Беззазиев - давно и определенно известная фигура... Позиция НДКТ, возглавляемого в свое время Юрием Османовым, тоже давно известна... Так что произошедшее - не более чемкакая-то мелкая транформация давних оппонентов Меджлиса... У некоторых людейтак бывает - делать все, что угодно, лишь бы это было наперекор какой-то линии... .................... Стоит сказать (длясправки), что ни Беззазиев, ни Ю.Б. Османов никогда в народе заметным авторитетом и популярностью не пользовались...
Урал Османов не пользовался авторитетом?!!!! Ну знаете.. это все равно что сказать, что Ющенко, в общем-то, вполне лояльно принимают на Востоке страны и даже будут за него голосовать. Это в смысле бред и пустой звук ))
Татьяна Лопухина Восприятие скихтатар молодыми чанамииных национальностей.
Для исследования стереотипов межнационального восприятия более важным представляется не физиологический возраст людей, а «исторический», что отражает условия и характер обработкиих сознания, формировавшегося в разные периоды. Поэтому мы остановились на одной из возможных типологий в изучениистереотипов восприятия скихтатариныминациональными группами а «условно возрастной», позволяющей выделить три очевидно отличающиеся друг от друга группы населения.
Условно возрастные группы:
- группа преклонного (в основном пенсионного и предпенсионного) возраста, становление национального сознания которой шло под лозунгом «скиетатары предатели». Нам представляется, что это наиболее нетерпимо настроенная в отношениискихтатар группа. С другой стороны, это одна из наиболее ически активных и законопослушных групп избирателей, манипулируя настроениями которых власти в состояниипроводить в том числе и ту национальную ику, которую считают целесообразной;
- группа 30-40-летних, выросшая под лозунгом «народов-предателей не бывает». Мы допускаем, что на момент возвращениескихтатар в их сознание представляло собой в определенном смысле чистую доску, на которой потом в зависимости от накапливавшегося опыта межнационального общения выписывалось отношение к ским татарам. С другой стороны, сознание людейэтой возрастной группы не могло не носить комплементарного характера, в котором явно обнаруживались социальные преференции: ведь у многих по отношению к депортированным в той илииной степени было развито чувство вины пусть не личной, но некой родовой, исторической, абстрактной. В этой группе разброс отношений к ским татарам наиболее широк в зависимости от личного опыта ихарактера преференций, социальных иических позиций и т.д.;
- молодежь 20 ( /5) лет, которая, собственно, росла и формировалась уже в условиях полиэтничного окружения (ский татаринэто «парень из соседнего двора»), и поэтому, по представлениям многих исследователей, должна быть наиболее терпимой и дружественной по отношению к представителям других национальностей: ведь годы их учебы в школе совпали со временем массового возвращения скихтатар, поэтому неизбежно совместное обучение, соседское окружение, т.е. опыт личного общения, дружбы, любви, конкуренции, и следовательно восприятие этнического разнообразия как нормы, обыденности, не таящей в себе угрозы.
На выявление спектра позитивных и негативных стереотипов последней (по гипотезе наиболее толерантно настроенной) группы и было направлено исследование, проведенное нами в ноябре 2000 г. Объектом его стали 133 студента-первокурсника [1] симферопольских вузов (Таврический национальный университет /ТНУ/ и Таврический экологический институт /ТЭИ/). Выбор их в качестве объекта исследования определялся тем, что (а) молодые люди, приехавшие в Симферополь получать высшее образование, представляют разные населенные пункты ирегионы а, что позволяет увидеть более широкую картину, а не только узнать мнение молодых жителей столицы автономии; (б) после 2-3 месяцев учебы в вузе их сознание пока еще не трансформировано высшим образованием, т.е. они достаточно адекватно представляют молодежь разных социальных слоев ского общества; (в) наконец, это будущая интеллектуальная и управленческая элита а, от которой через нескольколет будет зависеть как формирование общественного мнения в отношениискихтатар, трансляция образов межнациональных отношений, так и принятие административных, управленческих решений, в том числе затрагивающих сферу межнациональных отношений, поэтому представляется небесполезным изучение тех базисных представлений, исходя из которых будут действовать наши будущие специалисты.
В настоящей работе мы не ставили цели выявить зоны распространения тех илииных стереотипов (насколько массовый характер они носят, есть лирегиональные различия и т.п.) это следующий шаг, которому должно соответствовать отдельное, более масштабное исследование.
* * *
Мы попросили молодых людейразныхнациональностей ответить, с какими словами ассоциируется у них «ский татарин». Массив отмеченных респондентами ассоциаций позволил составить своеобразный обобщенный портрет скихтатар,каких видят молодые представителииных национальных групп а (русские, украинцы и др.):
Однозначно признается, что судьбу и характер народа во многом определила депортация [2] , искихтатар рассматривают прежде всего как представителей депортированного народа. скиетатарызлые, злобные излопамятные. Кроме того, онихитрые, наглые, жестокие имстительные. Это грязные люди, в массе своей занимающиеся торговлей на рынке. Национальное блюдо однозначно плов. Географическискихтатар связывают с ом и Бахчисараем, считая их религиознымии в то же время националистами. Для представителей других национальностейони олицетворяют мусульманство. В то же время, ский татаринэтопросто человек, представитель трудолюбивого народа. [3]
Для сравнения приведем обобщенный портрет русских, каких видят сами русские, украинцы и представители других национальностей, исключая скихтатар:
Прежде всего, этодобрый, добродушный человек, откровенно любящий выпитьи предпочитающий приэтом исключительно водку. Образ русского человека однозначно связывается с Россией и ее столицей Москвой. Русскиесильный и умный народ. Это четко выделяемая, определяемая национальность. Для многих они символизируют Родину: этородной народ, родные люди. Их считают красивымиипростыми, но приэтом ленивыми. Русский это прежде всего просто человек. «Лицо нации» символизирует Путин. Животное, образ которого всплывает в воображении при мыслях о русском, этомедведь. Русские олицетворяют собой иславянскую идею, славян. Онигостеприимные, веселые, открытые, честные люди, представляющие великий народ, который по-прежнему связывают с таким государством какСССР. [4]
Опрос показал, что скиетатары вызывают у молодых людей в первую очередь чувство тревоги, ощущение, что этот этнос несет в себе агрессию, опасность («конфликт», «кровь», «насилие», «ненависть», «непримиримость», «ожесточенность»). [5] В таком контексте даже вполне нейтральные или позитивные качества (например, отмечаемые респондентамисобранность илисплоченность нации) таят в себе дополнительную угрозу. В описаниинациональногохарактера преобладают негативные характеристики (55 против 25 положительных): скиетатары «везде во все влезают», они «вечно недовольны» и приэтом «грубы», «глупы», «жадны» и «завистливы». Однако отмечается и то, что это «веселый», «гостеприимный», «дружный», «независимый» и «умный» народ. Та же не вполне доброжелательная ситуациии в оценке стандартов хозяйственного, экономического поведения скихтатар («рабочий, но вредный» народ, «рыночные торговцы»); пренебрежительные интонации звучат при оценке их уровня жизни («беднота в основном», «малоимущие», «нищета») и образовательного уровня («неграмотный», «недоразвитый», «некультурщина»). Откровенно отчужденно, часто презрительно воспринимаются они визуально: «маленькие», «некрасивые», «неопрятные», «нечистоплотные», «неприятные» (именно в этой группе ассоциаций встречаются наиболее грубые выражения). [6]
В основном нейтрально оценивается статусскихтатар («беженцы», «переселенцы», «репатрианты», с которыми связывают «увеличение населения в у»); с долей сочувствия констатируются события исторической жизнинарода в последнее столетие («обездоленный народ, добивающийся своей цели», «национальная трагедия», «национальная боль»). Лишь дважды прозвучал давний упрек в «предательстве иных национальностей». Молодые люди не демонстрируют нетерпимости, говоря о конфессиональной жизнискихтатариих традиционной бытовой культуре («иноверцы», «соблюдение всех традиций мусульманства», «культ родителей», «многодетность»), хотя в то же время считают, что они «слишком сильно верующие», «фанатики». Характеризуя свое собственное отношение к ским татарам респонденты достаточно нейтральны, хотя в их ответах чувствуется порой изрядная доля отчуждения: скиетатары «иные», «особенные», «бывают разные», «многие не нравятся, но естьи хорошие людиэтой нации», «всегда к ним относился нейтрально». Любопытно, что историяи культура скихтатар очень слабо представлены в словаре ассоциаций. [7] Тем не менее, однозначно позитивные ассоциации вызывает лишь национальная скотатарская кухня («вкусная еда», «вкусный плов»), хотя к ней не вполне корректно отнесены и кумыс, и манты, и шашлык. [8]
* * *
Чтобы выяснить, насколько молодые чане разныхнациональностей знакомы с скотатарской культурой, мы попросилиих назвать именаскихтатар деятелей науки, культуры, просвещения, общественно-ическихи военных деятелей (как современников, так иисторических личностей).
Не смогли ответить на вопрос 79 респондентов, т.е. 59,4% опрошенных (17 анкет остались вовсе без ответа; «не знаю» написали 33 человека; «не могу вспомнить» еще 27). В этой группе имело место проявление агрессивных настроений: «кого не люблю, того не знаю»; «не знаю, а наших деятелей они знают?». Сюда же можно отнестии ответы типа «мы име неинтересуемся, они нам ненада» (стиль и орфография респондента), а также ответы, не имеющие отношения к вопросу (таких всего 4).
Следующую группу ответов составляют некорректно названные респондентами лица не скотатарскойнациональности (всего 18 позиций и 11 персон). В их число попали Чингисхан (упомянут 4 раза, включая и такой нетрадиционный вариант написания его именикак «Чиз-Гиз-Хан», навевающий воспоминания о бургерах от McDonalad' s), хан Батый (3 раза), Омар Хайям (3 раза), а также Айвазовский, Вернадский, Ралиф Сафин, Фазиль Искандер, Фрунзе, Чингиз Айтматов Как говорится, без комментариев.
Наконец, собственно скотатарские деятели, которые были упомянуты 92 раза (напомним, что число ответов на этот вопрос не ограничивалось). Их можно разбить на две основные группы: представители рода Гиреев и лица, связанные с эпохой ского ханства (всего 17 позиций; среди лидеров 5 раз упоминается «хан Гирей (Герай)» вообще, что не историческое лицо, а некий образ из распространенной, много раз переизданной книжки «Легенды а», и 4 раза Менгли-Гирей), и все остальные (75 позиций, 24 персоны). В последней группе абсолютно лидирует Мустафа Джемилев (17 упоминаний; невозможно не привестии курьезный ответ «Джимилис»: этакий симбиоз собственно Джемилева имеджлиса). Затем следуют Амет-Хан Султан (упомянут 13 раз; 1 раз названа «площадь Амет-Хан Султана»), Исмаил-Бей Гаспринский (10 раз) и Лентун Безазиев (6 раз). Среди других известных нашим респондентам деятелей скотатарскойнациональности в основном икии общественные деятели (Рефат Чубаров, Владимир Шайдеров), деятели культуры (композиторАлемдарКараманов, художник Рамазан Усеинов, певцы Зарема-Ханум и Сервер Какура) и спортсмены.
Нельзя не отметить несколько смутные представления респондентов даже о тех персонах, имена которых они смогли вспомнить. Так, Амет-Хан Султан в одной из анкет был представлен как поэт, а вариантов написания его имени среди 14 упоминаний порядка десяти. В целом же, знание (вернее, незнание) студентами скотатарскойистории, культуры и общественно-ической жизни обескураживает. Очевидно, что формальное «прохождение» в школепроизведений отдельных поэтов и писателей отнюдь не способствует изменению ситуации в лучшую сторону.
* * *
Таким образом,
в основном нейтрально оценивая факты истории скотатарского народа, их конфессиональную принадлежность и нынешний социальный и экономический статус (т.е. как раз то, в чем обычно усматривают основной источник межнациональных противоречий),
так же нейтрально характеризуя свою собственную позицию в отношениискихтатар,
демонстрируя обескураживающее незнание скотатарскойисториии культуры,
молодые люди обнаруживают нетерпимость и недоброжелательность (часто презрение и пренебрежение), прежде всего замечая в характере скихтатар качества, представляющие угрозу и опасность для сохранения ситуации межнациональной стабильности на полуострове.
Иными словами, именно в скихтатарах усматривается источник агрессиии возможного межнационального конфликта. Собственные же позиции оцениваются как весьма уверенные; пожалуй, их можно выразить такой обобщенной фразой: «мы добры и терпеливы, но осознаем, что за нами сила».
Настроения, выявленные в результате опроса, по большому счету не осознанны, в обыденной жизни себя не проявляют, отчастиих даже стыдятся, но факт их существования в коллективном бессознательном указывает на возможность нежелательного развития конфликтной ситуации по внешнему (безусловно, родившемуся не в университетских аудиториях) сценарию.
Если соотнести подобные установки молодежи с вопросом конфликтологов о том, сколь массовыми должны быть отдельные выступления (акции) скихтатар, чтобы взорвать межнациональный мир на полуострове, и поддержит ли основная масса скотатарского населения возможные ическиепровокации, то, пожалуй, придется переформулировать этот вопрос следующим образом: что станет той последней каплей, которая откроет путь сокрушительному потоку скрытых погромных антитатарских настроений, сдерживаемых или не осознаваемых пока основной массой остального (преимущественно славянского) населения а.
«Друг человек, который знает о вас все и, тем не менее, любит вас» гласит древняя мудрость. В у же замечена следующая закономерность: чем плотнее общение с скимитатарами(на рабочих местах, в учебных заведениях, в быту соседи, рынок), тем негативнее (в массовом, а не единичном случае) к ним отношение представителей иных национальностейи тем резче оценка их моральных качеств, интеллектуального уровняи т.д. Таким образом, довольно распространенная установкаисследователей «чем лучше мы знаем другую культуру (культуру в широком плане не только духовную, но ибытовую, экономическую и т.д.), тем терпимее относимся к представителям этой культуры» оказывается не вполне корректной [9] : к сожалению, в восприятиискихтатар молодежью иных национальностей а преобладают негативные установки.
Эдуард Попов, Юрий Кокин скиетатарыилитатарский ? 9 июня 2005 г.
"Лучше татарский, чем москальский!" Лозунг блока В. Ющенко "Наша Украина" на выборах в Верховную раду Украины 2002 г.
В условиях а одним из наиболее действенных механизмов проведения антирусской ики Киева является ско-татарский фактор, который давно уже перестал быть частью исключительно ской и даже украинской внутренней ики. Один из рецидивов этой поощряющей скотатарский национализм ики Киева мы наблюдали совсем недавно, когда по российским телеканалам прошли сюжеты о самозахвате татарамиземельных участков на южном берегу а.
Идея об использовании ско-татарского движения (КТД) для нейтрализации позиций России в у впервые была озвучена на нашумевшем совместном чрезвычайном заседании Совета обороны и безопасностии Всеукраинского конгресса и комитета обороны правительства Украины, происходившем в Киеве 7 сентября 1993 г. На заседании с участием руководства Национальной гвардииУкраиныи практически всех государственных структур присутствовали в качестве почетных гостей руководители УНА-УНСО, ОУН-УПА, Руха. Тогда в своей речи к собравшимся президент Леонид Кравчук заявил: "Мы должны объединиться против могущества России. Только тогда онаи ее президент будут управляемы нами. Министерству обороны, Национальной гвардии, СБУ, МВД необходимо самым решительным образом взяться за проблему а, Севастополя и ЧФ. Мы, наконец, должны устранить эту головную боль. Указанным ведомствам разрешаю делать все возможное, что может пошатнуть влияние России в этом регионе (выделено нами Э.П., Ю.К.). Активнее нужноиспользовать ско-татарское движение" (Правда, 1993 г., 15 сентября).
В то время это движение еще не имело реальной силы, но в настоящее время от него исходит серьезнейшая угроза стабильности в регионе. Украинские власти пытались и пытаются противопоставить русских украинцам итатарам. В этом плане националисты в Киеве находят широкую поддержку у руководящей верхушкитатарскойобщины, для которой ущемление интересов русского населения а означает укрепление собственных позиций. Так, в ходе выборов в Верховную раду Украины 2002 г. сторонники В. Ющенко и его блока "Наша Украина" устраивали в Киеве митинги под лозунгами "Лучше татарский, чем москальский!". В свою очередь, националистические газеты скихтатар (например, "Адалет") представляют Украину в качестве колонии России, доказывают существование исконной дружбы между украинцамиитатарами, прославляют силу и доблесть ско-татарских вооруженных сил, неоднократно сжигавших Москву, другие русские города. Русские объявляются грабителямии оккупантами, виновными в развязывании геноцида ско-татарского народа. Опираясь на поддержку властей, меджлис (наиболее влиятельная националистическая организация скихтатар) и его лидеры Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров переходят к организации массовых акций ического характера. Так, на митинге 18 мая 1996 г. в г. Симферополе было принято обращение к президенту и правительству Украины с требованием законодательно установить такое гарантированное представительство татар в Верховном Совете Автономной республики (ВС АРК), которая позволила бы им реально взять власть в свои руки ("Российская община Севастополя", 1996, № 11). На тот период по настоянию Киева в ВС АРК заседали 14 скихтатар, что составляло 15 % от общего числа депутатов. И это при том, что скиетатарысоставляют 10 % населения полуострова, а их доля в создании трудового дохода ского народа намного меньше 10 %. Однако даже при таком раскладе 15 % мест в ВС АРК меджлис не устраивает, и в настоящее время одним из его основных требований является выделение 50 процентов мест в парламенте. Вторую же половину предлагается поделить поровну между другиминациональностями, населяющими . Таким образом, получается, что 75 % русского населения полуострова должны иметь в парламенте 15-20 %. Аргументацией этих требований служит утверждение, согласно которому русские живут не на своей земле, а на татарской. ские же татары являются коренными жителями полуострова.
Отдать власть в рукитатар основное, но не единственное требование меджлиса. Из многочисленных социально-экономических требований выделяются следующие: дать право возвращающимся в татарам по их усмотрению поселяться на уже занятой другимитерритории,восстановить топонимику а в том виде, какой она была 50 лет назад, создать "максимум реального возмещения материального и морального ущерба", причиненного ско-татарскому народу, причиненного в ходе депортациии последующей дискриминации. Подразумевается, что возместить этот ущерб должны русские, а Киев должен помочь заставить их сделать это. Отметим, что татары в большинстве своем настроены против Россиии русских, что обуславливается поддержкой официальных властей иисламистской идеологией.
Неотъемлемая часть последней поддержка целей идействий чеченских сепаратистов в их борьбе против России. Уже давно в среде украинской, российской и ской общественности ходят слухи о существовании в горах а центра вербовкии подготовки боевиков для ведения боевыхдействийпротив федеральных войск в Чеченской республике. По имеющейся информации, в районе г. Старый (большинство населениятатары) существует некий "Центр воинов ислама" группировки "Адалет". В интервью корреспонденту передачи "Совершенно секретно" (июль 1998 г.) М. Джемилев публично признал факт подготовкилюдей в у для участия в боевых действиях в Чечне. Но официальный Киев все это опровергает, не желая вызвать законные обвинения. Не стоит забывать и о том, что в Чеченской республике на стороне сепаратистов воевали боевики Д. Корчинского из УНА-УНСО, которых объединяет с скими наемниками ненависть к общему врагу России.
Отношение скихтатар к чеченским боевикам проявляется и в принятиидетей "бойцов за веру" на период военных действий: в первую кампанию около 500 детей; данными по второй кампании мы не располагаем. Территория размещения гг. Алупка, Алушта и другие ско-татарские населенные пункты на побережье. (Сведения получены из личных бесед одного из авторов статьи с скимитатарами Ю.К.). Официальный Киев такую информацию либо опровергает, либо оставляет без внимания. Русское население всерьез обеспокоено возрастающей активностью татар, которая выливается в действия явочного характера: создание отрядов самообороны аскеров, создания обществ помощи чеченскому народу, получающих средства от Турции, незаконные захваты и дележиземлии др. В настоящее время самозахваты земли скимитатарами стали вопиющим фактом, проводимом при потворстве властей. Это приводит к серьезным осложнениям межнациональных отношений. Наибольшую известность получил конфликт в селе Морском Судакского района 15 января 2003 г., где ранее (в 2001 г.) уже происходилистолкновениямеждуславянамиитатарамииз-за слома последними православных крестов. Но если первый конфликт в селе Морское властям удалось скрыть от широкой общественности, то во втором случае этого не произошло, поскольку татары захватили российскиеземли. Конфликт был связан с выделением властямисела участка земли площадью 1 га руководству московской фирмы "Центр-книга" (организация, осуществлявшая выпуск учебников по заказу Ю. Лужкова для московских школ а) для строительства оздоровительного комплекса. Представителитатарского населениясела Морское выступилипротив выделения земли россиянам, которое охарактеризоваликак разбазаривание "их" земель. В сентябре 2002 г. ими были построены на отведенном участке 22 дома из 24 по плану под собственные мини-пансионы. Русские жителисела с сентября 2002 г. требовали ликвидациитатарских построек. 13 января 2003 г. сессия поссовета приняла решение о сносе домов, которое скимитатарами было проигнорировано. 15 января недовольство русского населения вылилось в силовую попытку выполнить решение суда о сносе построек, в ходе которой пострадало около 20 скихтатар. Осуществили силовую акцию члены казачьих формирований из окрестных населенных пунктов. 16 января около 600 татар пришли на митинг, организованный меджлисом, организованный под лозунгом "Прекратить разбазаривание наших земель!", ликвидации казачьих формирований, принимавших участие в избиении. В противном случае они угрожали созданием собственных вооруженных отрядовдля борьбы с казаками. К месту конфликта были стянуты крупные силы внутренних войск Украины, которые разъединили враждующие стороны и не допустили дальнейшего распространения конфликта, который удалось перевести в правовое русло. Однако снос татарскихдомов был приостановлен. Налицо незаинтересованность властей в предоставленииземлиинвесторам из России. Глава поссовета Л. Крысов, принявший решение о выделенииземли, стал объектом беспощадной критики (газета "Кафа", 2003 г., №№ 7,10; "Провинция", 2003 г., № 5 и др.).
Общеизвестно также, что татарская община служит проводником проникновения турецкого влияния на полуострове, получает серьезную финансовую и экономическую поддержку со стороны Анкары. Выделяются крупные средства на строительство жилья для репатриантов-татар, на подставных лиц татарскойнациональности ведется скупказемли на побережье, оттесняя русских в глубь а, на неплодородные земли. Тем самым татары, а через них Турция, стремятся прибрать к рукам наиболее рентабельную сферу ского хозяйства рекреационную. Хочется отметить, что при приобретенииземли представители 300-тысячной общиныскихтатар, пользуясь статусом репатриантов, находятся в более привилегированном положении, чем представители славянскихнародов. В качестве примера приведем данные о выделенииземли в селе Морском Судакского района. За последнее десятилетие выделено населению 394 участка, из них 298 ским татарам. В селепроживают 2,5 тыс. человек, из них лишь 500 скихтатар. В целом на одного татарина приходится 1,7 участка земли, а на 20 русских 1 участок земли. Приведенная картина отражает ситуацию в у в целом. ское и, тем более, киевское руководство не замечает или не хочет замечать опасность усиления татарскихинтересов на полуострове. Более того: для киевских властей требование татар "не разбазаривать их землю" весьма удобно, так как позволяет не допустить возможность приобретения земельной собственности российскими гражданами, что несомненно упрочит положение российских собственников.
Однако необходимо отметить, что ско-татарское движение неоднородно и представлено двумя крупнейшими организациями: Меджлис и Национальное движение скихтатар (НДКТ). Лидер последнего, Васви Абдураимов, отстаивает идею славяно-тюркского единства в у, говорит о перспективе создания новой народности, придерживается ориентации на создание республиканского патриотического движения на базе различных партий и общественных организаций. К числу приоритетов движения можно отнести поддержку интеграционных процессов, направленных на создание союзного государства России, Украины, Белоруссии, других республик бывшего СССР. НДКТ резко отрицательно относится к панисламистской идее, которую эксплуатирует меджлис. Усиление Турции в Черноморском регионеона воспринимает как угрозу интеграционным процессам России, главного гаранта стабильности всего региона. По словам В. Абдураимова, те, кто ощущает себя скими турками, должны переселиться в Турцию, а в республике должны остаться скиетатары, осознающие необходимость мирного сосуществования со славянами (газета "Житуха", 1996, № 9).
Итак, на середину 2000-х гг. межнациональная обстановка в АРК далека от стабильной и характеризуется, прежде всего, ущемлением интересов наиболее многочисленной национальной общины полуострова русской. Экономические, ическиеи культурные потребности третьей по численностиобщины ско-татарской обеспечены на несколько порядков лучше, что вызвано ическими устремлениями Киева. В дальнейшем можно прогнозировать еще большее усиление кризисной ситуации в республике по линии межнациональногопротивостояние между русскимиитатарами.
В настоящее время наблюдается очередное "сезонное" обострение межнациональных отношений в Автономной республике . Главным фигурантом иинициатором этих процессов выступают радикальные скотатарские организации. Стратегическая цель движения создание скотатарскойавтономии в у. Важнейшая тактическая задача решение крайне острого для полуострова земельного вопроса с максимальной пользой дляскихтатар. Поэтому постоянным сюжетомских общественно-ическихновостей становятся столкновениятатарского и русского населении, главным образом, на самой привлекательной части полуострова южном берегу а (ЮБК).
Очередная, более значительная по сравнению с предыдущим периодом активизация ско-татарского населенияпроизошла осенью-зимой 2003-2004гг. Эта акция приняла вид масштабных самозахватов земли в прибрежной полосе а в районах: г.Ялта, г.Саки, г.Судака, г.Евпатории. Особую остроту данный аспект приобрел в Судакском районеирайоне Большой Ялты, гдепроизошли новые межэтническиестолкновенияи ситуация продолжает накаляться на фоне уступчивости властей требованиям репатриантов.
Так, жителисела Солнечная Долина (Судакский р-н) направили на имя Президента, Премьер-министра, Председателя ВР и Генпрокурора Украины, а также руководителям а и Судака письмо с требованием принять меры для прекращения самозахвата земли на мысе Меганом. В письме отмечается, что русскоязычные жители оставляют за собой право организовать "народное противостояние" в случае, если самозахват не будет ликвидирован. Вопиющим правовым беспределом является занятие татарами заповедных территорий. Происходит так называемая "внутренняя миграция", в ходе которой ские
Группа: Старожил
Сообщений: 2550
Регистрация: 20.01.07
Вне форума
Предупреждения: (0%)
Перед прочтением таких текстов надо пить успокаивающее, т.к. читая этот текст , а потом читая перлы подобные ЭТОМУ и ЭТОМУ хочеться взять в руки какой нибудь предмет и начать причинять травмы опасные для здоровья комментаторам наподобие SERO с целью восстановление исторической справедливости.
ЗЫ: Хорошо хоть мое эго утешаеться тем что наш форум на порядок выше по удобству и дизайну. И сцуко не попадаються здесь идеологи всепланетного Халифата с вездесущими проповедями об истинности Ислама.
Доставка любых автозапчастей с крупнооптовых оптовых складов России в Симферополь - http://skifavto.com Если нет нужной вам запчасти у нас на сайте - это не значит что мы ее не сможем привезти, пишите нужный артикул в ЛС или звоните 7 (978) 732 09 70
Группа: Старожил
Сообщений: 2256
Регистрация: 31.07.07
Вне форума
Предупреждения: (0%)
Цитата(sstar @ 10 Октября, 2007, 0:38)
Для исследования стереотипов межнационального восприятия более важным представляется не физиологический возраст людей, а «исторический», что отражает условия и характер обработки их сознания, формировавшегося в разные периоды
Очень интересное сообщение. Жаль, что нет инфы о современных подобных исследованиях. Мнение исследуемого в 2000-м году контингента (ИМХО) идентично коллективному настроению большинства активных участников форума. Дело в возрасте?
Группа: Старожил
Сообщений: 2256
Регистрация: 31.07.07
Вне форума
Предупреждения: (0%)
Цитата(sstar @ 10 Октября, 2007, 21:07)
Есть статистика или только ИМХО?
Была бы статистика - я бы её привёл. Но я указал: ИМХО. "Вырос бы на голове оленя сад - я сказал бы: сад. Но выросло дерево... Так зачем же мне врать?" (прошу прощения за неточное цитирование)
Группа: Старожил
Сообщений: 2256
Регистрация: 31.07.07
Вне форума
Предупреждения: (0%)
sstar Если бы подобное исследование проводилось сегодня, его результаты сильно отличались бы от приведенных в статье? Если - да, то почему? Меня интересует Ваше мнение.
Batiy У меня тоже сплошное ИМХО. И без оснований для оптимизма. Не могу сходу даже вспомнить какой-нибудь пример улучшения, а не ухудшения, межнациональных отношений на постсоветском пространстве. Слишком лакомый механизм для грязных политиков, дающий прогнозируемый результат и легкую популярность.
Вряд ли сегодня результаты опроса были бы лучше. Скорее только хуже. Когда всем тяжело, то постоянные претензии одних на привилегии сначала привлекают внимание, затем вызывают раздражение, со временем переходящее в злобу.
Если бы Вы долго и тяжело стояли в длинной очереди, а группа людей попыталась бы пройти без очереди, ссылаясь на бабушку, которая занимала очередь в 1921 году, какая бы у Вас была реакция?
Если за 7 лет, прошедших со времени опроса, крымскиетатары ничего не смогли изменить в отношении других к себе, то может они в чем-то не правы? Как Вы думаете, в чем ошибка крымскихтатар и их политических руководителей? Или наплевательское отношение на представителей других национальностей и игнорирование их ответной реакции - сознательная позиция? Мне было бы интересно Ваше объективное суждение?
То что определенная часть Крымско-татарского населения закрепило общее негативное впечатление о своем народе - это факт. Достаточно вспомнить хотя бы случай в баре Катон. А что касается самозахватов.... пока у Власти такие граждане как Ющенко, Янукович, Тимошенко и компания врядли вопрос будет решен в нормальном правовом русле ибо Закон в этой стране один для всех, но все на него почему то забили. Если мэр Алушты сносит незаконные постройки, а его хотят за это посадить, тогда диагноз нашей власти ясен.... Вообще странная вещь получается, депортировали из Крыма много национальностей, а проблемы только с скими татарами. А еще есть народная мудрость... Непрошенный гость хуже татарина.... правда КВНщики на возмущение татар мудрость переделали..... Непрошенный гость лучше татарина. Обидно что власти вместо того чтобы бороться с самозахватами, кто бы эти захваты не осуществлял ибо это нарушение закона, нагнетает межнацианальное противостояние. И вообще пора жить по Украинским законам и конституции, и давно пора запретить такое явление как меджлис КТнарода. Но с таким президентом как Ющенко это вряд ли возможно ибо он первый коррупционер в стране. И ему выгодно опускать сограждан славян в Крыму чтобы поиметь голоса поддержки в Крыму. И не дай бог вывести из Севастополя черноморский флот, чувствую закончится это катастрофой дляКрыма.
То что определенная часть Крымско-татарского населения закрепило общее негативное впечатление о своем народе - это факт.
Не люблю я эти разговоры, да и нет времени отписаться нормально, но позволю себе напомнить нескольких простых вещей:
1. Быдло, наркота и оружие (холодное или горячее) не имеют национальности.
2. Мы видим не сами события, а информацию о событиях под определенным соусом (например, соус по-московски, который оставляет незабываемые ощущения у сторонников идеологии Крыма-Русского и всепланетного преимущества и незыблемости православия, зато вызывает изжогу и несварение у других людей)
3. Спасибо Бредоносцу знаю, что фраза "Хуже дурака, только одно дурак с инициативой" принадлежит Королеву. Что касается исследования на основе серьезной литературы, например: "Совершенно секретно", газета "Кафа" и, наконец, газета "Житуха" (умолчим о четко прослеживающимся "уклоном" г-на Попов Эдуарда Анатольевича), то это замечательный пример, для исследования...
Я не буду опираться на понятия свой чужой, я просто напомню, что есть понятие чистоплотность, не марайте свои мысли, Бог с ними: ртами и руками.
Обо всем остальном господа просто подумайте сами... Можно конечно под лозунгами, вытекающими из таких вот статей идти на баррикады в поисках счастья и мира, но можно и посмотреть объективно на то, что реально нужно чанам.
romanz Вы все высказали достаточно искренне и ясно в отличие от тех, кто рассуждениями о «простых вещах» пытаются камуфлировать истинные намерения. Поэтому не стоит доверять подобному словоблудию.
Наркотики могут иметь национальность, например, афганскую или колумбийскую, поскольку именно в этих странах опиумная продукция стала ведущей отраслью экономики, в которой задействована значительная часть населения. Бандитизм может иметь национальность, например, чеченскую, поскольку именно представители этой национальности в конце ХХ века возродили практику работорговли, в которую, благодаря тейповой системе, оказались втянутыми многие родственники. И криминальный передел землепользования в Крыму частично имееткрымскотатарское лицо, поскольку в отличие от других наций, у которых в этом переделе действительно участвуют отдельные представители, как правило, входящие во властные или финансово-промышленные структуры, у крымскихтатар самозахваты стали национальной формой экономического существования.
Поэтому любая правда об этом вызывает резкое отторжение, поскольку кому приятно, когда ему говорят, что за плачем о депортации 1944 года стоит банальное желание урвать кусок пожирнее. Отсюда и крики о московской пропаганде, поскольку крымскотатарская аргументация не выдерживает никакой критики. И обвинения в попытках создания Русского Крыма, поскольку Татарский Крым остается несбыточной мечтой. И желание облизать НАТО, как раньше облизали Гитлера.
Не стоит поддаваться разговорам о том, что «мы в Крыму сами разберемся». Уже разобрались и в результате обеспеченность крымскихтатарземлей (без квартирного учета и самозахватов) составляет 120% от их реальных нужд, в то время как обеспеченность недепортированных граждан земельными участками составляет 48,5%. Видимо справедливость по-крымскотатарски обладает особой спецификой.
Те материалы, которые выложены в этом топике не являются истинной в последней инстанцией, но достаточно объективны, как правило, взяты из украинских, в т.ч. крымских изданий, и могут стать некоторой основой для тех, кто хочет сформировать собственной мнение по данному вопросу. Удачи!
Несколькоинтересных исторических документов по теме.
Государственный Комитет Обороны товарищу Сталину И.В. 10 мая 1944 г.
Органами НКВД и НКГБ проводится в Крымуработа по выявлению и изъятию агентуры противника, изменников Родины, пособников немецко-фашистских оккупантов и другого антисоветского элемента.
По состоянию на 7 мая с.г. арестовано таких лиц 5381 человек.
Изъято незаконно хранящегося населением оружия 5995 винтовок, 337 пулеметов, 250 автоматов, 31 миномет и большое количество гранат и винтовочных патронов ...
Из частей Красной Армии к 1944 г. дезертировали свыше 20 тыс. татар, которые изменили Родине, перешли на службу к немцам и с оружием в руках боролись против Красной Армии ...
Учитывая предательские действия крымскихтатарпротив советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымскихтатар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма.
Считаем целесообразным расселить крымскихтатар в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР дляиспользования на работах как в сельском хозяйстве - колхозах, совхозах, так и в промышленности и на строительстве.
Вопрос о расселении татар в Узбекской ССР согласован с секретарем ЦК КП(б) Узбекистана т. Юсуповым.
По предварительным данным, в настоящее время в Крыму насчитывается 140-160 тыс. татарского населения. Операция по выселению будет начата 20-21 мая и закончена 1-го июня. Представляю при этом проект постановления Государственного Комитета Обороны, прошу Вашего решения.
Народный комиссар внутренних дел Союза ССР Л.Берия
Сов. секретно
Государственный Комитет Обороны ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОКО №5859сс от 11 мая 1944 года, Москва, Кремль
О крымскихтатарах
В период Отечественной войны многие крымскиетатары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступали в сформированные немцами добровольческиетатарские воинские части, боровшиеся против Красной Армии; в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками, участвуя в немецких карательных отрядах, крымскиетатары особенно отличались своими зверскими расправами по отношению советских партизан, а также помогали немецким оккупантам в деле организации насильственного угона советских граждан в германское рабство и массового истребления советских людей.
Крымскиетатары активно сотрудничали с немецкими оккупационными властями, участвуя в организованных немецкой разведкой, так называемых, «татарскихнациональных комитетах» и широко использовались немцами для целей заброски в тыл Красной Армии шпионов и диверсантов. «Татарскиенациональные комитеты», в которых главную роль играли белогвардейско-татарские эмигранты, при поддержке крымскихтатар направляли свою деятельность на преследование и притеснение нетатарского населенияКрыма и вели работу по подготовке насильственного отторжения Крыма от Советского Союза при помощи германских вооруженных сил.
Учитывая вышеизложенное, Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Всех татар выселить с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР. Выселение возложить на НКВД СССР. Обязать НКВД СССР (т. Берия) выселение крымскихтатар закончить к 1 июня 1944 г.
2. Установить следующий порядок и условия выселения:
а) разрешить спецпереселенцам взять с собой личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду и продовольствие в количестве до 500 килограммов на семью. Остающиеся на месте имущество, здания, надворные постройки, мебель и приусадебные земли принимаются местными органами власти; весь продуктивный и молочный скот, а также домашняя птица принимаются Наркоммясомолпромом, вся сельхозпродукция - Наркомзагом СССР, лошади и другой рабочий скот - Наркомземом СССР, племенной скот - Наркомсовхозов СССР. Приемку скота, зерна, овощей и других видов сельхозпродукции производить с выпиской обменных квитанций на каждый населенный пункт и каждое хозяйство. Поручить НКВД СССР, Наркомзему, Наркоммясомолпрому, Наркомсовхозов и Наркомзагу СССР к 1 июля с. г. представить в СНК СССР предложения о порядке возврата по обменным квитанциям спецпереселенцам принятого от них скота, домашней птицы и сельскохозяйственной продукции;
б) для организации приема от спецпереселенцев оставленного ими в местах выселения имущества, скота, зерна и сельхозпродукции командировать на место комиссию СНК СССР в составе: председателя комиссии т. Гриценко (заместителя председателя СНК РСФСР) и членов комиссии - т. Крестьянинова (члена коллегии Наркомзема СССР), т. Надьярных (члена коллегии НКМиМП), т. Пустовалова (члена коллегии Наркомзага СССР), т. Кабанова (заместителя Народного комиссара совхозов СССР), т. Гусева (члена коллегии НКФина СССР). Обязать Наркомзем СССР (т. Бенедиктова), Наркомзаг СССР (т. Субботина), НКМиМП СССР (т. Смирнова), Наркомсовхозов СССР (т. Лобанова) для обеспечения приема от спецпереселенцев скота, зерна и сельхозпродуктов командировать, по согласованию с т. Гриценко, в Крым необходимое количество работников; в) обязать НКПС (т. Кагановича) организовать перевозку спецпереселенцев из Крыма в Узбекскую ССР специально сформированными эшелонами по графику, составленному совместно с НКВД СССР. Количество эшелонов, станции погрузки и станции назначения по заявке НКВД СССР. Расчеты за перевозки произвести по тарифу перевозок заключенных;
г) Наркомздраву СССР (т. Митереву) выделить на каждый эшелон со спецпереселенцами, в сроки по согласованию с НКВД СССР, одного врача и две медсестры с соответствующим запасом медикаментов и обеспечить медицинское и санитарное обслуживание спецпереселенцев в пути;
д) Наркомторгу СССР (т. Любимову) обеспечить все эшелоны со спецпереселенцами ежедневно горячим питанием и кипятком. Для организации питания спецпереселенцев в пути выделить Наркомторгу продукты в количестве, согласно приложению №1.
3. Обязать секретаря ЦК КП(б) Узбекистана т. Юсупова, председателя СНК УзССР т. Абдурахманова и Народного Комиссара внутренних дел Узбекской ССР т. Кобулова до 1 июня с.г. провести следующие мероприятия по приему и расселению спецпереселенцев:
а) принять и расселить в пределах Узбекской ССР 140-160 тысяч человек спецпереселенцев - татар, направляемых НКВД СССР из Крымской АССР. Расселение спецпереселенцев произвести в совхозных поселках, существующих колхозах, подсобных сельских хозяйствах предприятий и в заводскихпоселках дляиспользования в сельском хозяйстве и промышленности;
б) в областях расселения спецпереселенцев создать комиссии в составе председателя облисполкома, секретаря обкома и начальника УНКВД, возложив на эти комиссии проведение всех мероприятий, связанных с приемом и размещением прибывающих спецпереселенцев;
в) в каждомрайоне вселения спецпереселенцев организовать районные тройки в составе председателя райисполкома, секретаря райкома и начальника РО НКВД, возложив на них подготовку к размещению и организацию приема прибывающих спецпереселенцев;
г) подготовить гуж-автотранспорт для перевозки спецпереселенцев, мобилизовав дляэтого транспорт любых предприятий и учреждений;
д) обеспечить наделение прибывающих спецпереселенцев приусадебными участками и оказать помощь в строительстве домов местными стройматериалами;
е) организовать в районах расселения спецпереселенцев спецкомендатуры НКВД, отнеся содержание их за счет сметы НКВД СССР;
ж) ЦК и СНК УзССР к 20 мая с.г. представить в НКВД СССР т. Берия проект расселения спецпереселенцев по областям и районам с указаниемстанции разгрузки эшелонов.
4. Обязать Сельхозбанк (т. Кравцова) выдавать спецпереселенцам, направляемым в Узбекскую ССР, в местах их расселения, ссуду на строительство домов и на хозяйственное обзаведение до 50.000 рублей на семью, с рассрочкой до 7 лет.
5. Обязать Наркомзаг СССР (т. Субботина) выделить в распоряжение СНК Узбекской ССР муки, крупы и овощей для выдачи спецпереселенцам в течение июня-августа с.г. ежемесячно равными количествами, согласно приложению №2. Выдачу спецпереселенцам муки, крупы и овощей в течение июня-августа с.г. производить бесплатно, в расчет за принятую у них в местах выселения сельхозпродукцию и скот.
6. Обязать НКО (т. Хрулева) передать в течение мая-июня с.г. для усиления автотранспорта войск НКВД, размещенных гарнизонами в районах расселения спецпереселенцев - в Узбекской ССР, Казахской ССР и Киргизской ССР, автомашин «Виллис» 100 штук и грузовых 250 штук, вышедших из ремонта.
7. Обязать Главнефтеснаб (т. Широкова) выделить и отгрузить до 20 мая 1944 года в пункты по указанию НКВД СССР автобензина 400 тонн и в распоряжение СНК Узбекской ССР - 200 тонн. Поставку автобензина произвести за счет равномерного сокращения поставок всем остальным потребителям.
8. Обязать Главснаблес при СНК СССР (т. Лопухова) за счет любых ресурсов поставить НКПСу 75.000 вагонных досок по 2,75 мтр. каждая с поставкой их до 15 мая с.г.; перевозку досок НКПСу произвести своими средствами.
9. Наркомфину СССР (т. Звереву) отпустить НКВД СССР в мае с.г. из резервного фонда СНК СССР на проведение специальных мероприятий 30 миллионов рублей.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И. СТАЛИН
Примечание: Норма на 1 человека в месяц: муки - 8 кг, овощей - 8 кг и крупы 2 кг. __________________________________________________________ P.S. Для сравнения: в блокадном Ленинграде по рабочей карточке выдавали 250 г хлеба, а служащим и членам семей - 125 г в сутки. И никаких круп, жиров, овощей и т.д.
Тем не менее, татарское меньшинство нисколько не было ущемлено в своих правах по отношению к «русскоязычному» населению. Скорее наоборот. Государственными языками Крымской АССР являлись русский и татарский. В основу административного деления автономной республики был положен национальный принцип: в 1930 г. были созданы национальные сельсоветы: русских 207, татарских 144, немецких 37, еврейских 14, болгарских 9, греческих 8, украинских 3, армянских и эстонских - по 2. Кроме того, были организованы национальные районы. В 1930 г. было 7 таких районов: 5 татарских (Судакский, Алуштинский, Бахчисарайский, Ялтинский и Балаклавский), 1 немецкий (Биюк-Онларский, позже Тельманский) и 1 еврейский (Фрайдорфский). Во всех школах дети нацменьшинств учились на своем родном языке.
Источник: "Крым многонациональный. Вопросы и ответы". Вып. 1. / Сост. Н.Г.Степанова. Симферополь: Таврия, 1988.
У Вас мания величия. Сколько людей на этом форуме писали, что у Вас наблюдается зацикленность на крымскотатарской тематике? Причем ничем не объяснимая (В Крыму Вы не живете, Ваши предки здесь тоже не жили, крымскихтатар Вы видели всего несколько раз в жизни (может быть, даже не общались в живую).
Мне нужен ответ только на 1 вопрос - откудаэто у Вас? С какой такой радости человек тратит огромное количество своего времени на открытие тем, обсуждение различных вопросов именно по крымскотатарской тематике, причем с ярко выраженным негативным отношением к этому народу?
Вы как всегда мимо кассы, GFD. Разговор не обо мне или моих личных способностях, а об отсутствии у Вас и Ваших соратников аргументов, поскольку невозможно объяснить то, что алогично и противоестественно с точки зрения любого нормального человека.
Цитата
Мне нужен ответ только на 1 вопрос - откудаэто у Вас? С какой такой радости человек тратит огромное количество своего времени на открытие тем, обсуждение различных вопросов именно по крымскотатарской тематике, причем с ярко выраженным негативным отношением к этому народу?
Отвечу. Я не знаю, диктуется ли Ваша позиция собственными убеждениями или стимулируется Вашими сородичами, но я достаточно прочитал постов сторонников крымскотатарской эксклюзивности, которые из-за неспособности аргументированного противостояния, предпочитают использовать методы личной дискредитации.
Поэтому, повторю, то, что я однажды уже написал: все мои высказывания на этом форуме отражают мои личные убеждения, сделаны по личной инициативе и не имеют никакого отношения к моей профессиональной деятельности.
У меня нет негативного отношения ни к одному народу, включая крымскотатарский, а только к той ее части, которая, не обладая какими-либо личными выдающими способностями, почему-то уверена, что только их национальная принадлежность является основанием для собственного возвеличивания над представителями других национальностей или особого отношения со стороны государства.
Многие мои родственники воевали в Великую Отечественную и некоторые погибли за свою Родину, и я считаю своим долгом не поднимать рюмку водки на 9 Мая, а сделать все от меня зависящее (в меру способностей), чтобы потомки тех, кто их убивал, прислуживая Гитлеру, не паразитировали в этой пусть сегодня и разделенной стране, унижая память погибших.
И я, родившийся и всю жизнь проживший на Украине, не хочу, чтобы мои близкие, которые там продолжают, как многие другие честные люди, трудно жить, гордо отвергая мои помощь, оказались людьми второго сорта по сравнению с теми, кто, ничего не сделав для блага этой страны, а, приехав из Узбекистана 3-5 лет назад и, зачастую не имея украинского гражданства, нагло пытаются урвать то, что им не принадлежит ни по закону, ни по совести.
И я, какрусский, искренне болеющий за свою Россию и за свою Украину, искренне уверен, что может быть украинским или русским, но никогда, слышите GFD, никогда не будет татарским. Для создания своего государства мало носиться с этногенезом, дляэтого надо обладать государственной ментальностью, которая не ограничивается границами самозахватов, и, прежде всего, выражается в межнациональном уважении.
Поэтому, GFD, я буду продолжать помещать материалы, чтобы такие как Вы (ничего личного) не морочили голову нормальным людям, которые имеют право на правду и собственные выводы.