ к которым имеют депутаты и чиновники разного уровня от курултая-меджлиса, никто не обнародует. До сегодняшнего дня у меджлиса не было практики прикладной правовой работы в земельной сфере. Но может, стоит уже начать, чтобы остановить развитие ситуации по тем опасным сценариям, которые писались вчера?[/url]
Крым опять бурлит, события на Ай-Петри и их последствия зашли очень далеко: крымские татары настроены решительно, как никогда, беспокоят тенденции возможной радикализации исламизма на полуострове, и в который раз все это вынуждает вспомнить о перманентном этническом противостоянии в Крыму.
То, что произошло на плато, сами татары, и даже Мустафа Джемилев, трактуют как месть российской красно-голубой местной крымской власти традиционно проукраинским 'оранжевым' татарам, ведь несанкционированные малые архитектурные формы представителей "славян" и даже земельные участки, которые уже продают под капитальное строительство на том же Ай-Петри, никто не трогал. И снова время анализировать конфликт, который возник во времена украинской независимости - конфликт между татарами и "славянами".
Что же это за такая новорожденная национальность в Крыму - "славяне", которая напоминает что-то сборное наподобие "лиц кавказской национальности"? Почему украинские, а также российские СМИ, стыдливо окрестили русских в Крыму "славянами"? Никому же не приходит в голову идея сообщать о "славянах" в Киеве или Москве, или даже в Чечне. Теряясь в догадках, никак не мог раскумекать, что же это за автономную республику ультимативно внедрили в Крыму в начале девяностых, автономию, которая имеет, кстати, свой флаг и гимн, единственное, что теперь не имеет, - своей национальной одежды. Тогда в официальное понятие "территориальная автономия" ничего не вкладывали. Номинально создали крымско-славянскую территориальную автономию, а фактически русскую автономию, наподобие той, которая могла бы существовать как украинская автономия на Кубани, Курщине или на "Зеленом Клине", но, к сожалению, там таких автономий почему-то нет. ("Зеленым Клином" украинские переселенцы прозвали Приморский край в конце XIX века - прим. пер.).
Русские в 1991 году, "под шумок", возобновляя автономию в Крыму, ссылались на этот статус Крыма советских времен до 1944 года, но тогда это была крымско-татарскаяавтономия, автономия коренного народа, а когда всех татар депортировали и заселили полуостров русскими, он стал автономией русской. В этом году руководство образования Крыма определило тему первого урока в первом классе средних школ и гимназий: "Я крымчанин". Понятно, "я крымчанин" значит "я русский". Это автономия русская, а не крымская. Типичный нынешний "крымчанин" - это не украинец и не татарин, это - русский, представитель российского этнокультурного сообщества, враждебно настроенный к украинскому государству и преисполненный мечтами об "исторической справедливости", то есть возвращении этой земли в лоно "матушки Расеи".
Однако татары не забывают, чья это земля. Курултай крымско-татарского народа в июне 1991 года провозгласил о "суверенном национальном государстве крымских татар". В течение всего периода украинской независимости татары всегда безоговорочно поддерживали украинские государственнические силы, решительно принимали участие в оранжевой революции. Однако 5 мая 2005 года в древней столице крымских ханов Бахчисарае Президент Ющенко, посидев с ветеранами крымско-татарского национального движения на ковре, на котором когда-то сидел славный украинец, борец за права этого народа генерал Петр Григоренко, на встрече с Меджлисом, вместо конструктивного диалога относительно возможных путей решения проблем татар в Крыму, затребовал отмену декларации о национальном суверенитете крымско-татарского народа, потому что она, мол, не отвечает унитарному устройству страны.
Меджлис не согласился с Президентом и подтвердил, что построение национального татарского государства в Крыму является приоритетным заданием крымских татар. Рефат Чубаров обратился через голову Ющенко в Совет Европы с жалобой на Киев относительно торможения преодоления последствий депортации, земельной и общественной дискриминации коренного народа. Очевидно, действующий Президент Украины относительно крымского вопроса настроен двусмысленно, потому что его позиция означает, что фактически действующая русская национальная автономия в Крыму - легитимная, а вероятная крымско-татарская - нелегитимная. То есть избранному "народу-богоносцу" это можно, а униженным татарам - нельзя.
Однако есть все основания надеяться, что Крымские горы не станут украинскими Судетами. До сценария "защиты" Черноморским флотом прав русской территориальной автономии не дойдет главным образом потому, что, если Украина к середине ХХ? века удержит свой геополитический статус-кво, то русский вопрос в Крыму как таковой исчезнет. Дело в том, что в настоящее время в русских семьях в Крыму рождается в среднем 1,18 ребенка, а в крымско-татарских - 5-6 детей, и если не случится какого-то чуда вроде падения Марса на Землю, эта демографическая тенденция за полвека не изменится. Демографии не смогут помочь ни российский Черноморский флот, даже если бы он остался в Крыму после 2017 года, ни что-то другое наподобие возрождения имперского духа России, потому что нет возможности во второй раз выселить татар в Казахстан и заселить "остров Крым" выходцами из Тамбовской области. Следовательно, до 40-50-х годов нашего века в Крыму может произойти то, что произошло за второй половине прошлого века в сербском Косово, то есть мусульманское население полностью вытеснит славянское. Татары проявляют себя этносом энергичным, предприимчивым, бегают с корзинами, наполненными всевозможной едой, по крымским пляжам, мощно организуют мелкую торговлю и сферу услуг, тогда как большинство пассивных русских, не вкладывая в свою частную туристическую микроинфраструктуру ни копейки, лишь сдают свое жилье отдыхающим, чтобы потом большую часть года как-то существовать. Ментальность иждивенца своего жилья приводит к тому, что люди вообще отвыкают работать, и в Ялте летом часто можно увидеть в торговых точках и заведениях питания объявления "Требуются!"
В ближайшее время наиболее болезненным для граждан "территориальной автономии" может стать проблема самозахвата земель, где уже долго живут русские, которые здесь "прижились", однако народ, который стремительно разрастается, неминуемо потеснит этнос, который вымирает. Украина столкнется тогда с проблемой совсем другого геополитического измерения, которая в наихудшем варианте может обернуться жестким сепаратизмом татар или даже государственным притяжением их к Турции, впрочем, русский вопрос в Крыму однозначно исчезнет.