Пророк Мухаммед говорил: в здание религии я положил только последний кирпичик, а огромное сооружение было построено до меня. В Коране Моисей 136 раз упоминается, Авраам много раз, Иисус 25 раз, а пророк Мухаммед только 5 раз. Имам положил тарелку на тарелку, а сверху маленькую конфетку: «Я каждый год поздравляю настоятеля Покровской церкви с праздником. Люди должны жить в мире». Имам внимательно посмотрел на меня: «Ниточка, которая нас с тобой связывает, во-о-т такая тонкая», он сжал пальцы. «А нить, связывающая меня с Богом, очень толстая. Если я неправильно в жизни что-то сделаю, обижу другого от Божьего наказания мне не уйти».
Описано правильно(сам пятнадцать летпрожил в узбекском дворе,рядом были две махалли),но общего с татарскими традициями практически нет, единственная которую я заметил - массовость праздников и отношение к гостям. Узбекскиетрадиции формировались в условиях, отличных от местных, соответственно культуры практически разные. Ту же свадьбу проводят совершенно по разному, праздники отличаются. Например Навруз - это вроде у них еще со времен зороастризма.Так чтосудить о традиция татар по этому описанию нельзя. А сайт, кстати, очень интересный. Я там регулярно бываю, есть что почитать и с кем пообщаться.
У меня был знакомый одногрупник Крымский Татарин. Так рассказывал, что Узбеки, в самую жару пьют горячий чай и носят теплые халаты... Его это удивляло...
Зеленый горячий чайпонижаеттемпературу тела - это позволяет легче переносить жару. Чапан действует также, как и шуба зимой - только наоборот, не дает теплу извне поступать к телу. Я, правда, только один раз такое видел - и то в Таджикистане.
Я, правда, только один раз такое видел - и то в Таджикистане.
Ну так у нас, например, редко окружающая температура выше температуры тела поднимается, и то ненамного. Нам, наоборот, отвод тепла актуален. А тамошняя жара и наша - это ж две большие разницы
Batiy, самое большое, что я видел - 38 в тени. Это все-таки не так уж намного больше 36,6 Вот когда 45-50в тени будет, спрос на стеганые халаты летом подскочит
До 2002года Государственная программа возвращения и обустройства депортированных граждан в Автономной Республике Крымработала исправно. Ею занимались профессионалы, которые имели за плечами огромный опыт работы, говорится в письме. Разрушение стройно налаженной системы началось после того, как к этой работе подключили так называемый Совет крымско-татарского народа при президенте Украины в составе меджлиса. В него вошли люди, подавляющее большинство которых не имеет представления о государственной службе. Вместо того, чтобы привлечь специалистов для планирования и организации работ по обустройству, а им было дано право решать кадровые вопросы, они устроили «междусобойчик». Результаты всего этого не замедлили сказаться
До 2002годаГосударственная программа возвращения и обустройства депортированных граждан в Автономной Республике Крымработала исправно. Ею занимались профессионалы, которые имели за плечами огромный опыт работы, говорится в письме.
Цитата
Бывший вице-премьер крымского правительства Лентун Безазиев обвинилкрымскотатарский меджлис (нелегальный этнический «парламент») в умышленном ухудшении социально-экономического положения соплеменников и создании предпосылок для открытого межэтнического конфликта на полуострове. Об этом говорится в открытом письме Безазиева президенту Виктору Ющенко, которое также подписали несколько известных крымскихтатар, в том числе экс-вице-премьер Эдип Гафаров.
Надо ли говорить о том, что приставка "экс" у вице-премьера Лентуна Безазиева появилась именно тогда, в 2002году. И у Гафарова - немногим позже... А до этого да, конечно, работали одни профессионалы... Сам себя не похвалишь...
... Представляется, что в настоящее время на постсоветском пространстве нет региона, более заряженного потенциалом напряженности в геоическом, этническом, конфессиональном отношении. И дело даже не в набившем оскомину (от частого упоминания его иками, историками, правоведами) Указе Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года о передаче ской областииз состава РСФСР в состав УССР.
Корень того, что можно назвать «ской проблемой», состоит в том, что история а ХХ века - это череда беспрецедентных ических событий, последствия которых, хотим мы того или не хотим, отражаются на судьбе ского полуострова и населяющих его народов.
Сегодня ско-татарское население полуострова, после полувекового изгнания, вновь утверждается на некогда принадлежавшей ему земле, заявляя о себе как о реальной национально-ической силе. Украинцы повсеместно говорят о своем законном праве на , не без оснований опасаясь пусть даже и урезанной его автономии. Русские, составляющие подавляющее большинство населения а, испытывают явный дискомфорт от украинизации общественной иической жизни, игнорирования исторического прошлого российского а и, естественно, ориентированы на перманентную конфронтацию с Киевом.
Чтобы выявить истоки складывающейся в у ситуации, требуется исторический экскурс в общее для многих народов, еще не забывшееся советское прошлое.
До ноября 1917года входил в состав Таврической губернии Российской империи Административным центром губернии был город Симферополь.
В годы гражданской войны в у неоднократно менялись правительства иическое подчинение края. был советской республикой и краевым образованием, автономией иобластью.
Просуществовав менее двух месяцев (март - апрель 1918 г.), пала под ударами немецких войск, захвативших территорию а в нарушение условий Брестского мира, Советская Социалистическая Республика Тавриды. Существенную помощь в разгроме советской республики оказали немцам татарскиенационалисты.
25 июня 1918 года в Симферополе под эгидой немецких оккупационных властей было создано ское краевое правительство. В его первый состав вошли: премьер-министр, министр внутренних и военных дел - татарин литовского происхождения генерал М.А. Сулькевич (18651920), министр иностранных дел Дж. Сейдамет (18 мая избран ско-татарским парламентом - курултаем - премьер-министром правительства, но не был утвержден германским командованием), князь С.В. Горчаков, граф В.С. Татищев, немецкий колонист Т.Г. Рапп, инженер, генерал-майор Л.М. Фриман, землевладелец, октябрист В.С. Налбандов. В Декларации «К населению а» провозглашалась самостоятельность полуострова, вводилось гражданство а игосударственная символика (герб, флаг), ставилась задача создания собственных вооруженных сили денежной единицы. Столицей был объявлен город Симферополь. Вводилось фактически три государственных языка: русский, ско-татарский и немецкий. Восстанавливалась частная собственность.
Следует отметить, что вся деятельность ского краевого правительства по реализации положений Декларации находилась под полным контролем немецкого оккупационного командования. Весной и летом 1918 года правительство генерала М.А. Сулькевича снабжало немцевпродовольствием, в обмен на оружие. В июле 1918 года делегация ского краевого правительства посетила Берлин с целью добиться признания германским правительством независимости а от Украины, установить торговые отношения с Германией и получить от неё займы. Германскому правительству была также негласно предложена докладная записка ско-татарской директории о создании ского ханства (под покровительством Германиии Турции), что вызвало раскол в ском краевом правительстве.
В сентябре октябре 1918 годапрошли ско-украинские переговоры в Киеве. Украинская сторона предложила у войти в составУкраины на правах предельно широкой автономии. ская делегация внесла контрпредложение - создать федеративный союз. Несмотря на то, что согласия достичь не удалось, представители ской делегации зафиксировали в протоколе: «...При переговорах... с Делегацией Украинского Правительства с полной определенностью выяснилось... Украина отнюдь не рассматривает как свою принадлежность, а, напротив, считается с фактическим положением, в силу которого является отдельным, независимым от Украины самостоятельным краем».
После ухода из а немецких оккупационных войск, потерявшее покровителей правительство М.А. Сулькевича мирно передало власть скому краевому правительству, созданному 15 ноября 1918 года в Симферополе на съезде губернских гласных, представителей городов, уездных и волостных земств. В его состав вошли: председатель Совета Министров - кадет С.С., министр юстиции - кадет В.Д.Набоков, а также М.М. Винавер, Н.Н. Богданов, А. А. Стевен А.П. Барт, П.С. Бобровский. Правительство С. а в опубликованной декларации выступало за «единую и неделимую Россию». Однако под единой Россией правительство подразумевало «не старую бюрократическую, централизованную Россию, основанную на подавлениии угнетении отдельных народностей, а свободное демократическое государство, в котором будут обеспечены права на самобытную культуру всех национальностей, его населяющих».
Правительство С.а опиралось в своей деятельности на занявшие полуостров французские войска. Вместе с тем, оно стремилось к сближению со всемиическимии общественными организациями, выступавшими за воссоздание единой России. ское краевое правительство выступало за восстановление органов общественного самоуправленияи перевыборыих в соответствии с законами Временного правительства, за созыв ского краевого сейма. Приэтом краевое правительство категорически воспротивилось введению любых форм татарского национального самоуправления.
Обратившись за военной помощью к генералу А.И. Деникину, ское краевое правительство, в то же время, запрещало последнему пополнять Добровольческую армию за счет офицеров, бежавших из Советской России в . Аналогичной была реакция правительства на приказ А.И.Деникина о мобилизации трудоспособного мужского населениядеревень в Добровольческую армию. Оно восприняло мобилизацию как вмешательство в свои внутренние дела.
30 марта 1919 года ское краевое правительство учредило Комитет обороны края во главе с командующим ско-Азовской армией. Из числа немецких колонистов итатарских националистов были сформированы добровольческие бригады.
В апреле 1919 года французы покинули , правительство бежало в Константинополь, войска Добровольческой армиии бригады ского краевого правительства были выбиты из а Красной армией. На территории полуострова в апреле 1919 года была образована ская Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР. Республиканским центром стал город Симферополь.
5 мая 1919 года было сформировано Временное рабоче-крестьянское правительство. Его председателем стал родной брат В.И. Ленина - Д.И. Ульянов. В правительственной декларации, опубликованной 6 мая 1919 года, ская ССР провозглашалась не национальным, а территориальным образованием. Объявлялось о равноправии всех национальностей в у, о национализациипромышленностии конфискации помещичьих, кулацких и церковных земель. Однако реализовать свои планы правительству ской ССР не удалось. Под ударами деникинских войск части Красной Армии начали отступление. 23-26 июня 1919 года ский обком РКП (б) и органы власти ской ССР были эвакуированы в Херсон и в Москву.
В октябре 1921 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление об образовании ской Автономной Советской Социалистической Республики в составе Российской Федерации.
Однако, в 20-30-егоды ХХ века в связи с отсутствием четкого указания на национальный характер ской АССР вопрос о национально-территориальном устройстве стал обостряться. Было принято решение о выделении в самостоятельные административные единицы населенных пунктов с преобладанием одной из национальных групп. Перед Великой Отечественной войной в у проживало: 49,5% русских, 19,4% скихтатар, 13,7% украинцев, 5,8% евреев, 4,6% немцеви 7% других национальностей.
Репрессии довоенных лет оставили на полуострове неизгладимый след. Раскулачивание, борьба с национализмом, троцкизмом, уклонами, не могли не зародить у частинаселения а негативного отношения к Советскойвласти.
В годы Великой Отечественной войны часть скихтатар, став «продуктом классовой борьбы», увидела в немцах, как впрочем, и 23-мя годами ранее, ту силу, которая даст им желанные самоопределение и государственность. Обвинение в предательстве, коллаборационизме, безусловно, справедливое для частискихтатар, было распространено на весь народ, повлекло за собой тягчайшие последствия.
10 мая 1944 года Л.П. Берия внес на рассмотрение И.В.Сталину проект решения ГОКО о выселениитатарского населения с территории а. «Железным» наркомом акция была обличена в форму возмездия за предательские действия скихтатарпротив советского народа в годы войны.
Два постановления ГОКО, подписанные И.В.Сталиным, определили судьбу ско-татарского народа. Согласно постановлению ГОКО №5859сс от 11 мая 1944 годаскиетатары были переселены в Узбекскую ССР. Через десять дней, 21 мая 1944 года постановление ГОКО за №5937сс определяло судьбу остававшихся в у татар. Они должны былибыть переселены на территорию Марийской АССР, Горьковской, Ивановской, Костромской, Молотовской и Свердловской областей.
По данным Отдела спецпоселений МВД СССР, составленным в январе 1949 годаи приведенным в Перечне контингентов спецпоселенцев с указанием оснований к их переселению и содержанию на спецпоселении, а также их численности отмечается, что из а в 1944 году было переселено 228.392 человека скихтатар, а в октябре 1948 году на спецпоселении находилось 186.864 спецпоселенца ско-татарскойнациональности.
Менее чемчерез две недели, 2 июня 1944 года, увидело свет новое постановление ГОКО. Оно решило судьбу еще 37.000 жителей а. За скимитатарами на спецпоселения в Гурьевскую область Казахской ССР, в Свердловскую, Молотовскую, Кемеровскую области РСФСР и Башкирскую АССР последовали греки, армяне, болгары «немецкие пособники». О немцах, живших в у, Л.П.Берия и И.В.Сталин позаботились еще раньше. В конце августа 1941 году с территории а было выселено на спецпоселения около 50.000 немцев.
Послевоенный обезлюдел. В результате войны, оккупациии депортаций население а уменьшилось втрое - с 1.126.426 (по Всесоюзной переписинаселения1939 года) до 379.000 (данные ского обкома ВКП (б) на 14 октября 1944 г.). Ответственный организатор ЦК ВКП (б) по ской области сообщал в ЦК ВКП (б): «...После выселения татар, в некоторых районах, особенно южных, населения почти не осталось. В Куйбышевском районе осталось всего населения 672 чел., Алуштинском - 2637, Судакском - 3380, Балаклавском - 2233. Аналогичное положение с населением в Карасубазарском, Бахчисарайском, Ялтинском районах». Кто же должен был восстанавливать народное хозяйство а, возрождать из пепла города и сёла, заводы, фабрикии колхозы? Выход был найден.
«В целях быстрейшего освоения плодородных земель, садов и виноградников а, Государственный Комитет Обороны признает необходимым переселить в из областей РСФСР и Украинской ССР добросовестных и трудолюбивых колхозников и постановляет:
1. Обязать Краснодарский, Ставропольский крайисполкомы, Ростовский, Воронежский, Тамбовский, Курский, Орловский, Брянский облисполкомы и Совнарком Украинской ССР переселить до 1 октября 1944 г. в районы а 17000 хозяйств колхозников (51 тыc. человек) в том числе:
- из Краснодарскогокрая 2500 хозяйств - 7500 чел. в Алуштинский район; - из Ставропольского края 2000 хозяйств - 6000 чел. в Судакский район; - из Ростовской области 1000 хозяйств - 3000 чел. в Ялтинский район; - из Воронежской области 2000 хозяйств - 6000 чел. в Балаклавский район; - из Тамбовской области 2000 хозяйств - 6000 чел. в Карасубазарский район; - из Курской области 700 хозяйств - 2100 чел. в Карасубазарский район; - из Краснодарскогокрая 500 хозяйств - 1500 чел. в Судакский район; - из Курской области 300 хозяйств - 900 чел. в Староский район; - из Орловской области 1000 хозяйств - 3000 чел. в Бахчисарайский район; - из Ростовской области 1000 хозяйств - 3000 чел. в Староский район; - из Брянской области 1000 хозяйств - 3000 чел. в Бахчисарайский район; - из Украинской ССР 3000 хозяйств - 9000 чел. в Куйбышевский район.
2. Обязать областные, краевые исполкомы и Совнарком Украинской ССР обеспечить переселение в вместе с колхозниками: 160 председателей колхозов, 121 председателя сельсоветов, 143 учителей, 32 врачей, 60 комбайнеров, 186 трактористов, 16 механиков, 35 агрономов и 16 зоотех¬ников с распределением их по областям, краям и Украинской ССР...».
Земли бывших татарских, болгарскихи других колхозов, откуда былипроизведены спецпереселения в 1944 году, с имеющимися посевамии насаждениями передавались вновь организуемым колхозам переселенцев и закреплялись за этими колхозами в вечное пользование.
Дома депортированных занимали «новые колхозники» - переселенцы, прибывшие в основном из различных областей РоссиииУкраины. К 1 декабря 1944 года в прибыло 64.000 переселенцев, в том числе 30.444 трудоспособных...
Возвращения скихтатар, армян, греков, болгар инемцев в родные места, к родным очагам, никтоиз «новых колхозников» не ожидал. Постановления высших органов государственной власти гарантировалиим спокойные жизнь и труд на новых землях. Позаботились об этом И.В.Сталин и Л.П.Берия.
Уже в тексте постановления ГОКО СССР №5859сс от 11 мая 1944 года пункт первый гласил: «Всех татар выселить с территории а и поселить их на постоянное место жительства в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР...».
Директивы НКВД СССР №1/21826 от 16 ноября 1944 годаи №1/1559 от 12 августа 1945 года категорически запрещали направлять демобилизованных из Красной Армиискихтатар,ских болгар, греков, армян на территорию бывшей ской АССР. И защитники Родины, воины-победители вынуждены были ехать к своим родным и близким в места спецпоселений.
Менялась жизнь и новых жителей а. ский обком ВКП (б) уже в сентябре 1944 году принял все меры к тому, чтобы выполнить поставленную ЦК партии задачу «сделать новым ом со своим русским укладом». А дляэтого требовались не только экономические, но и государственно-правовые меры. Наиболее важной из них было упразднение ской автономии. Этот правовой акт должен был означать, что возврата к прежнему у власть не допустит, и что национальный вопрос в у решен раз и навсегда.
Начало юридическому изменению статуса а было положено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года «О преобразовании ской АССР в скую область в составе РСФСР». По представлению Президиума Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики ская Автономная Советская Социалистическая Республика была преобразована в скую область в
В Крыму легализована организация "Крымскиетатары - за союз с Россией"
В Крыму обнародовано уведомление Главного управления Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым о легализации общественной организации "Крымскиетатары - за союз с Россией". В книге учета данная организация значится под №188 от 03.08.2007 г., о чем и сообщила начальник Главка Минюста Украины в АРК Елена Федосенко.
"Мы все воспитаны на русской культуре, - сказал сегодня корреспонденту ИА REGNUM давний сторонник союза с Россией экс-вице-премьер крымского правительства Лентун Безазиев. - Те знания, которые я, как и все депортированные, получил с помощью русского языка, дают мне право говорить об этом. Да и до войны в Крыму все жили бок о бок с русскими, я помню, как сосуществовали здесь два государственных языка: русский и крымско-татарский. И когда в 90-хгодахтатары стали возвращаться сюда, то в основной своей массе они были настроены пророссийски".
Свое мнение высказала и сестра злодейски убитого в Крыму в 1993году Юрия Османов
Беззазиев - давно и определенно известная фигура... Позиция НДКТ, возглавляемого в свое время Юрием Османовым, тоже давно известна... Так что произошедшее - не более чемкакая-то мелкая транформация давних оппонентов Меджлиса... У некоторых людейтак бывает - делать все, что угодно, лишь бы это было наперекор какой-то линии... .................... Стоит сказать (длясправки), что ни Беззазиев, ни Ю.Б. Османов никогда в народе заметным авторитетом и популярностью не пользовались...
Урал Османов не пользовался авторитетом?!!!! Ну знаете.. это все равно что сказать, что Ющенко, в общем-то, вполне лояльно принимают на Востоке страны и даже будут за него голосовать. Это в смысле бред и пустой звук ))
Татьяна Лопухина Восприятие скихтатар молодыми чанамииных национальностей.
Для исследования стереотипов межнационального восприятия более важным представляется не физиологический возраст людей, а «исторический», что отражает условия и характер обработкиих сознания, формировавшегося в разные периоды. Поэтому мы остановились на одной из возможных типологий в изучениистереотипов восприятия скихтатариныминациональными группами а «условно возрастной», позволяющей выделить три очевидно отличающиеся друг от друга группы населения.
Условно возрастные группы:
- группа преклонного (в основном пенсионного и предпенсионного) возраста, становление национального сознания которой шло под лозунгом «скиетатары предатели». Нам представляется, что это наиболее нетерпимо настроенная в отношениискихтатар группа. С другой стороны, это одна из наиболее ически активных и законопослушных групп избирателей, манипулируя настроениями которых власти в состояниипроводить в том числе и ту национальную ику, которую считают целесообразной;
- группа 30-40-летних, выросшая под лозунгом «народов-предателей не бывает». Мы допускаем, что на момент возвращениескихтатар в их сознание представляло собой в определенном смысле чистую доску, на которой потом в зависимости от накапливавшегося опыта межнационального общения выписывалось отношение к ским татарам. С другой стороны, сознание людейэтой возрастной группы не могло не носить комплементарного характера, в котором явно обнаруживались социальные преференции: ведь у многих по отношению к депортированным в той илииной степени было развито чувство вины пусть не личной, но некой родовой, исторической, абстрактной. В этой группе разброс отношений к ским татарам наиболее широк в зависимости от личного опыта ихарактера преференций, социальных иических позиций и т.д.;
- молодежь 20 ( /5) лет, которая, собственно, росла и формировалась уже в условиях полиэтничного окружения (ский татаринэто «парень из соседнего двора»), и поэтому, по представлениям многих исследователей, должна быть наиболее терпимой и дружественной по отношению к представителям других национальностей: ведь годы их учебы в школе совпали со временем массового возвращения скихтатар, поэтому неизбежно совместное обучение, соседское окружение, т.е. опыт личного общения, дружбы, любви, конкуренции, и следовательно восприятие этнического разнообразия как нормы, обыденности, не таящей в себе угрозы.
На выявление спектра позитивных и негативных стереотипов последней (по гипотезе наиболее толерантно настроенной) группы и было направлено исследование, проведенное нами в ноябре 2000 г. Объектом его стали 133 студента-первокурсника [1] симферопольских вузов (Таврический национальный университет /ТНУ/ и Таврический экологический институт /ТЭИ/). Выбор их в качестве объекта исследования определялся тем, что (а) молодые люди, приехавшие в Симферополь получать высшее образование, представляют разные населенные пункты ирегионы а, что позволяет увидеть более широкую картину, а не только узнать мнение молодых жителей столицы автономии; (б) после 2-3 месяцев учебы в вузе их сознание пока еще не трансформировано высшим образованием, т.е. они достаточно адекватно представляют молодежь разных социальных слоев ского общества; (в) наконец, это будущая интеллектуальная и управленческая элита а, от которой через нескольколет будет зависеть как формирование общественного мнения в отношениискихтатар, трансляция образов межнациональных отношений, так и принятие административных, управленческих решений, в том числе затрагивающих сферу межнациональных отношений, поэтому представляется небесполезным изучение тех базисных представлений, исходя из которых будут действовать наши будущие специалисты.
В настоящей работе мы не ставили цели выявить зоны распространения тех илииных стереотипов (насколько массовый характер они носят, есть лирегиональные различия и т.п.) это следующий шаг, которому должно соответствовать отдельное, более масштабное исследование.
* * *
Мы попросили молодых людейразныхнациональностей ответить, с какими словами ассоциируется у них «ский татарин». Массив отмеченных респондентами ассоциаций позволил составить своеобразный обобщенный портрет скихтатар,каких видят молодые представителииных национальных групп а (русские, украинцы и др.):
Однозначно признается, что судьбу и характер народа во многом определила депортация [2] , искихтатар рассматривают прежде всего как представителей депортированного народа. скиетатарызлые, злобные излопамятные. Кроме того, онихитрые, наглые, жестокие имстительные. Это грязные люди, в массе своей занимающиеся торговлей на рынке. Национальное блюдо однозначно плов. Географическискихтатар связывают с ом и Бахчисараем, считая их религиознымии в то же время националистами. Для представителей других национальностейони олицетворяют мусульманство. В то же время, ский татаринэтопросто человек, представитель трудолюбивого народа. [3]
Для сравнения приведем обобщенный портрет русских, каких видят сами русские, украинцы и представители других национальностей, исключая скихтатар:
Прежде всего, этодобрый, добродушный человек, откровенно любящий выпитьи предпочитающий приэтом исключительно водку. Образ русского человека однозначно связывается с Россией и ее столицей Москвой. Русскиесильный и умный народ. Это четко выделяемая, определяемая национальность. Для многих они символизируют Родину: этородной народ, родные люди. Их считают красивымиипростыми, но приэтом ленивыми. Русский это прежде всего просто человек. «Лицо нации» символизирует Путин. Животное, образ которого всплывает в воображении при мыслях о русском, этомедведь. Русские олицетворяют собой иславянскую идею, славян. Онигостеприимные, веселые, открытые, честные люди, представляющие великий народ, который по-прежнему связывают с таким государством какСССР. [4]
Опрос показал, что скиетатары вызывают у молодых людей в первую очередь чувство тревоги, ощущение, что этот этнос несет в себе агрессию, опасность («конфликт», «кровь», «насилие», «ненависть», «непримиримость», «ожесточенность»). [5] В таком контексте даже вполне нейтральные или позитивные качества (например, отмечаемые респондентамисобранность илисплоченность нации) таят в себе дополнительную угрозу. В описаниинациональногохарактера преобладают негативные характеристики (55 против 25 положительных): скиетатары «везде во все влезают», они «вечно недовольны» и приэтом «грубы», «глупы», «жадны» и «завистливы». Однако отмечается и то, что это «веселый», «гостеприимный», «дружный», «независимый» и «умный» народ. Та же не вполне доброжелательная ситуациии в оценке стандартов хозяйственного, экономического поведения скихтатар («рабочий, но вредный» народ, «рыночные торговцы»); пренебрежительные интонации звучат при оценке их уровня жизни («беднота в основном», «малоимущие», «нищета») и образовательного уровня («неграмотный», «недоразвитый», «некультурщина»). Откровенно отчужденно, часто презрительно воспринимаются они визуально: «маленькие», «некрасивые», «неопрятные», «нечистоплотные», «неприятные» (именно в этой группе ассоциаций встречаются наиболее грубые выражения). [6]
В основном нейтрально оценивается статусскихтатар («беженцы», «переселенцы», «репатрианты», с которыми связывают «увеличение населения в у»); с долей сочувствия констатируются события исторической жизнинарода в последнее столетие («обездоленный народ, добивающийся своей цели», «национальная трагедия», «национальная боль»). Лишь дважды прозвучал давний упрек в «предательстве иных национальностей». Молодые люди не демонстрируют нетерпимости, говоря о конфессиональной жизнискихтатариих традиционной бытовой культуре («иноверцы», «соблюдение всех традиций мусульманства», «культ родителей», «многодетность»), хотя в то же время считают, что они «слишком сильно верующие», «фанатики». Характеризуя свое собственное отношение к ским татарам респонденты достаточно нейтральны, хотя в их ответах чувствуется порой изрядная доля отчуждения: скиетатары «иные», «особенные», «бывают разные», «многие не нравятся, но естьи хорошие людиэтой нации», «всегда к ним относился нейтрально». Любопытно, что историяи культура скихтатар очень слабо представлены в словаре ассоциаций. [7] Тем не менее, однозначно позитивные ассоциации вызывает лишь национальная скотатарская кухня («вкусная еда», «вкусный плов»), хотя к ней не вполне корректно отнесены и кумыс, и манты, и шашлык. [8]
* * *
Чтобы выяснить, насколько молодые чане разныхнациональностей знакомы с скотатарской культурой, мы попросилиих назвать именаскихтатар деятелей науки, культуры, просвещения, общественно-ическихи военных деятелей (как современников, так иисторических личностей).
Не смогли ответить на вопрос 79 респондентов, т.е. 59,4% опрошенных (17 анкет остались вовсе без ответа; «не знаю» написали 33 человека; «не могу вспомнить» еще 27). В этой группе имело место проявление агрессивных настроений: «кого не люблю, того не знаю»; «не знаю, а наших деятелей они знают?». Сюда же можно отнестии ответы типа «мы име неинтересуемся, они нам ненада» (стиль и орфография респондента), а также ответы, не имеющие отношения к вопросу (таких всего 4).
Следующую группу ответов составляют некорректно названные респондентами лица не скотатарскойнациональности (всего 18 позиций и 11 персон). В их число попали Чингисхан (упомянут 4 раза, включая и такой нетрадиционный вариант написания его именикак «Чиз-Гиз-Хан», навевающий воспоминания о бургерах от McDonalad' s), хан Батый (3 раза), Омар Хайям (3 раза), а также Айвазовский, Вернадский, Ралиф Сафин, Фазиль Искандер, Фрунзе, Чингиз Айтматов Как говорится, без комментариев.
Наконец, собственно скотатарские деятели, которые были упомянуты 92 раза (напомним, что число ответов на этот вопрос не ограничивалось). Их можно разбить на две основные группы: представители рода Гиреев и лица, связанные с эпохой ского ханства (всего 17 позиций; среди лидеров 5 раз упоминается «хан Гирей (Герай)» вообще, что не историческое лицо, а некий образ из распространенной, много раз переизданной книжки «Легенды а», и 4 раза Менгли-Гирей), и все остальные (75 позиций, 24 персоны). В последней группе абсолютно лидирует Мустафа Джемилев (17 упоминаний; невозможно не привестии курьезный ответ «Джимилис»: этакий симбиоз собственно Джемилева имеджлиса). Затем следуют Амет-Хан Султан (упомянут 13 раз; 1 раз названа «площадь Амет-Хан Султана»), Исмаил-Бей Гаспринский (10 раз) и Лентун Безазиев (6 раз). Среди других известных нашим респондентам деятелей скотатарскойнациональности в основном икии общественные деятели (Рефат Чубаров, Владимир Шайдеров), деятели культуры (композиторАлемдарКараманов, художник Рамазан Усеинов, певцы Зарема-Ханум и Сервер Какура) и спортсмены.
Нельзя не отметить несколько смутные представления респондентов даже о тех персонах, имена которых они смогли вспомнить. Так, Амет-Хан Султан в одной из анкет был представлен как поэт, а вариантов написания его имени среди 14 упоминаний порядка десяти. В целом же, знание (вернее, незнание) студентами скотатарскойистории, культуры и общественно-ической жизни обескураживает. Очевидно, что формальное «прохождение» в школепроизведений отдельных поэтов и писателей отнюдь не способствует изменению ситуации в лучшую сторону.
* * *
Таким образом,
в основном нейтрально оценивая факты истории скотатарского народа, их конфессиональную принадлежность и нынешний социальный и экономический статус (т.е. как раз то, в чем обычно усматривают основной источник межнациональных противоречий),
так же нейтрально характеризуя свою собственную позицию в отношениискихтатар,
демонстрируя обескураживающее незнание скотатарскойисториии культуры,
молодые люди обнаруживают нетерпимость и недоброжелательность (часто презрение и пренебрежение), прежде всего замечая в характере скихтатар качества, представляющие угрозу и опасность для сохранения ситуации межнациональной стабильности на полуострове.
Иными словами, именно в скихтатарах усматривается источник агрессиии возможного межнационального конфликта. Собственные же позиции оцениваются как весьма уверенные; пожалуй, их можно выразить такой обобщенной фразой: «мы добры и терпеливы, но осознаем, что за нами сила».
Настроения, выявленные в результате опроса, по большому счету не осознанны, в обыденной жизни себя не проявляют, отчастиих даже стыдятся, но факт их существования в коллективном бессознательном указывает на возможность нежелательного развития конфликтной ситуации по внешнему (безусловно, родившемуся не в университетских аудиториях) сценарию.
Если соотнести подобные установки молодежи с вопросом конфликтологов о том, сколь массовыми должны быть отдельные выступления (акции) скихтатар, чтобы взорвать межнациональный мир на полуострове, и поддержит ли основная масса скотатарского населения возможные ическиепровокации, то, пожалуй, придется переформулировать этот вопрос следующим образом: что станет той последней каплей, которая откроет путь сокрушительному потоку скрытых погромных антитатарских настроений, сдерживаемых или не осознаваемых пока основной массой остального (преимущественно славянского) населения а.
«Друг человек, который знает о вас все и, тем не менее, любит вас» гласит древняя мудрость. В у же замечена следующая закономерность: чем плотнее общение с скимитатарами(на рабочих местах, в учебных заведениях, в быту соседи, рынок), тем негативнее (в массовом, а не единичном случае) к ним отношение представителей иных национальностейи тем резче оценка их моральных качеств, интеллектуального уровняи т.д. Таким образом, довольно распространенная установкаисследователей «чем лучше мы знаем другую культуру (культуру в широком плане не только духовную, но ибытовую, экономическую и т.д.), тем терпимее относимся к представителям этой культуры» оказывается не вполне корректной [9] : к сожалению, в восприятиискихтатар молодежью иных национальностей а преобладают негативные установки.
Эдуард Попов, Юрий Кокин скиетатарыилитатарский ? 9 июня 2005 г.
"Лучше татарский, чем москальский!" Лозунг блока В. Ющенко "Наша Украина" на выборах в Верховную раду Украины 2002 г.
В условиях а одним из наиболее действенных механизмов проведения антирусской ики Киева является ско-татарский фактор, который давно уже перестал быть частью исключительно ской и даже украинской внутренней ики. Один из рецидивов этой поощряющей скотатарский национализм ики Киева мы наблюдали совсем недавно, когда по российским телеканалам прошли сюжеты о самозахвате татарамиземельных участков на южном берегу а.
Идея об использовании ско-татарского движения (КТД) для нейтрализации позиций России в у впервые была озвучена на нашумевшем совместном чрезвычайном заседании Совета обороны и безопасностии Всеукраинского конгресса и комитета обороны правительства Украины, происходившем в Киеве 7 сентября 1993 г. На заседании с участием руководства Национальной гвардииУкраиныи практически всех государственных структур присутствовали в качестве почетных гостей руководители УНА-УНСО, ОУН-УПА, Руха. Тогда в своей речи к собравшимся президент Леонид Кравчук заявил: "Мы должны объединиться против могущества России. Только тогда онаи ее президент будут управляемы нами. Министерству обороны, Национальной гвардии, СБУ, МВД необходимо самым решительным образом взяться за проблему а, Севастополя и ЧФ. Мы, наконец, должны устранить эту головную боль. Указанным ведомствам разрешаю делать все возможное, что может пошатнуть влияние России в этом регионе (выделено нами Э.П., Ю.К.). Активнее нужноиспользовать ско-татарское движение" (Правда, 1993 г., 15 сентября).
В то время это движение еще не имело реальной силы, но в настоящее время от него исходит серьезнейшая угроза стабильности в регионе. Украинские власти пытались и пытаются противопоставить русских украинцам итатарам. В этом плане националисты в Киеве находят широкую поддержку у руководящей верхушкитатарскойобщины, для которой ущемление интересов русского населения а означает укрепление собственных позиций. Так, в ходе выборов в Верховную раду Украины 2002 г. сторонники В. Ющенко и его блока "Наша Украина" устраивали в Киеве митинги под лозунгами "Лучше татарский, чем москальский!". В свою очередь, националистические газеты скихтатар (например, "Адалет") представляют Украину в качестве колонии России, доказывают существование исконной дружбы между украинцамиитатарами, прославляют силу и доблесть ско-татарских вооруженных сил, неоднократно сжигавших Москву, другие русские города. Русские объявляются грабителямии оккупантами, виновными в развязывании геноцида ско-татарского народа. Опираясь на поддержку властей, меджлис (наиболее влиятельная националистическая организация скихтатар) и его лидеры Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров переходят к организации массовых акций ического характера. Так, на митинге 18 мая 1996 г. в г. Симферополе было принято обращение к президенту и правительству Украины с требованием законодательно установить такое гарантированное представительство татар в Верховном Совете Автономной республики (ВС АРК), которая позволила бы им реально взять власть в свои руки ("Российская община Севастополя", 1996, № 11). На тот период по настоянию Киева в ВС АРК заседали 14 скихтатар, что составляло 15 % от общего числа депутатов. И это при том, что скиетатарысоставляют 10 % населения полуострова, а их доля в создании трудового дохода ского народа намного меньше 10 %. Однако даже при таком раскладе 15 % мест в ВС АРК меджлис не устраивает, и в настоящее время одним из его основных требований является выделение 50 процентов мест в парламенте. Вторую же половину предлагается поделить поровну между другиминациональностями, населяющими . Таким образом, получается, что 75 % русского населения полуострова должны иметь в парламенте 15-20 %. Аргументацией этих требований служит утверждение, согласно которому русские живут не на своей земле, а на татарской. ские же татары являются коренными жителями полуострова.
Отдать власть в рукитатар основное, но не единственное требование меджлиса. Из многочисленных социально-экономических требований выделяются следующие: дать право возвращающимся в татарам по их усмотрению поселяться на уже занятой другимитерритории,восстановить топонимику а в том виде, какой она была 50 лет назад, создать "максимум реального возмещения материального и морального ущерба", причиненного ско-татарскому народу, причиненного в ходе депортациии последующей дискриминации. Подразумевается, что возместить этот ущерб должны русские, а Киев должен помочь заставить их сделать это. Отметим, что татары в большинстве своем настроены против Россиии русских, что обуславливается поддержкой официальных властей иисламистской идеологией.
Неотъемлемая часть последней поддержка целей идействий чеченских сепаратистов в их борьбе против России. Уже давно в среде украинской, российской и ской общественности ходят слухи о существовании в горах а центра вербовкии подготовки боевиков для ведения боевыхдействийпротив федеральных войск в Чеченской республике. По имеющейся информации, в районе г. Старый (большинство населениятатары) существует некий "Центр воинов ислама" группировки "Адалет". В интервью корреспонденту передачи "Совершенно секретно" (июль 1998 г.) М. Джемилев публично признал факт подготовкилюдей в у для участия в боевых действиях в Чечне. Но официальный Киев все это опровергает, не желая вызвать законные обвинения. Не стоит забывать и о том, что в Чеченской республике на стороне сепаратистов воевали боевики Д. Корчинского из УНА-УНСО, которых объединяет с скими наемниками ненависть к общему врагу России.
Отношение скихтатар к чеченским боевикам проявляется и в принятиидетей "бойцов за веру" на период военных действий: в первую кампанию около 500 детей; данными по второй кампании мы не располагаем. Территория размещения гг. Алупка, Алушта и другие ско-татарские населенные пункты на побережье. (Сведения получены из личных бесед одного из авторов статьи с скимитатарами Ю.К.). Официальный Киев такую информацию либо опровергает, либо оставляет без внимания. Русское население всерьез обеспокоено возрастающей активностью татар, которая выливается в действия явочного характера: создание отрядов самообороны аскеров, создания обществ помощи чеченскому народу, получающих средства от Турции, незаконные захваты и дележиземлии др. В настоящее время самозахваты земли скимитатарами стали вопиющим фактом, проводимом при потворстве властей. Это приводит к серьезным осложнениям межнациональных отношений. Наибольшую известность получил конфликт в селе Морском Судакского района 15 января 2003 г., где ранее (в 2001 г.) уже происходилистолкновениямеждуславянамиитатарамииз-за слома последними православных крестов. Но если первый конфликт в селе Морское властям удалось скрыть от широкой общественности, то во втором случае этого не произошло, поскольку татары захватили российскиеземли. Конфликт был связан с выделением властямисела участка земли площадью 1 га руководству московской фирмы "Центр-книга" (организация, осуществлявшая выпуск учебников по заказу Ю. Лужкова для московских школ а) для строительства оздоровительного комплекса. Представителитатарского населениясела Морское выступилипротив выделения земли россиянам, которое охарактеризоваликак разбазаривание "их" земель. В сентябре 2002 г. ими были построены на отведенном участке 22 дома из 24 по плану под собственные мини-пансионы. Русские жителисела с сентября 2002 г. требовали ликвидациитатарских построек. 13 января 2003 г. сессия поссовета приняла решение о сносе домов, которое скимитатарами было проигнорировано. 15 января недовольство русского населения вылилось в силовую попытку выполнить решение суда о сносе построек, в ходе которой пострадало около 20 скихтатар. Осуществили силовую акцию члены казачьих формирований из окрестных населенных пунктов. 16 января около 600 татар пришли на митинг, организованный меджлисом, организованный под лозунгом "Прекратить разбазаривание наших земель!", ликвидации казачьих формирований, принимавших участие в избиении. В противном случае они угрожали созданием собственных вооруженных отрядовдля борьбы с казаками. К месту конфликта были стянуты крупные силы внутренних войск Украины, которые разъединили враждующие стороны и не допустили дальнейшего распространения конфликта, который удалось перевести в правовое русло. Однако снос татарскихдомов был приостановлен. Налицо незаинтересованность властей в предоставленииземлиинвесторам из России. Глава поссовета Л. Крысов, принявший решение о выделенииземли, стал объектом беспощадной критики (газета "Кафа", 2003 г., №№ 7,10; "Провинция", 2003 г., № 5 и др.).
Общеизвестно также, что татарская община служит проводником проникновения турецкого влияния на полуострове, получает серьезную финансовую и экономическую поддержку со стороны Анкары. Выделяются крупные средства на строительство жилья для репатриантов-татар, на подставных лиц татарскойнациональности ведется скупказемли на побережье, оттесняя русских в глубь а, на неплодородные земли. Тем самым татары, а через них Турция, стремятся прибрать к рукам наиболее рентабельную сферу ского хозяйства рекреационную. Хочется отметить, что при приобретенииземли представители 300-тысячной общиныскихтатар, пользуясь статусом репатриантов, находятся в более привилегированном положении, чем представители славянскихнародов. В качестве примера приведем данные о выделенииземли в селе Морском Судакского района. За последнее десятилетие выделено населению 394 участка, из них 298 ским татарам. В селепроживают 2,5 тыс. человек, из них лишь 500 скихтатар. В целом на одного татарина приходится 1,7 участка земли, а на 20 русских 1 участок земли. Приведенная картина отражает ситуацию в у в целом. ское и, тем более, киевское руководство не замечает или не хочет замечать опасность усиления татарскихинтересов на полуострове. Более того: для киевских властей требование татар "не разбазаривать их землю" весьма удобно, так как позволяет не допустить возможность приобретения земельной собственности российскими гражданами, что несомненно упрочит положение российских собственников.
Однако необходимо отметить, что ско-татарское движение неоднородно и представлено двумя крупнейшими организациями: Меджлис и Национальное движение скихтатар (НДКТ). Лидер последнего, Васви Абдураимов, отстаивает идею славяно-тюркского единства в у, говорит о перспективе создания новой народности, придерживается ориентации на создание республиканского патриотического движения на базе различных партий и общественных организаций. К числу приоритетов движения можно отнести поддержку интеграционных процессов, направленных на создание союзного государства России, Украины, Белоруссии, других республик бывшего СССР. НДКТ резко отрицательно относится к панисламистской идее, которую эксплуатирует меджлис. Усиление Турции в Черноморском регионеона воспринимает как угрозу интеграционным процессам России, главного гаранта стабильности всего региона. По словам В. Абдураимова, те, кто ощущает себя скими турками, должны переселиться в Турцию, а в республике должны остаться скиетатары, осознающие необходимость мирного сосуществования со славянами (газета "Житуха", 1996, № 9).
Итак, на середину 2000-х гг. межнациональная обстановка в АРК далека от стабильной и характеризуется, прежде всего, ущемлением интересов наиболее многочисленной национальной общины полуострова русской. Экономические, ическиеи культурные потребности третьей по численностиобщины ско-татарской обеспечены на несколько порядков лучше, что вызвано ическими устремлениями Киева. В дальнейшем можно прогнозировать еще большее усиление кризисной ситуации в республике по линии межнациональногопротивостояние между русскимиитатарами.
В настоящее время наблюдается очередное "сезонное" обострение межнациональных отношений в Автономной республике . Главным фигурантом иинициатором этих процессов выступают радикальные скотатарские организации. Стратегическая цель движения создание скотатарскойавтономии в у. Важнейшая тактическая задача решение крайне острого для полуострова земельного вопроса с максимальной пользой дляскихтатар. Поэтому постоянным сюжетомских общественно-ическихновостей становятся столкновениятатарского и русского населении, главным образом, на самой привлекательной части полуострова южном берегу а (ЮБК).
Очередная, более значительная по сравнению с предыдущим периодом активизация ско-татарского населенияпроизошла осенью-зимой 2003-2004гг. Эта акция приняла вид масштабных самозахватов земли в прибрежной полосе а в районах: г.Ялта, г.Саки, г.Судака, г.Евпатории. Особую остроту данный аспект приобрел в Судакском районеирайоне Большой Ялты, гдепроизошли новые межэтническиестолкновенияи ситуация продолжает накаляться на фоне уступчивости властей требованиям репатриантов.
Так, жителисела Солнечная Долина (Судакский р-н) направили на имя Президента, Премьер-министра, Председателя ВР и Генпрокурора Украины, а также руководителям а и Судака письмо с требованием принять меры для прекращения самозахвата земли на мысе Меганом. В письме отмечается, что русскоязычные жители оставляют за собой право организовать "народное противостояние" в случае, если самозахват не будет ликвидирован. Вопиющим правовым беспределом является занятие татарами заповедных территорий. Происходит так называемая "внутренняя миграция", в ходе которой ские